Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
14 328

Поделиться

Как изменились зарплаты в рознице в 2022 году

Ритейл традиционно отличается подвижностью кадров, особенно – линейного персонала, который остается одним из самых востребованных на рынке. Retail.ru изучил, как изменился спрос на сотрудников розницы в 2022 году, сколько платят продавцам, кассирам, мерчендайзерам и директорам, чего требуют за эти деньги, и зачем нужны такие новые специфические должности как кризис-стор-менеджер.

Фото: «Авито Работа»

Артем Кумпель. Фото: «Авито Работа»

Линейный персонал ритейла – один из самых востребованных на рынке труда. Как рассказал Артем Кумпель, управляющий директор «Авито Работа», вакансии в сфере продаж занимают 18% от числа всех объявлений о найме, размещенных на площадке в целом по России. Эта доля варьируется в разных регионах, но отрасль неизменно входит в топ-3 по спросу на кадры. Например, в Краснодаре и Самаре на продажи приходится 18% вакансий, в Уфе и Нижнем Новгороде – 17%. В Екатеринбурге эта доля хоть и составляет 11%, но занимает второе место по востребованности персонала. «Количество объявлений о найме линейного персонала магазинов постоянно растет, – говорит Артем Кумпель.

– За год по всей стране вакансий стало на 6% больше, в Красноярске и Перми — на 10%, в Новосибирске – на 12%. Лидером по приросту стала Самара, где компании в сфере продаж разместили на 28% больше вакансий. Исключение составила только российская столица, где количество предложений осталось таким же, что и год назад».

Фото: «Слата»

Юлия Сотникова. Фото: «Слата»

Директор по персоналу сетей «Слата» и «ХлебСоль» Юлия Сотникова подтверждает высокую текучесть и ротацию персонала: «Продуктовый ритейл с его высокой динамикой традиционно отличается от других видов бизнеса подвижностью кадров. Дополнительно мы сталкиваемся с регулярным ростом текучести в летний период, когда на рынке труда увеличивается количество сезонных предложений в строительной и добывающей отраслях, повышается объем оказываемых услуг гостинично-ресторанного бизнеса. Как правило, наибольшую потребность наши сети испытывают в категории «вспомогательный персонал» с функционалом погрузки-разгрузки и уборки помещений».

Фото: «Пятерочка»

Лилия Дерябина. Фото: «Пятерочка»

Сети «Пятерочка» удалось решить проблему нехватки персонала. «Мы закрываем вакансии в соответствии с графиком и потребностями – системных проблем у нас с укомплектованностью нет, – говорит Лилия Дерябина, директор по управлению персоналом и организационному развитию. – Почти 90% персонала «Пятерочки» – это сотрудники магазинов, и на таких специалистов, как продавцы-кассиры, пекари, сборщики заказов, есть и всегда будет спрос. В целом, текучесть персонала за три последних года у нас сократилась в два раза».

Фото: Nekrasov Eugene/shutterstock

Фото: Nekrasov Eugene/shutterstock

Профессии-близнецы: продавцы-консультанты, кассиры и просто продавцы

В ритейле обычно требуется основной линейный персонал – продавцы-кассиры, работники торговых залов и складов. Возглавляют список самых востребованных работников, и не только в торговле, но и среди всех других сфер, продавцы-консультанты. Им адресовано 6% от всех предложений трудоустройства по России. В топе также кассиры – 5% от числа всех вакансий на «Авито Работе».

В рейтинге вакансий HeadHunter продавец-консультант занимает первую строку, в настоящее время на портале размещено 143 848 вакансий на эту должность. За ним следуют профессии-близнецы – продавец-кассир (88 853 вакансии) и продавец (40 795).

В «Пятерочке» должность называется «продавец-кассир». В сети «Низкоцен», по словам коммерческого директора Ирины Кропотиной, должности разделяются – есть продавец-кассир и есть оператор торгового зала, который кассой совсем не занимается.

