Компания «Северконцепт» работает на рынке магазиностроения более 15 лет, осуществляет полный цикл запуска продуктовых магазинов, оказывает комплекс услуг по разработке концепта, проектированию, оснащению нейтральным и холодильным оборудованием, монтажу и сервисному обслуживанию. Является авторизованным поставщиком сети «Фасоль» (проект «Метро Кэш энд Керри»). Специалисты компании имеют опыт проектирования магазинов, предприятий общественного питания, ресторанов. В штате – инженеры по холодильному оборудованию, разработчики нестандартного оборудования, дизайнеры, технологи, монтажники.
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как избежать ошибок при открытии магазина
Кризис 2022 года вызвал новую волну трансформации ритейла – пересматриваются форматы, реконструируются стандартные магазины, запускаются новые концепции. Особенно активно ведет себя малый бизнес, открывая специализированные магазины, фермерские лавки, пекарни и кулинарии. Но, как правило, у небольших предпринимателей нет опыта открытия магазина и ресурсов для содержания отдела развития, поэтому при запуске объектов допускаются ошибки, ведущие к большим потерям. Вместе с компанией «Северконцепт» рассмотрим основные этапы открытия магазина и типичные ошибки, допускаемые при оснащении.
Несмотря на то что федеральные сети приостановили экспансию, проблемы магазиностроения остаются актуальными. На рынке розничной торговли активизировались малые игроки, запускающие небольшие форматы с уникальными продуктами – магазины у дома с готовой едой, фермерские лавки, пекарни и кулинарии.
«Мелкие магазины отстраиваются от федеральных сетей, создают уникальный ассортимент, ищут локальных поставщиков, оснащают специализированные зоны – коптильни, сыроварни, винотеки, – рассказывает Александр Дринберг, генеральный директор «Северконцепт».
– Тренд изменился: если в прошлом году было больше заказов на оснащение крупных магазинов – от 600 кв. м и больше, то в этом году основные наши заказчики – небольшие форматы площадью 100–200 кв. м. Сейчас наша компания сфокусирована на несетевых проектах, оказываем помощь предпринимателям, пробующим себя в ритейле. Обычно такие предприниматели не имеют профессиональных знаний в области магазиностроения и финансовых возможностей, чтобы содержать в штате сотрудников, которые будут заниматься развитием магазина. Открытие магазина – сложный многоступенчатый процесс, требующий учета большого количества параметров и профессионального опыта. В целом наша компания заменяет отдел развития несетевым магазинам и маленьким сетям, помогает минимизировать ошибки и запускать эффективные, востребованные и прибыльные проекты».
Основными ошибками ритейлеров при проектировании магазина являются недостаточное внимание к выбору формата, целевой аудитории, локации. На этапе планирования не учитываются технические параметры помещения и оборудования. «Нередко нам приходится переделывать, «допиливать» магазины уже после открытия, – говорит Александр Дринберг. – Сталкиваемся с тем, что изначально были неправильно выведены коммуникации, нерационально использована торговая площадь, неверно выбраны габариты и закупленное количество единиц оборудования, не хватает электрической мощности. Стремление максимально заполнить торговый зал оборудованием приводит к появлению узких проходов, что в итоге оборачивается формированием «холодных» зон, а значит, и потерей продаж. Такие проблемы всегда возникают, если неправильно спланировать открытие».
С чего начинается магазин?
Работа над запуском начинается с поиска подходящей локации и определения типа магазина. От этого зависит множество факторов – на какую целевую аудиторию будет направлен, какие товарные категории и в каком объеме будут представлены, на чем делать особые акценты, какие зоны необходимы и какие дополненные сервисы может предложить магазин. Все эти факторы определяют концепцию заведения. После составления и описания концепции и типа магазина начинается проектирование.
Делаются замеры помещения. Специалисты «Северконцепт» самостоятельно замеряют параметры помещения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, если локация находится на удалении от 200 км, ритейлер присылает размеры по электронной почте. План помещения переносится в электронный вид, проверяются возможные неточности старых планов БТИ, анализируются особенности объекта.
Определяются формат, целевая аудитория и ассортимент магазина. Создается дизайн-концепт. «Перед тем как начать работу над технологической расстановкой, проводим беседу с ритейлером, обсуждаем общую концепцию и детали того, как будет выглядеть будущий магазин, – рассказывает Александр Дринберг. – Важно учесть тип торговли – самообслуживание, прилавочный или смешанный, ассортимент – широкий или специализированный, направленный на глубину определенных товарных категорий, из какого оборудования будет продаваться та или иная категория и тому подобное».
Если ритейлер открывает не первый магазин или делает ребрендинг уже действующего, рассчитывается необходимая доля выкладки под категории, с использованием информации из товароучетной программы. Если магазин не имеет истории продаж, доли выкладки определяются по опыту работы аналогичных магазинов.
Специалисты «Северконцепта» предлагают свое видение дизайна магазина и знакомят с уже реализованными проектами.
«Однотипные и безликие магазины не разрабатываем в принципе, – поясняет Александр Дринберг. – Всячески уговариваем ритейлера открывать что-то интересное, нестандартное. Белые полки и красный декор – это уже дурной тон в магазиностроении».
Варианты расстановки
Далее идет подбор торгового оборудования и мебели в соответствии с нормами и маркетинговыми требованиями. При подборе учитываются концепция магазина, продаваемые категории, площадь выкладки категорий, формат торговли, типы оборудования, местоположение, потребности и предпочтения покупателей, бюджет на открытие, особенности помещения.
