Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как изменились зарплаты в рознице в 2022 году
Ритейл традиционно отличается подвижностью кадров, особенно – линейного персонала, который остается одним из самых востребованных на рынке. Retail.ru изучил, как изменился спрос на сотрудников розницы в 2022 году, сколько платят продавцам, кассирам, мерчендайзерам и директорам, чего требуют за эти деньги, и зачем нужны такие новые специфические должности как кризис-стор-менеджер.
Артем Кумпель. Фото: «Авито Работа»
Линейный персонал ритейла – один из самых востребованных на рынке труда. Как рассказал Артем Кумпель, управляющий директор «Авито Работа», вакансии в сфере продаж занимают 18% от числа всех объявлений о найме, размещенных на площадке в целом по России. Эта доля варьируется в разных регионах, но отрасль неизменно входит в топ-3 по спросу на кадры. Например, в Краснодаре и Самаре на продажи приходится 18% вакансий, в Уфе и Нижнем Новгороде – 17%. В Екатеринбурге эта доля хоть и составляет 11%, но занимает второе место по востребованности персонала. «Количество объявлений о найме линейного персонала магазинов постоянно растет, – говорит Артем Кумпель.
– За год по всей стране вакансий стало на 6% больше, в Красноярске и Перми — на 10%, в Новосибирске – на 12%. Лидером по приросту стала Самара, где компании в сфере продаж разместили на 28% больше вакансий. Исключение составила только российская столица, где количество предложений осталось таким же, что и год назад».
Юлия Сотникова. Фото: «Слата»
Директор по персоналу сетей «Слата» и «ХлебСоль» Юлия Сотникова подтверждает высокую текучесть и ротацию персонала: «Продуктовый ритейл с его высокой динамикой традиционно отличается от других видов бизнеса подвижностью кадров. Дополнительно мы сталкиваемся с регулярным ростом текучести в летний период, когда на рынке труда увеличивается количество сезонных предложений в строительной и добывающей отраслях, повышается объем оказываемых услуг гостинично-ресторанного бизнеса. Как правило, наибольшую потребность наши сети испытывают в категории «вспомогательный персонал» с функционалом погрузки-разгрузки и уборки помещений».
Лилия Дерябина. Фото: «Пятерочка»
Сети «Пятерочка» удалось решить проблему нехватки персонала. «Мы закрываем вакансии в соответствии с графиком и потребностями – системных проблем у нас с укомплектованностью нет, – говорит Лилия Дерябина, директор по управлению персоналом и организационному развитию. – Почти 90% персонала «Пятерочки» – это сотрудники магазинов, и на таких специалистов, как продавцы-кассиры, пекари, сборщики заказов, есть и всегда будет спрос. В целом, текучесть персонала за три последних года у нас сократилась в два раза».
Фото: Nekrasov Eugene/shutterstock
Профессии-близнецы: продавцы-консультанты, кассиры и просто продавцы
В ритейле обычно требуется основной линейный персонал – продавцы-кассиры, работники торговых залов и складов. Возглавляют список самых востребованных работников, и не только в торговле, но и среди всех других сфер, продавцы-консультанты. Им адресовано 6% от всех предложений трудоустройства по России. В топе также кассиры – 5% от числа всех вакансий на «Авито Работе».
В рейтинге вакансий HeadHunter продавец-консультант занимает первую строку, в настоящее время на портале размещено 143 848 вакансий на эту должность. За ним следуют профессии-близнецы – продавец-кассир (88 853 вакансии) и продавец (40 795).
В «Пятерочке» должность называется «продавец-кассир». В сети «Низкоцен», по словам коммерческого директора Ирины Кропотиной, должности разделяются – есть продавец-кассир и есть оператор торгового зала, который кассой совсем не занимается.
В сетях «Слата» и «ХлебСоль» придерживаются мирового тренда многофункциональности. Любой линейный сотрудник успешно совмещает все функции, необходимые для организации операционных процессов в торговых точках.
Подобная ситуация и в сети «Жизньмарт», где должность тоже называется «продавец-универсал». «Мы отстраиваемся от других сетей еще и тем, что у нас нет отдельно курьера, продавца, кассира, все эти роли совмещает продавец-универсал, – рассказывает Юлия Самусенко, директор по маркетингу «Жизньмарт». – Его обучает профессиональный бариста, так что он может варить вкусный кофе, а также умеет печь выпечку, сам может относить заказы и выполняет функции кассира. Он может вырасти до директора магазина, и таких случаев у нас уже несколько. Есть те, кто начинал продавцом-универсалом, а сейчас стал партнером».
