Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как богатейший из друзей Путина строит рыбный бизнес
Капитан судна Дмитрий Гомозов уверен, что из этого можно сделать настоящую корпорацию, которая будет диктовать условия всему миру. «Тут все есть, нужен только хозяин и вложения. Если есть деньги, можно спокойно покупать Архангельский траловый флот. Уже через 5–8 лет можно спокойно догнать «Карат» (крупнейшая рыбодобывающая компания в Северо-Западном морском бассейне. — Forbes)»,— закуривая, говорит молодой капитан, на вид ему около 35. Седовласый начальник порта Александр Носков, попивая кофе с конфетами, отвечает капитану с наставническими нотками: «Не так-то просто. Здесь рыбу надо ловить. Попробуй поработай 16 часов в сутки без единого выходного. Это нефть, пожалуйста, пришел — и бери ее. Лес — вот он, пили его, а тут работать надо». Но затем, смягчившись, добавляет: «Но в минусах-то ты не будешь однозначно! Это же продовольствие!»
Видимо, теми же мотивами руководствовался и Геннадий Тимченко (12-й в списке богатейших Forbes), когда летом 2011 года решил инвестировать в крупнейшую российскую рыбоперерабатывающую группу компаний «Русское море». Что привело миллиардера-нефтетрейдера в одну из самых закрытых отраслей экономики, зачем новые акционеры меняют стратегию развития компании и поможет ли ей это выбраться из долговой ямы?
Спасительная селедка
Все начиналось с типичных для середины 1990-х импортных операций: норвежскую рыбу по два доллара за килограмм перепродавали в России уже по $10. Благодаря связям на питерской таможне товар оформляли за сутки, тогда как другим требовалось несколько дней. Так, по рассказу собеседника Forbes — федерального чиновника, начинался один из самых амбициозных проектов в рыбной промышленности — группа компаний «Русское море».
«Русское море» — детище старшего сына Юрия Воробьева Андрея, говорит человек, лично знакомый с последним. А Юрий Воробьев — давний соратник нынешнего министра обороны и бывшего главы МЧС Сергея Шойгу; с 1994 по 2007 год Воробьев был первым заместителем министра по чрезвычайным ситуациям.
Бизнес на оптовой торговле приносил доход, но хотелось большего. В то время два московских рыбных гиганта «Меридиан» и Мосрыбкомбинат, переживали не лучшие времена, как, впрочем, и вся рыбная промышленность страны. Построить предприятие с нуля оказалось выгоднее, чем заниматься перестройкой. В качестве площадки Воробьев выбрал заброшенную плодоовощную базу в подмосковном Ногинске. «Решение о строительстве приняли в 1997 году, но в 1998-м грянул кризис, а завод-то был готов только наполовину. Хорошо, что хватило ума довести проект до конца», — вспоминал в 2007 году в интервью «Ведомостям» брат Андрея Максим Воробьев.
Первую продукцию завода, «Селедочку столичную», покупатель мог просто не заметить на полке. В те времена компании обычно заходили в розницу через крупных дистрибьюторов. Для крупных производителей участие оптового посредника было идеальной схемой, для компании же с монопродуктом — самоубийство. «Собственнику предложили пойти по другому пути — создать собственную дистрибьюторскую компанию: дело затратное, но того стоит. Воробьев согласился», — рассказывает один из его знакомых. Первый офис этой компании состоял из стула, стола и телефона, еще была одна машина. Задача перед командой из шести человек была сформулирована жестко: выйти на уровень продаж 1 млн упаковок продукции в год, что тогда казалось фантастикой.
Против течения
В начале 2000-х, пока компания набирала обороты, Андрей Воробьев стал отходить от дел, заинтересовавшись политикой. Начав с должности помощника вице-премьера Шойгу, через полгода он возглавил фонд поддержки «Единой России». К 2007 году Воробьев стал видным «единороссом», а группа «Русское море» — крупнейшим игроком на рынке морепродуктов, контролировавшим около 40% поставок на российский рынок семги и форели и 30% поставок пелагической рыбы (сельдь, мойва, скумбрия).
«Русское море» тем временем решилась на привлечение инвестиций с публичного рынка. В 2007 году компания разместила пятилетние облигации на 2 млрд рублей под 9,5% годовых. Привлекая инвесторов, «Русское море» объявила о планах «войти в мировую элиту рыбопереработчиков» и резко увеличить выручку — с 10,8 млрд рублей ($409 млн) до $1,3 млрд к 2010 году. Тогда же общественность узнала, что компания принадлежит братьям Воробьевым. По официальной версии, Воробьев-младший выкупил долю Андрея еще в 2002 году, когда тот ушел в политику, став сенатором.
