Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как избежать проблем при продажах товаров с цифровой маркировкой?
Аптечные сети сейчас столкнулись с непростой ситуацией. На фоне пандемии коронавируса спрос на лекарственные средства возрос. Одновременно с этим с 1 июля 2020 года стала обязательной маркировка всех выпускаемых лекарств. Это привело к перебоям с поставками, часть лекарственных средств затормозились на складах или таможне из-за того, что они, согласно новым требованиям, не были вовремя промаркированы. Собственные запасы аптек стали заканчиваться. А когда маркированный товар начал поступать в точки продаж, не все понимали, как с ним работать. В этом материале мы расскажем, как минимизировать сбои при продаже товаров с цифровой маркировкой на кассе и избежать штрафов.
История вопроса
Исторически внедрение цифровой маркировки в России началось с фармацевтической отрасли. В феврале 2015 года было принято решение разработать федеральную государственную информационную систему, позволяющую вести мониторинг движения лекарственных препаратов от производителя к потребителю с помощью маркировки (ФГИС МДЛП). Разработка такой системы, а затем и проведение эксперимента были поручены ФНС РФ.
Годом позже цифровая маркировка стала обязательной для меховых изделий. А в апреле 2018 года постановлением правительства был утвержден перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. В него вошли табачная продукция, лекарственные средства, обувь, а также духи и туалетная вода, фототовары, шины и покрышки, изделия легкой промышленности и некоторые другие товарные категории.
Для лекарственных препаратов, обуви и табачных изделий цифровая маркировка стала обязательной с 1 июля 2020 года. С 1 октября запрещена продажа без цифровой маркировки фототоваров, духов и туалетной воды, с 1 ноября – покрышек и шин. Планируется, что к 2024 году действие национальной системы цифровой маркировки и прослеживания товаров будет распространяться на все товарные категории.
Однако с продажами маркированных лекарств все пошло не так гладко, как хотелось бы, причем не только из-за многократно возросшего спроса на некоторые препараты в условиях пандемии коронавируса.
Проблемы и решения
Цифровая маркировка лекарственных средств вводилась в России поэтапно. С 1 июля 2019 года в системе мониторинга регистрировались участники оборота препаратов так называемых высокозатратных нозологий. Затем, с 1 октября того же года, цифровая маркировка таких медикаментов стала обязательной. С 1 января 2020-го к системе МДЛП начали подключаться участники оборота остальных лекарственных средств. И только полгода спустя была введена обязательная цифровая маркировка всех лекарств.
Массовые подключения к системе продолжались все лето, ускоряясь ежемесячно. Увеличение числа пользователей привело к росту нагрузки на МДЛП и к перебоям в ее работе. Для аптек особенно чувствительной проблемой стали задержки с получением от системы квитанций о приеме сведений. Вследствие этого, как посчитали участники фармрынка, возник дефицит ряда наименований медикаментов.
Для исправления ситуации и обеспечения россиян лекарствами правительство было вынуждено принять решение о введении уведомительного режима работы ФГИС МДПЛ до 1 февраля 2021 года. Согласно постановлению Правительства РФ от 2 ноября 2020 года № 1779 до этого дня аптека, не получившая квитанцию о приеме сведений от системы мониторинга в течение 15 минут с момента ее представления, вправе осуществлять дальнейшие операции с лекарственными препаратами.
Однако некоторые проблемы, такие, как большие временные затраты на сканирование двухмерных кодов Data Matrix с каждой упаковки лекарств при приемке и сбои в работе контрольно-кассовой техники, можно решить без вмешательства государства, просто выбрав проверенного поставщика высокопроизводительных технических решений.
Требования к аппаратной части
В состав каждого решения для работы с цифровой маркировкой в торговой точке должны входить сразу несколько интеллектуальных устройств: двухмерный сканер, принтер этикеток и онлайн-касса. Это оборудование должно соответствовать всем нормативным требованиям и обладать необходимыми для успешного взаимодействия с системой маркировки функциями и техническими характеристиками.
Для оперативного распознавания идентификационных меток торговому предприятию понадобится 2D-сканер. Он может быть ручным или стационарным, проводным или Bluetooth. Главное, что требуется от этого устройства, – способность считывать один из самых сложных двухмерных кодов – Data Matrix. И считывать этот код всех размеров сканер должен с любой поверхности, будь то коробка, этикетка, блистер с таблетками или экран мобильного устройства. Также в штатном режиме двухмерный сканер для работы с маркировкой должен «уметь» распознавать двухмерный код с повреждениями. А поскольку условия подключения этого интеллектуального периферийного оборудования в разных торговых точках неодинаковы, в 2D-сканере для работы с цифровой маркировкой должно быть предусмотрено несколько типов интерфейсов: USB, микро-USB, USB type C, Bluetooth.
Другое устройство, необходимое для работы с цифровой маркировкой, – принтер этикеток. Оно понадобится для восстановления двухмерного кода единицы товара, утраченного либо в процессе транспортировки, либо после возврата товара покупателем. Для того чтобы этикетки с двухмерными кодами были долговечными и устойчивыми к воздействию внешних факторов, рекомендуется использовать термотрансферный принтер, который методом нагрева переносит изображение с красящей термоленты на бумагу в местах их соприкосновения.