Ирина Краева. Фото: «Красный Яр»
В сетях «Красный Яр» и «Батон» должность продавца так и называется – «продавец». «Все штатные линейные сотрудники, как правило, «универсалы», которые обучаются абсолютно любому функционалу, – рассказывает Ирина Краева, директор по персоналу ГК «Красный Яр». – Распределяет задачи в коллективе уже директор магазина. Но мы стремимся, чтобы изначально все работали универсально на всех направлениях. У нас почти нет магазинов крупных форматов, и узкая специализация не требуется. Поэтому продавец – это и кассир, и консультант на кассе самообслуживания, и консультант в торговом зале в любом из отделов. Конечно, когда публикуем вакансии, приходится заниматься творчеством и формулировать разные названия должностей, дробя их по функционалу, поскольку платформы не позволяют публиковать вакансии с одинаковыми названиями дважды. Отсюда и возникает такое разнообразие на том же HeadHunter».
Но вот в магазинах сети «Магнит» должности называются по-разному в зависимости от сопутствующего функционала: есть продавцы, продавцы-универсалы, продавцы-консультанты.
В залах салонов мебельной сети Mr.Doors работают дизайнеры-консультанты. Кассира в салонах нет. Дизайнеры-консультанты разрабатывают профессиональный проект мебели в программах и далее сами оформляют договор и оплату.
Как рассказали в пресс-службе Melon Fashion Group, позиции кассира в магазинах группы в штатном расписании нет. Кассовую дисциплину знает вся команда: от продавца до директора магазина. Группа продолжает держать курс на работу с командой и поддержание комфортной рабочей атмосферы, считая, что в ситуации высокой конкуренции на рынке труда этот фокус наиболее актуален.
Чему учить и как платить
За последние три года обязанности кассиров и продавцов кардинально не изменились, но так как ритейлеры активно внедряют новые технологии и системы, линейный персонал приходится все больше обучать. В «Пятерочке» основное требование к кандидату – желание работать, учиться и помогать людям, необходимым навыкам обучают на месте. Сеть заинтересована в том, чтобы учить сотрудников пользоваться современными ИТ-инструментами. В магазинах есть наставники, которые поддерживают новичков, упрощаются многие бизнес-процессы, чтобы людям было комфортнее работать.
В компании «Слата» тоже нацелены на обучение. «Достаточно часто на линейные позиции мы рассматриваем кандидатов без опыта работы, поэтому необходимо более глубокое погружение в должность, – рассказывает Юлия Сотникова. – Процесс обучения многофункциональных должностей подразумевает освоение большого объема информации. Линейный персонал проходит обучение в дистанционном формате: можно учиться с помощью смартфона, где угодно и в любое удобное время. Программа обучения составлена по принципу «от простого к более сложному» и основана на принятых в компании регламентах. Благодаря такому процессу обучения сотрудник понимает границы своего функционала и параллельно знакомится с правилами работы». Дополнительных требований кандидатам на линейные позиции «Слата» не предъявляет, так как уровень должности «продавец» подразумевает начало карьеры. Глобальные мировые изменения, пандемия Covid-19 были учтены и в процессах работы с персоналом всех должностей в компании. При этом на этапе трудоустройства не предъявляются требования обязательной вакцинации, но, заботясь о персонале и покупателях, «Слата» считает необходимым поддерживать коллективный иммунитет через организацию регулярных профилактических прививок от Covid-19.
По данным компании HeadHunter, в топ-5 навыков продавцов-кассиров в вакансиях 2020–2022 годов входили умение работать в команде – 27% (доля вакансий с указанным навыком), грамотная речь – 20%, пользователь ПК – 18%, активные продажи – 17%, навыки продаж – 14%.
Зарплаты продавца разнятся в Москве и других городах-миллионниках. Самая высокая медианная зарплата в Москве – она составляет 48,8 тыс. руб., на втором месте Санкт-Петербург – 43,4 тыс. руб., на третьем Новосибирск – 35 тыс. руб., самая низкая зарплата в Волгограде – 29,8 тыс. руб. (см. таблицу Предлагаемые медианные зарплаты).