В сетях «Слата» и «ХлебСоль» придерживаются мирового тренда многофункциональности. Любой линейный сотрудник успешно совмещает все функции, необходимые для организации операционных процессов в торговых точках.

Подобная ситуация и в сети «Жизньмарт», где должность тоже называется «продавец-универсал». «Мы отстраиваемся от других сетей еще и тем, что у нас нет отдельно курьера, продавца, кассира, все эти роли совмещает продавец-универсал, – рассказывает Юлия Самусенко, директор по маркетингу «Жизньмарт». – Его обучает профессиональный бариста, так что он может варить вкусный кофе, а также умеет печь выпечку, сам может относить заказы и выполняет функции кассира. Он может вырасти до директора магазина, и таких случаев у нас уже несколько. Есть те, кто начинал продавцом-универсалом, а сейчас стал партнером».

Фото: «Красный Яр»
Ирина Краева. Фото: «Красный Яр»

В сетях «Красный Яр» и «Батон» должность продавца так и называется – «продавец». «Все штатные линейные сотрудники, как правило, «универсалы», которые обучаются абсолютно любому функционалу, – рассказывает Ирина Краева, директор по персоналу ГК «Красный Яр». – Распределяет задачи в коллективе уже директор магазина. Но мы стремимся, чтобы изначально все работали универсально на всех направлениях. У нас почти нет магазинов крупных форматов, и узкая специализация не требуется. Поэтому продавец – это и кассир, и консультант на кассе самообслуживания, и консультант в торговом зале в любом из отделов. Конечно, когда публикуем вакансии, приходится заниматься творчеством и формулировать разные названия должностей, дробя их по функционалу, поскольку платформы не позволяют публиковать вакансии с одинаковыми названиями дважды. Отсюда и возникает такое разнообразие на том же HeadHunter».

Но вот в магазинах сети «Магнит» должности называются по-разному в зависимости от сопутствующего функционала: есть продавцы, продавцы-универсалы, продавцы-консультанты.

В залах салонов мебельной сети Mr.Doors работают дизайнеры-консультанты. Кассира в салонах нет. Дизайнеры-консультанты разрабатывают профессиональный проект мебели в программах и далее сами оформляют договор и оплату.

Как рассказали в пресс-службе Melon Fashion Group, позиции кассира в магазинах группы в штатном расписании нет. Кассовую дисциплину знает вся команда: от продавца до директора магазина. Группа продолжает держать курс на работу с командой и поддержание комфортной рабочей атмосферы, считая, что в ситуации высокой конкуренции на рынке труда этот фокус наиболее актуален.

Чему учить и как платить

За последние три года обязанности кассиров и продавцов кардинально не изменились, но так как ритейлеры активно внедряют новые технологии и системы, линейный персонал приходится все больше обучать. В «Пятерочке» основное требование к кандидату – желание работать, учиться и помогать людям, необходимым навыкам обучают на месте. Сеть заинтересована в том, чтобы учить сотрудников пользоваться современными ИТ-инструментами. В магазинах есть наставники, которые поддерживают новичков, упрощаются многие бизнес-процессы, чтобы людям было комфортнее работать.

В компании «Слата» тоже нацелены на обучение. «Достаточно часто на линейные позиции мы рассматриваем кандидатов без опыта работы, поэтому необходимо более глубокое погружение в должность, – рассказывает Юлия Сотникова. – Процесс обучения многофункциональных должностей подразумевает освоение большого объема информации. Линейный персонал проходит обучение в дистанционном формате: можно учиться с помощью смартфона, где угодно и в любое удобное время. Программа обучения составлена по принципу «от простого к более сложному» и основана на принятых в компании регламентах. Благодаря такому процессу обучения сотрудник понимает границы своего функционала и параллельно знакомится с правилами работы». Дополнительных требований кандидатам на линейные позиции «Слата» не предъявляет, так как уровень должности «продавец» подразумевает начало карьеры. Глобальные мировые изменения, пандемия Covid-19 были учтены и в процессах работы с персоналом всех должностей в компании. При этом на этапе трудоустройства не предъявляются требования обязательной вакцинации, но, заботясь о персонале и покупателях, «Слата» считает необходимым поддерживать коллективный иммунитет через организацию регулярных профилактических прививок от Covid-19.

