Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как изменился рынок аренды товаров за время карантина
Рынок аренды растет во всем мире. По оценке Allied market research, только в сегменте проката одежды онлайн он увеличится на 10% и достигнет $1,856 млн к 2023 году. При этом отмечается рост вложений в отрасль. В США еще в декабре 2016 сервис по аренде женских вещей Rent the Runway объявил о привлечении $60 млн, затем сумма достигла $500 млн, а оценка компании в 2019 году составила $1 млрд. В России рынок аренды вещей также растет и захватывает все новые направления. По данным РАЭК и PBN Hill+Knowlton Strategies, с 2017 года прирост составляет от 20% до 30% ежегодно, и в этом году ожидался очередной скачок вверх. Однако пандемия коронавируса внесла свои коррективы. Какие именно – рассказывает сооснователь сервиса аренды вещей Next2U Екатерина Крайванова.
Самые популярные направления аренды после автомобилей:
29,9% |
|
Товары для детей |
18,0% |
Туризм и активный отдых |
18,0% |
Декор, мебель и оборудование для мероприятий |
13,5% |
13,5% |
|
Инструменты |
4,5% |
Медицина |
1,5% |
Музыкальные инструменты |
0,4% |
Другое |
0,7% |
Прибыль под угрозой
Рынок аренды непродовольственных товаров в РФ на 2019 год оценивается в 12 млрд рублей, 10 млрд из них – автомобили, по данным сервиса аренды вещей Next2U на основе запросов в поисковых системах Яндекс и Google в 2019 году в Москве. В этом году ожидался рост на 20–25% и открытие десятков новых прокатных компаний. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что этого не произойдет.
Все дело в том, что пик спроса на наиболее популярные категории аренды – одежду, товары для детей, туристическое снаряжение и оборудование для мероприятий – приходится на весну и лето. Это закономерно: в теплое время года люди уезжают в путешествия, для которых арендуют детские кресла и палатки и охотнее организовывают свадьбы, что рождает интерес к прокату платьев и техники для торжеств. Если в более теплых странах сезонность менее заметна из-за особенностей климата, то в России начала весны ждут большинство арендодателей. Часть из них распределяют полученный в эти месяцы доход на весь год. Но прибыль этой весны попала под удар.
Фото: pixabay.com
Резкое снижение спроса
Отмена мероприятий, закрытие ресторанов и самоизоляция моментально отразились на количестве запросов, на сайте Next2U падение запросов на аренду составило порядка 80%. Большая часть оставшихся – это отложенный спрос. Число фактических аренд по направлениям одежда, товары для детей, туризм, декор и оборудование для мероприятий упало на 95%.
Такая ситуация привела к закрытию ряда прокатов (многие из них перестали вести соцсети и отвечать на запросы) или отказу от шоу-румов и переходу на формат доставки (например, odevaev.com). Они столкнулись с полным отсутствием выручки, необходимостью платить зарплату и арендную плату за помещения. К слову, оплата труда оказалась сложностью не только для российских компаний. Американский прокат одежды премиум-сегмента Rent the Runway хоть и объявил о поддержке своих работников, компенсациях и оплачиваемых отпусках, столкнулся с недовольством и критикой бывших сотрудников компании, которые говорят об увольнениях и сокращениях зарплат.
Стабильность показали компании, которым удалось договориться со своими сотрудниками и владельцами помещений о новых условиях. Те, кто закрылся, надеются вернуться к работе, но пока не уверены в этом. Есть и те, кто нашел выход из сложной ситуации с арендодателем в переезде шоу-рума, например, Lux Dress Rent скоро откроет свои двери, но уже в другом помещении.