Следующий по востребованности линейный сотрудник – мерчандайзер. Предлагаемая медианная зарплата мерчандайзера в Москве – 42,7 тыс. руб., в Санкт-Петербурге – 36,4 тыс. руб., в Новосибирске – 32,3 тыс. руб. Самая низкая в Перми – 25,7 тыс. руб.
Товаровед занимает седьмое место в рейтинге линейных вакансий. Его медианная зарплата составляет: в Москве – 52,2 тыс. руб., в Санкт-Петербурге – 47,2 тыс. руб., в Нижнем Новгороде – 41,4 тыс. руб., самая низкая в Волгограде – 35 тыс. руб. (данные HeadHunter).
Фото: VPales/shutterstock
Бизнес-мышление директора
Директора магазинов занимают пятую строчку в рейтинге вакансий ритейла, составленных компанией HeadHunter. В топ-5 навыков для директоров магазинов в 2020–2022 годах входили: управление персоналом – 31% вакансий с указанным навыком, обучение персонала – 21%, организаторские навыки – 17%, управление продажами – 14%, работа в команде – 12%.
Предлагаемая медианная зарплата директора магазина на сайте HeadHunter в 2022 году составила 86 тыс. руб. в Москве, в Нижнем Новгороде – 70 тыс. руб., на третьем месте Санкт-Петербург – 68 тыс. руб., на четвертом Екатеринбург – 65,9 тыс. руб. Самая низкая предлагаемая директорам зарплата в Волгограде – 47,5 тыс. руб.
Ритейлеры отмечают, что в связи с пандемией у директоров магазинов появились дополнительные обязанности, связанные с профилактикой заболевания Covid-19. Теперь они должны контролировать проветривание помещений, измерение температуры тела сотрудников с заполнением специальных журналов, обработку дезинфицирующими средствами всех рабочих поверхностей (тележек, корзин, дверных ручек, прикассовой зоны). Также директора обеспечивают наличие средств индивидуальной защиты у сотрудников, дезинфицирующих средств в торговых и подсобных помещениях.
Работа директора становится все более оцифрованной. Например, в компании «Слата» для повышения качества управления операционными процессами был автоматизирован обмен информацией между бэк-офисом и директором магазина.
«Теперь основную массу задач директор магазина получает через мобильное приложение, в нем же фиксируется результат выполнения, – рассказывает Юлия Сотникова. – Также директор магазина использует приложение для получения достоверной аналитической информации по результатам аудитов и т.д. Подобное решение позволяет увеличить эффективность бизнеса за счет оптимизации использования ресурсов и повышения производительности труда. На основе данных из приложения формируются рейтинги директоров магазинов, которые учитываются при создании кадрового резерва».
Офисы дают директорам все больше свободы действий на местах. В сети «Пятерочка», по словам Лилии Дерябиной, полностью пересмотрели роль директоров магазинов, дали им больше свободы, полномочий и возможностей: «Находясь в офисе, мы не знаем потребности каждого гостя, а директора на местах знают. В проекте «Директор магазина-партнер», который мы запустили осенью 2021 года, уже свыше 1,2 тыс. участников. Они могут по своему усмотрению, исходя из общих целей компании, развивать магазин, чтобы он приносил прибыль, а также увеличивать свой доход. Директора сами решают – кого брать в команду, каким будет ассортимент, по какому графику он будет работать. Таким образом создается культура партнерства, развивается бизнес-мышление».
Привлечь и удержать
Главным способом привлечения персонала, конечно, остается заработная плата. По данным «Авито Работа», в сфере продаж в среднем по России медианные заработки выросли на 5% – с 30 до 31,5 тыс. руб. В лидерах по размеру выплат традиционно две столицы. Медианные заработки сибиряков выше среднего уровня по России.