По данным компании HeadHunter, в топ-5 навыков продавцов-кассиров в вакансиях 2020–2022 годов входили умение работать в команде – 27% (доля вакансий с указанным навыком), грамотная речь – 20%, пользователь ПК – 18%, активные продажи – 17%, навыки продаж – 14%.

Зарплаты продавца разнятся в Москве и других городах-миллионниках. Самая высокая медианная зарплата в Москве – она составляет 48,8 тыс. руб., на втором месте Санкт-Петербург – 43,4 тыс. руб., на третьем Новосибирск – 35 тыс. руб., самая низкая зарплата в Волгограде – 29,8 тыс. руб. (см. таблицу Предлагаемые медианные зарплаты).

Следующий по востребованности линейный сотрудник – мерчандайзер. Предлагаемая медианная зарплата мерчандайзера в Москве – 42,7 тыс. руб., в Санкт-Петербурге – 36,4 тыс. руб., в Новосибирске – 32,3 тыс. руб. Самая низкая в Перми – 25,7 тыс. руб.

Товаровед занимает седьмое место в рейтинге линейных вакансий. Его медианная зарплата составляет: в Москве – 52,2 тыс. руб., в Санкт-Петербурге – 47,2 тыс. руб., в Нижнем Новгороде – 41,4 тыс. руб., самая низкая в Волгограде – 35 тыс. руб. (данные HeadHunter).

Фото: VPales/shutterstock

Фото: VPales/shutterstock

Бизнес-мышление директора

Директора магазинов занимают пятую строчку в рейтинге вакансий ритейла, составленных компанией HeadHunter. В топ-5 навыков для директоров магазинов в 2020–2022 годах входили: управление персоналом – 31% вакансий с указанным навыком, обучение персонала – 21%, организаторские навыки – 17%, управление продажами – 14%, работа в команде – 12%.

Предлагаемая медианная зарплата директора магазина на сайте HeadHunter в 2022 году составила 86 тыс. руб. в Москве, в Нижнем Новгороде – 70 тыс. руб., на третьем месте Санкт-Петербург – 68 тыс. руб., на четвертом Екатеринбург – 65,9 тыс. руб. Самая низкая предлагаемая директорам зарплата в Волгограде – 47,5 тыс. руб.

Ритейлеры отмечают, что в связи с пандемией у директоров магазинов появились дополнительные обязанности, связанные с профилактикой заболевания Covid-19. Теперь они должны контролировать проветривание помещений, измерение температуры тела сотрудников с заполнением специальных журналов, обработку дезинфицирующими средствами всех рабочих поверхностей (тележек, корзин, дверных ручек, прикассовой зоны). Также директора обеспечивают наличие средств индивидуальной защиты у сотрудников, дезинфицирующих средств в торговых и подсобных помещениях.

Работа директора становится все более оцифрованной. Например, в компании «Слата» для повышения качества управления операционными процессами был автоматизирован обмен информацией между бэк-офисом и директором магазина.

«Теперь основную массу задач директор магазина получает через мобильное приложение, в нем же фиксируется результат выполнения, – рассказывает Юлия Сотникова. – Также директор магазина использует приложение для получения достоверной аналитической информации по результатам аудитов и т.д. Подобное решение позволяет увеличить эффективность бизнеса за счет оптимизации использования ресурсов и повышения производительности труда. На основе данных из приложения формируются рейтинги директоров магазинов, которые учитываются при создании кадрового резерва».