Новые потребительские привычки
Удержать спрос таким же, каким он был до пандемии, оказалось невозможно, но нашлось другое решение – запуск новых направлений. Карантин породил целую культуру самоизоляции: вечеринки в Zoom, online-концерты, участившиеся доставки из ресторанов и баров, но главное, что сыграло на руку российскому арендному бизнесу, – интерес к домашним тренировкам. Спортивное оборудование практически не было представлено в ассортименте прокатов, однако сотрудничество агрегаторов с фитнес-клубами позволило сформировать предложение. Почти нулевой спрос на аренду кардиотренажеров вырос на 560%. На рынке появились новые игроки, компании, чьей профильной деятельностью не является аренда, но аренда стала для них источником дополнительного дохода и возможностью диверсификации. Например, сеть фитнес-клубов MyFitLab, «Фитнесстиль», «ЭЛИС».
Фото: pixabay.com
Также на 160% выросла аренда игровых приставок и бытовой техники – в первую очередь роботов – мойщиков окон и кухонной техники, люди занимались домом и готовкой на карантине больше, чем обычно. Эти категории пользовались спросом и раньше, но не таким высоким. За рубежом также оказался заметен спрос именно на технику. Сервис аренды любых вещей Fat Lama, действующий в Великобритании и США, сообщает, что во время пандемии сохранился спрос на скутеры, мойки высокого давления, проекторы, микрофоны.
Однако не все смогли извлечь пользу из новых привычек клиентов. Несмотря на то что многие крупные прокаты одежды использовали в своих рекламных кампаниях как повод для аренды Zoom-вечеринки, не так много клиентов пошли на это, так что компании понесли убытки.
Тренды и прогнозы
В мае Boston Consulting Group совместно с холдингом «Ромир» провели исследование потребительских настроений с участием 1200 респондентов по всей России. По полученным данным, потребители намерены сократить свои расходы на 90% товаров и услуг, в том числе на развлечения и рестораны, покупку техники и других товаров длительного пользования. Респонденты рассчитывают, что смогут позволить себе вернуться к тратам прежнего уровня не раньше, чем через год. На фоне такого падения потребительской активности на рынке продажи непродовольственных товаров может вырасти спрос на их аренду. Это поможет потребителям получить необходимую функцию от вещи, заплатив за нее в среднем только 5–10% стоимости.
Экономия потребителей приведет к еще одному тренду – сдаче в аренду своих вещей частными арендодателями. Заработок на уже совершенных покупках без необходимости расставаться с ними навсегда имеет шансы стать столь же обыденным, как продажа вещей на Авито. Такой пассивный доход может быть неплохим подспорьем – например, сдавая домашний велотренажер в аренду, можно заработать около 7 тыс. рублей в месяц, а перфоратор – 1,5 тыс. рублей за три дня.
Фото: pixabay.com
Необходимость экономии и более сложный процесс принятия решения о дорогостоящей покупке стимулируют развитие нового направления на этом рынке, гибрида аренды и продажи – тест-драйва. Использование этого инструмента стимуляции продаж уже не ограничивается автомобильным рынком.
Еще в прошлом году новую услугу предложили Karcher, Xbox, Apple и Samsung. В России этой весной тест-драйв как новый канал продаж запустили бренды Thule, Moon, Britax Roemer, а также сетевой магазин «Олант». Они предлагают бесплатную аренду товаров на неделю перед покупкой. Побочной выгодой тест-драйва для бренда является обратная связь от клиентов, возможность собрать возражения и недовольства, чтобы затем их отработать – либо в рекламной кампании, либо уже в новой модели товара. Например, бренд Thule получил много похожих замечаний об одной из моделей детских колясок: потенциальных покупателей смущало, что ребенок в ней не может сидеть под углом 90 градусов. В следующих коммуникациях с клиентами дистрибьютор и дилеры стали делать акцент, что эта особенность продиктована требованиями безопасности: так как коляска используется для бега, у нее есть существенные отличия от традиционных. Таким образом бренд получает от тест-драйва не только новые продажи, но и обратную связь от реальных покупателей, экономя на исследованиях локального рынка.
Retail.ru
Вас также могут заинтересовать статьи:
GfK: эффект COVID и новые привычки потребителей
Что предложить клиенту Пятачку, Винни-Пуху и Кролику?
Не ковидом единым: мотивация персонала сетей в период пандемии
Логистические тренды 2020–2021 года: влияние пандемии COVID-19 на перевозки
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.