Медианные зарплаты в городах России, II квартал 2022 года
|
Директор (управляющий) |
Продавец-консультант |
Кассир |
Мерчандайзер |
Товаровед |
Грузчик |
Уборщик |
Вся Россия
|
50 000 |
30 000 |
28 000 |
28 500 |
35 000 |
30 000 |
22 000 |
Екатеринбург
|
50 000 |
34 500 |
31 000 |
34 500 |
41 000 |
30 000 |
23 500 |
Казань
|
45 000 |
31 500 |
29 500 |
32 500 |
32 500 |
31 500 |
22 000 |
Краснодар
|
50 000 |
30 000 |
30 000 |
33 500 |
40 000 |
35 000 |
23 000 |
Красноярск
|
40 000 |
32 500 |
36 000 |
29 000 |
40 000 |
32 000 |
22 500 |
Москва
|
77 000 |
52 000 |
42 500 |
43 000 |
52 000 |
42 500 |
40 000 |
Нижний Новгород
|
50 000 |
32 500 |
32 000 |
29 000 |
40 000 |
30 000 |
23 000 |
Новосибирск |
48 000 |
30 000 |
34 500 |
37 500 |
40 000 |
32 500 |
24 000 |
Пермь
|
40 000 |
27 000 |
26 500 |
27 500 |
27 000 |
28 000 |
18 500 |
Самара
|
43 000 |
30 000 |
28 000 |
26 500 |
25 000 |
30 000 |
19 500 |
Санкт- Петербург
|
60 000 |
45 000 |
38 000 |
38 000 |
46 000 |
40 000 |
33 000 |
Тюмень
|
50 000 |
30 500 |
28 500 |
27 000 |
35 000 |
30 000 |
21 500 |
Уфа
|
40 000 |
30 000 |
26 500 |
26 000 |
32 000 |
29 000 |
20 000 |
Источник: «Авито Работа»
«Компании используют все доступные варианты для привлечения работников: принимают и обучают кандидатов без опыта, оплачивая им стажировку; обсуждают с ними гибкий график, чтобы люди могли совмещать смены с учебой или другой работой; расширяют корпоративные льготы; оформляют полисы ДМС и пенсионные программы; предоставляют бонусы в виде бесплатных обедов, доставки домой по вечерам, абонементов для занятий спортом или детских подарков, – рассказывает Артем Кумпель. – Крупные торговые сети в городах-миллионниках охотно принимают на работу жителей из других регионов, компенсируя им затраты на переезд, предоставляя места в общежитии и бесплатное питание».
В компании «Слата» для сохранения и поддержки линейного персонала действует система льгот и поощрений: доплата за стаж работы, различные виды материальной помощи, компенсация затрат на детские сады, подарки для детей сотрудников к различным событиям и многое другое. Уровень дохода линейного персонала сетей соответствует среднерыночному, при этом каждый продавец имеет возможность быстрого карьерного роста, а значит, и увеличения своего дохода.
Меняется время – меняются должности
Традиционные профессии остаются, но вместе с ними в магазинах появляются новые должности и функции. Два года назад пандемия и связанные с нею ограничительные меры привели к стремительному развитию онлайн-продаж и, как следствие, к быстро возросшему спросу на сборщиков заказов, комплектовщиков и курьеров. «Сейчас эти сотрудники не входят в число самых востребованных кадров, но среди более чем 900 тыс. вакансий, опубликованных на «Авито Работа», на такие позиции стабильно приходится от 50 до 90 тыс. объявлений.
«В пандемию был и до сих пор остается высокий спрос на сборщиков заказов и курьеров, – подтверждает Лилия Дерябина. – Профессии эти, конечно, не новые, но их значимость и количество вакансий за последнее время заметно возросли – в 3–4 раза за последние пару лет по оценкам разных сервисов.
В сетях Melon Fashion Group появилась масса новых линейных профессий. В магазинах Zarina за последний год была введена новая позиция «старший продавец», ставшая промежуточным этапом между продавцом и заместителем директора. Это позволяет растить и развивать таланты внутри команды. В befree появилась позиция «кризис-стор-менеджер» – это руководитель магазина с высокой профессиональной экспертизой в вопросах кризисного управления ситуациями в магазине и при открытии новых магазинов. Также появился «тренер по визуальному мерчандайзингу», который является наставником в проекте «Школа декоратора», собственном проекте бренда. Есть еще «продавец-декоратор» – это выпускник «Школы декоратора», где проходит обучение основам мерчандайзинга и стилистики. По итогам проекта есть возможность дополнительной мотивации персонала линейных должностей, формирование кадрового резерва для должностей, связанных с визуальным мерчандайзингом.