Для производителей рыбы такая откровенность была в новинку: никто не разглашал информацию о финансовых показателях и бенефициарах бизнеса. «На рыбном рынке всегда было серьезное ценовое давление от компаний, действующих «по серым схемам», от тех, кто уходит от налогов. Кто-то строил публичный бизнес, а кто-то делал семгу в подвалах, используя труд гастарбайтеров», — вспоминает глава Рыбного союза Сергей Гудков.
«Русское море» тогда во многом пыталась идти против традиций. В то время как конкуренты сосредоточили усилия на том, чтобы выторговать комфортные условия у торговых сетей, компания Воробьева решила сделать ставку на продвижение бренда. В начале 2008-го изумление у конкурентов вызвал рекламный ролик, который компания запустила в телеэфире, где шеф-повар — рыжий кот в бескозырке — угощает селедкой и семгой. «На рынке так действовать было не принято», — говорит Гудков.
Годом ранее «Русское море» собиралась вести переговоры о продаже 20% с норвежской Austevoll Seafood ASA, но затем хозяева передумали и объявили, что хотят перестроить компанию, перевести бухгалтерию на международные стандарты и в 2009-м году провести публичное размещение акций. Изменилась и структура — несколько разрозненных юрлиц в конце 2007 года объединились в ОАО «Группа компаний «Русское море». Вначале все шло по плану: по итогам 2008 финансового года (закончился 30 июня) группа увеличила выручку более чем в 1,5 раза, до 16,3 млрд рублей. Но потом все пошло не так.
Публичная добыча
В 2007–2009 годах эпидемия анемии практически полностью уничтожила атлантического лосося на чилийских фермах (Чили — один из крупнейших производителей искусственно выращиваемой рыбы). В результате за три года мировая цена за 1 кг атлантического лосося выросла на 18–24% (расчеты на основе данных компании Kontali Analyse). Импортные форель и лосось — основное сырье, на котором работает «Русское море», констатирует аналитик Наталья Загвоздина (в команде «Ренессанс Капитала» проводила IPO «Русского моря»). В то время как валютные риски для «Русского моря» выросли, из-за кризиса к концу осени 2008 года продуктовые сети стали задерживать платежи. Сроки возврата денег производителям увеличились в два-три раза и доходили до 90 и даже 120 дней. Банки в кризис задрали стоимость кредитов: в декабре 2008 года ВТБ предоставил группе на год 1,5 млрд рублей под 17,1% и залог, на 20% превышающий стоимость займа. За полгода до этого деньги стоили 12–13% годовых. Рынки же капитала были закрыты.
Неудивительно, что в 2009 финансовом году, который пришелся на пик кризиса, «Русское море» при росте выручки на 10%, до 17,9 млрд рублей, сократила прибыль почти в три раза (115 млн рублей, или $3,9 млн). Осенью 2009-го в надежде привлечь более дешевые деньги на бирже Максим Воробьев вернулся к идее IPO. Деньги планировалось потратить на погашение долга и увеличение оборотного капитала. Кроме того, «Русское море» решила заняться разведением лосося и форели. «Фактически то была попытка вытащить себя за волосы из болота», — вспоминает Сергей Гудков.
Подготовка к IPO началась с замены команды топ-менеджеров. «Молодой и амбициозный Воробьев решил поменять руководителей советской закалки и поэтому пригласил молодых и современных специалистов со степенями MBA», — вспоминает бывший сотрудник «Русского моря». Бывший гендиректор «Русского моря» Светлана Федосеева, а вслед за ней и ключевые «продажники» перешли к прямому конкуренту, компании «Меридиан». А Воробьев тем временем требовал втрое увеличить объем продаж в сегменте готовой продукции (включает в себя консервы, полуфабрикаты и др.) по сравнению с 2009 годом — до 15 млрд рублей ($512 млн). «Перед операционным менеджментом ставились нереально высокие задачи», — считает Загвоздина.
Неожиданность для инвесторов
В начале весны 2010 года последствия кризиса стали сглаживаться, и на рынках капитала появился интерес к потребительскому сектору. Тогда «Русское море» провела публичное размещение акций, которое прошло по нижней границе ценового диапазона $6–8 за акцию. Вместо запланированных $200 млн удалось привлечь только $90 млн. Компания стартовала на бирже с капитализации 14 млрд рублей ($479,5 млн).
А затем случился конфуз. В пятницу, 4 июня 2010 года из сообщения компании инвесторы узнали о том, что в понедельник «Русское море» отчитается не за девять месяцев 2010 финансового года, а только за три календарного. Группа объяснила решение желанием «облегчить инвесторам и акционерам анализ итогов деятельности». Другой новостью стали сами финансовые результаты: квартальная выручка «Русского моря» упала на 9,6%, до 3,9 млрд рублей. Падение произошло практически по всем сегментам, где работает компания. Инвесторов цифры расстроили: с того момента капитализация начала стремительно падать, достигнув к 16 ноября 2010-го минимума с начала размещения — 5,78 млрд рублей ($187,4 млн). Forbes.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?