И наконец, третий аппаратный компонент технического решения, позволяющего магазинам продавать маркированные товары, – это онлайн-касса. ККТ для работы с цифровой маркировкой может быть стационарной или мобильной, с узкой или с широкой кассовой лентой, иметь различные интерфейсы для подключения и каналы связи. Главное, чтобы в кассе был установлен емкий накопитель фискальных данных в соответствии с требованиями 54-ФЗ и чтобы на ней была установлена самая актуальная версия специального программного обеспечения. (Для ККТ производства «Штрих-М» это версия от 13 февраля 2020 года.)
Требования к программному обеспечению
Кассовый софт должен соответствовать последним нормативным требованиям, содержащимся в Приказе ММВ 7-20/434 «О внесении изменений в приложение 2 к приказу Федеральной Налоговой Службы от 23.03.2017 г. ММВ 7-20/229», в части отражения тега 1162 (кода товарной номенклатуры, необходимого для идентификации единицы товара), в кассовом чеке.
В новой редакции нормативного документа появилась печатная форма чека для тега 1162: был добавлен универсальный механизм формирования реквизита кода товара, расширено значение тега, определен признак предмета расчета. Согласно новым требованиям, в пробитом для покупателя на кассе чеке маркированного товара обязательно должна присутствовать буква М, заключенная в квадратные скобки, а в чеке для оператора фискальных данных тег 1162 должен быть расшифрован.
Установленное на онлайн-кассах программное обеспечение обязательно должно «уметь» делать такую расшифровку, поскольку иначе магазин рискует подпасть под действие п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ. Применение незаконной ККТ или применение ККТ с нарушениями влечет за собой ответственность. Должностные и юридические лица могут получить как предупреждение, так и штраф в размере 1500–3000 рублей и 5000–10 000 рублей соответственно.
Лучший подход – комплексный
Для минимизации сбоев при продаже товаров с цифровой маркировкой на кассе и во избежание штрафных санкций требуется бесшовная интеграция всех устройств и управляющего программного обеспечения. А она возможна в двух случаях: если у этих продуктов один разработчик или если они работают в составе комплексного решения от двух партнеров, проверенного и хорошо зарекомендовавшего себя в ходе экспериментов с «Оператором–ЦРПТ».
Такой комплексный подход для себя выбрали компания «ШТРИХ-М», ведущий производитель контрольно-кассового оборудования, и Zebra Technologies, крупнейший в мире поставщик интеллектуальных периферийных устройств.
Они разработали и предлагают линейку комплексных решений для продажи маркированных товаров (обуви, табачных изделий, лекарственных препаратов), адресованных торговым предприятиям трех форматов – «супермаркет», «магазин у дома», «киоск» – и включающие в себя все необходимое оборудование и программное обеспечение. Каждый из партнеров привнес в эти готовые и проверенные решения свою экспертизу: компания «ШТРИХ-М» – онлайн-кассы и кассовое программное обеспечение, соответствующие требованиям регулятора, а Zebra Technologies – двухмерные сканеры, принтеры этикеток, а также терминалы обработки данных, то есть те свои интеллектуальные устройства, с которыми она лидирует на глобальном рынке.
Так, в состав комплексного решения, предназначенного для продажи маркированной обуви в небольшом магазине, входят:
-
оснащенная световой индикацией онлайн-касса «ШТРИХ-М-01Ф» с широкой чековой лентой, автоматическим отрезчиком и японским принтером чеков;
-
товароучетная программа «ШТРИХ-М: Розничная торговля» с кассовым модулем « Кассир »;
-
настольный высокопроизводительный сканер ШК Zebra DS7708, с первого раза считывающий даже поврежденный код Data Matrix;
-
термопринтер этикеток Zebra ZD 420 с шириной печати 104 мм, легкий в настройке, эксплуатации и управлении;
-
цельнометаллический электромеханический денежный ящик «ШТРИХ-М-CD».
Для продажи маркированных сигарет и папирос в табачных киосках предлагается три варианта решений. Каждый из них включает в себя компактную онлайн-кассу под управлением OC Android компании «ШТРИХ-М» и высокопроизводительный сканер двухмерного кода компании Zebra Technologies. В зависимости от условий размещения такие торговые точки могут выбирать вариант решения со стационарной Android-кассой («ШТРИХ-СМАРТПОС-Ф»), мобильной Android-кассой («ШТРИХ-СМАРТПОС-Ф МИНИ») и мобильной Android-кассой с функцией приема пластиковых карт («ШТРИХ-КАРТ-Ф»).
Все устройства и программные модули комплексных решений заранее проинтегрированы, неоднократно проверены в ходе экспериментов ЦРПТ по внедрению цифровой маркировки на разных товарных рынках и поэтому гарантированно работают друг с другом без перебоев. Их применение позволяет минимизировать риски возникновения задержек и других проблем при продаже маркированных товаров потребителям.
Узнать подробнее о комплексных решениях, а также подобрать готовый комплект специально для вашего бизнеса можно на сайте shtrih-m.ru.
Retail.ru
Изображения для статьи: Zebra Technologies и Штрих-М
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.