Офисы дают директорам все больше свободы действий на местах. В сети «Пятерочка», по словам Лилии Дерябиной, полностью пересмотрели роль директоров магазинов, дали им больше свободы, полномочий и возможностей: «Находясь в офисе, мы не знаем потребности каждого гостя, а директора на местах знают. В проекте «Директор магазина-партнер», который мы запустили осенью 2021 года, уже свыше 1,2 тыс. участников. Они могут по своему усмотрению, исходя из общих целей компании, развивать магазин, чтобы он приносил прибыль, а также увеличивать свой доход. Директора сами решают – кого брать в команду, каким будет ассортимент, по какому графику он будет работать. Таким образом создается культура партнерства, развивается бизнес-мышление».

Привлечь и удержать

Главным способом привлечения персонала, конечно, остается заработная плата. По данным «Авито Работа», в сфере продаж в среднем по России медианные заработки выросли на 5% – с 30 до 31,5 тыс. руб. В лидерах по размеру выплат традиционно две столицы. Медианные заработки сибиряков выше среднего уровня по России.

Медианные зарплаты в городах России, II квартал 2022 года

Директор (управляющий)

Продавец-консультант

Кассир

Мерчандайзер

Товаровед

Грузчик

Уборщик

Вся Россия

50 000

30 000

28 000

28 500

35 000

30 000

22 000

Екатеринбург

50 000

34 500

31 000

34 500

41 000

30 000

23 500

Казань

45 000

31 500

29 500

32 500

32 500

31 500

22 000

Краснодар

50 000

30 000

30 000

33 500

40 000

35 000

23 000

Красноярск

40 000

32 500

36 000

29 000

40 000

32 000

22 500

Москва

77 000

52 000

42 500

43 000

52 000

42 500

40 000

Нижний Новгород

50 000

32 500

32 000

29 000

40 000

30 000

23 000

Новосибирск

48 000

30 000

34 500

37 500

40 000

32 500

24 000

Пермь

40 000

27 000

26 500

27 500

27 000

28 000

18 500

Самара

43 000

30 000

28 000

26 500

25 000

30 000

19 500

Санкт- Петербург

60 000

45 000

38 000

38 000

46 000

40 000

33 000

Тюмень

50 000

30 500

28 500

27 000

35 000

30 000

21 500

Уфа

40 000

30 000

26 500

26 000

32 000

29 000

20 000

Источник: «Авито Работа»

«Компании используют все доступные варианты для привлечения работников: принимают и обучают кандидатов без опыта, оплачивая им стажировку; обсуждают с ними гибкий график, чтобы люди могли совмещать смены с учебой или другой работой; расширяют корпоративные льготы; оформляют полисы ДМС и пенсионные программы; предоставляют бонусы в виде бесплатных обедов, доставки домой по вечерам, абонементов для занятий спортом или детских подарков, – рассказывает Артем Кумпель. – Крупные торговые сети в городах-миллионниках охотно принимают на работу жителей из других регионов, компенсируя им затраты на переезд, предоставляя места в общежитии и бесплатное питание».

В компании «Слата» для сохранения и поддержки линейного персонала действует система льгот и поощрений: доплата за стаж работы, различные виды материальной помощи, компенсация затрат на детские сады, подарки для детей сотрудников к различным событиям и многое другое. Уровень дохода линейного персонала сетей соответствует среднерыночному, при этом каждый продавец имеет возможность быстрого карьерного роста, а значит, и увеличения своего дохода.

Меняется время – меняются должности

Традиционные профессии остаются, но вместе с ними в магазинах появляются новые должности и функции. Два года назад пандемия и связанные с нею ограничительные меры привели к стремительному развитию онлайн-продаж и, как следствие, к быстро возросшему спросу на сборщиков заказов, комплектовщиков и курьеров. «Сейчас эти сотрудники не входят в число самых востребованных кадров, но среди более чем 900 тыс. вакансий, опубликованных на «Авито Работа», на такие позиции стабильно приходится от 50 до 90 тыс. объявлений.

«В пандемию был и до сих пор остается высокий спрос на сборщиков заказов и курьеров, – подтверждает Лилия Дерябина. – Профессии эти, конечно, не новые, но их значимость и количество вакансий за последнее время заметно возросли – в 3–4 раза за последние пару лет по оценкам разных сервисов.