Часто ритейлеры привлекают временный персонал. Подработка – один из главных современных трендов на рынке массовых профессий, популярный как среди соискателей, так и среди работодателей. Привлекая дополнительных сотрудников, компании закрывают потребность в кадрах в пиковые часы нагрузки, в случае болезни штатных работников или их отпусков.
При этом соискатели, ищущие как постоянное место, так и подработку, стали более требовательны к условиям труда и к самим компаниям. Если раньше в пользу работодателя могла сыграть даже минимальная разница в оплате, то теперь кандидаты чаще обращают внимание на стабильность и надежность предприятия. Например, на «Авито Работа» больше откликов получают объявления о найме с отметкой «Компания проверена». Она означает, что работодатель относится к числу благонадежных. Проверка основных юридических и финансовых документов компаний для возможного присвоения значка «Компания проверена» запущена год назад, а недавно введена еще одна функция: теперь бывшие и действующие сотрудники компаний могут оставлять о них отзывы – о соответствии зарплат указанным в вакансиях, о своевременности выплат, о возможных штрафах и взносах и оплате переработок – и делать более уверенный выбор следующего места работы.
Предлагаемые медианные зарплаты (руб.) по городам-миллионникам, 2022 год
Грузчик |
Директор магазина, директор сети магазинов |
Мерчандайзер |
Продавец-консультант, продавец-кассир |
Промоутер |
Супервайзер |
Товаровед |
Уборщица, уборщик |
||
Москва |
47 800 |
86 000 |
42 700 |
48 800 |
55 400 |
94 000 |
52 200 |
40 100 |
|
Санкт-Петербург |
42 800 |
68 800 |
36 400 |
43 400 |
40 000 |
77 800 |
47 200 |
31 000 |
|
Новосибирск |
37 600 |
60 000 |
32 300 |
35 000 |
23 500 |
70 000 |
37 400 |
23 400 |
|
Казань |
35 000 |
60 000 |
30 000 |
34 100 |
25 000 |
65 800 |
40 000 |
22 500 |
|
Ростов-на-Дону |
35 000 |
52 500 |
28 300 |
33 400 |
18 500 |
69 000 |
38 900 |
22 600 |
|
Екатеринбург |
34 800 |
65 900 |
30 000 |
35 000 |
23 000 |
70 300 |
41 100 |
24 000 |
|
Красноярск |
34 800 |
60 000 |
29 600 |
34 900 |
25 000 |
65 000 |
40 800 |
23 700 |
|
Нижний Новгород |
33 700 |
70 900 |
30 000 |
34 400 |
20 000 |
60 800 |
41 400 |
20 200 |
|
Воронеж |
33 600 |
56 400 |
29 900 |
32 200 |
30 000 |
67 600 |
39 500 |
22 100 |
|
Самара |
32 500 |
53 200 |
28 700 |
31 500 |
30 000 |
70 000 |
38 000 |
20 300 |
|
Волгоград |
30 000 |
47 500 |
27 000 |
29 800 |
24 000 |
57 500 |
35 000 |
18 900 |
|
Уфа |
30 000 |
51 900 |
28 200 |
30 500 |
32 800 |
64 800 |
35 300 |
22 000 |
|
Челябинск |
30 000 |
49 000 |
28 900 |
30 200 |
29 500 |
69 600 |
38 200 |
20 100 |
|
Пермь |
28 500 |
50 000 |
25 700 |
30 100 |
20 000 |
60 300 |
36 400 |
19 000 |
|
Омск |
28 400 |
60 000 |
27 400 |
29 800 |
20 000 |
67 000 |
37 500 |
19 100 |
Источник: HeadHunter
Валерия Миронова, Retail.ru
Читайте также:
Альберт Тютин: «Выкиньте ваши стандарты продаж!»
«Жизньмарт»: как устроен кафе-магазин быстро растущей сети
Безопасность магазинов и ТЦ: нужна ли физическая охрана или ее заменит техника?
«Командор»: пекарни остались прибыльными, внедрив производство заморозки
«Vprok.ru Перекресток»: «В отрасли идет глобальная перестройка цепочек поставок»
«Дикси» внедрила Service Desk для повышения эффективности управления ИТ
Как экономить на закупках и увеличивать продажи
Подбор и управление массовым персоналом. Как сократить затраты?
Интегрируем маркетплейс и «1С» продавца, чтобы в 10 раз ускорить работу на маркетплейсах
Интервью
Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»
О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.