Разрабатывается план расстановки оборудования. Сначала рисуется схема зонирования. В процессе прорисовки определяется место под каждую категорию, рассчитывается количество полочного пространства товарных групп. Эффективность работы оборудования зависит от того, насколько правильно оно расставлено в торговом зале. Покупатель должен чувствовать себя комфортно, находясь в магазине, инстинктивно находить продукты. Каждый метр торговой площади необходимо использовать максимально рационально и в то же время не допускать узких проходов, «слепых» и «холодных» зон.
Очень частая ошибка при самостоятельном выборе – покупка для магазина у дома оборудования больших габаритов, высокого, с глубокими полками, большим объемом выкладки. «Такое оборудование предназначено для крупных супермаркетов, где продаются большие объемы каждого SKU, – поясняет Александр Дринберг. – Для магазина формата у дома это не подходит, пустые полки выглядят непривлекательно, к тому же теряется драгоценная площадь торгового зала».
После утверждения плана-расстановки определяются виды и модели необходимого оборудования. Компания «Северконцепт» поставляет оборудование всех типов – холодильное, технологическое, нейтральное. Холодильное – выносное и встроенное, разных моделей и температурных режимов. Специалисты подбирают оборудование с наилучшим мерчандайзингом, которое комфортно воспринимается покупателем и обеспечивает эффективную выкладку. Составляются спецификация оборудования и техническое задание для подвода электрических мощностей и воды. Спецификация содержит подробный перечень моделей, стоимость, включая дополнительные опции. Также прописываются цвета, в которые оборудование будет покрашено, сроки изготовления и другая необходимая информация. По данной спецификации размещается заказ на изготовление оборудования.
«При заказе оборудования делаем скидку в размере стоимости проектирования, – рассказывает Александр Дринберг. – Цена поставки будет более выгодной, чем если бы ритейлер закупался сам напрямую у завода. Но самое главное – выбор оборудования для неспециалиста – очень сложный процесс. Прайс-листы ТХО состоят из нескольких сотен страниц, стеллажи имеют порядка 50 тыс. позиций: чтобы разобраться в моделях и характеристиках, надо иметь профессиональные знания и опыт. Еще риски самостоятельной покупки – если, например, доставят не ту модель или что-то не подойдет при монтаже, менеджер завода вряд ли станет разбираться и делать замену. Эти риски мы берем на себя и несем ответственность за точность исполнения заказа».
Срок производства торгового и холодильного оборудования в среднем составляет 4–5 недель. Это время можно эффективно использовать для отделочных работ в помещении торгового зала и подсобках. По мере готовности оборудование отправляется на объект, распаковывается, монтируется и запускается.
Нестандартные решения
Практически каждая концепция требует разработки оборудования на заказ. Специалисты компании готовят конструктив нестандартного оборудования, визуализируют его в 3D-формате, согласовывают дизайн, габариты и материалы. После необходимых согласований и визуализаций подписывается договор поставки и монтажа. Для производства используются собственные мощности. «Компания имеет цех, в котором изготавливается нестандартное оборудование под заказ, – поясняет Александр Дринберг. – Нередко бывает так, что заказчику где-то понравился дизайн стеллажа или планировочное решение, он сфотографировал в качестве примера, показал нам, сказал, что хотел бы поменять, и мы по этим пожеланиям разрабатываем и изготавливаем модели».
Специалисты компании стремятся делать торговое пространство удобным, лаконичным, современным, со своей изюминкой, нестандартными решениями и яркой экспозицией товаров.
Один из кейсов – проектирование небольшого супермаркета, который находился рядом с помещением типового магазина одной из федеральных сетей. Ритейлеру было предложено сделать акцент на продукции собственного производства, чтобы магазин не конкурировал по ценам с сетевым магазином. Спроектировали цеха по производству мяса и мясных полуфабрикатов, пекарню. Стандартный ассортимент магазина дополнили широким выбором мяса, сыров, молочной продукции, рыбы, выпечки собственного производства. «Утвердив концепцию, мы перенесли данные замеров в электронный вид, – рассказывает Александр Дринберг. – Затем разместили торговое и технологическое оборудование в зале и производственных помещениях. Так как площадь торгового зала была около 150 кв. м, использовали специальную линейку оборудования для небольших помещений. Получилось очень современно и технологично. Магазин смог отстроиться от федерального конкурента и сейчас приносит прибыль».
Еще один кейс – небольшой пивной магазин, в котором разместили коптильни для рыбы. Собственное производство позволило обеспечить уникальный ассортимент и высокий трафик.
Для проекта фермерского магазина «под ключ» был выбран стиль лофт. Осуществлен полный цикл работ: проектирование и дизайн, подбор, поставка и монтаж выносного торгового холодильного оборудования (горки и низкотемпературный шкаф), разработка и производство индивидуальных стеллажей из ламинированного ДСП на металлокаркасе и элементов декора. Получился стильный современный магазин с элегантным функциональным интерьером и экономичным компактным оборудованием.
Компания «Северконцепт» не только запускает магазины, но оказывает сервисное обслуживание оборудования, что очень важно, особенно сейчас, в период санкций и сложной логистики комплектующих. По словам Александра Дринберга, ситуация на рынке магазиностроения стабилизировалась, все необходимое оборудование доступно, есть все условия для полноценного запуска проектов.
Валерия Миронова, Retail.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.