В сетях Melon Fashion Group появилась масса новых линейных профессий. В магазинах Zarina за последний год была введена новая позиция «старший продавец», ставшая промежуточным этапом между продавцом и заместителем директора. Это позволяет растить и развивать таланты внутри команды. В befree появилась позиция «кризис-стор-менеджер» – это руководитель магазина с высокой профессиональной экспертизой в вопросах кризисного управления ситуациями в магазине и при открытии новых магазинов. Также появился «тренер по визуальному мерчандайзингу», который является наставником в проекте «Школа декоратора», собственном проекте бренда. Есть еще «продавец-декоратор» – это выпускник «Школы декоратора», где проходит обучение основам мерчандайзинга и стилистики. По итогам проекта есть возможность дополнительной мотивации персонала линейных должностей, формирование кадрового резерва для должностей, связанных с визуальным мерчандайзингом.

Часто ритейлеры привлекают временный персонал. Подработка – один из главных современных трендов на рынке массовых профессий, популярный как среди соискателей, так и среди работодателей. Привлекая дополнительных сотрудников, компании закрывают потребность в кадрах в пиковые часы нагрузки, в случае болезни штатных работников или их отпусков.   

При этом соискатели, ищущие как постоянное место, так и подработку, стали более требовательны к условиям труда и к самим компаниям. Если раньше в пользу работодателя могла сыграть даже минимальная разница в оплате, то теперь кандидаты чаще обращают внимание на стабильность и надежность предприятия. Например, на «Авито Работа» больше откликов получают объявления о найме с отметкой «Компания проверена». Она означает, что работодатель относится к числу благонадежных. Проверка основных юридических и финансовых документов компаний для возможного присвоения значка «Компания проверена» запущена год назад, а недавно введена еще одна функция: теперь бывшие и действующие сотрудники компаний могут оставлять о них отзывы – о соответствии зарплат указанным в вакансиях, о своевременности выплат, о возможных штрафах и взносах и оплате переработок – и делать более уверенный выбор следующего места работы.

Предлагаемые медианные зарплаты (руб.) по городам-миллионникам, 2022 год

Грузчик

Директор магазина, директор сети магазинов

Мерчандайзер

Продавец-консультант, продавец-кассир

Промоутер

Супервайзер

Товаровед

Уборщица, уборщик

Москва

47 800

86 000

42 700

48 800

55 400

94 000

52 200

40 100

Санкт-Петербург

42 800

68 800

36 400

43 400

40 000

77 800

47 200

31 000

Новосибирск

37 600

60 000

32 300

35 000

23 500

70 000

37 400

23 400

Казань

35 000

60 000

30 000

34 100

25 000

65 800

40 000

22 500

Ростов-на-Дону

35 000

52 500

28 300

33 400

18 500

69 000

38 900

22 600

Екатеринбург

34 800

65 900

30 000

35 000

23 000

70 300

41 100

24 000

Красноярск

34 800

60 000

29 600

34 900

25 000

65 000

40 800

23 700

Нижний Новгород

33 700

70 900

30 000

34 400

20 000

60 800

41 400

20 200

Воронеж

33 600

56 400

29 900

32 200

30 000

67 600

39 500

22 100

Самара

32 500

53 200

28 700

31 500

30 000

70 000

38 000

20 300

Волгоград

30 000

47 500

27 000

29 800

24 000

57 500

35 000

18 900

Уфа

30 000

51 900

28 200

30 500

32 800

64 800

35 300

22 000

Челябинск

30 000

49 000

28 900

30 200

29 500

69 600

38 200

20 100

Пермь

28 500

50 000

25 700

30 100

20 000

60 300

36 400

19 000

Омск

28 400

60 000

27 400

29 800

20 000

67 000

37 500

19 100

Источник: HeadHunter

Валерия Миронова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»

О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами