Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как Alibaba развивает сеть клубных гипермаркетов Hema X
Уже не первый год крупные онлайн-ритейлеры по всему миру пытаются развивать офлайн-розницу. Amazon открывает беспилотные магазины и пробует себя в книжном бизнесе, Alibaba запустил продуктовую сеть Hema Fresh, а его главный конкурент JD открывает магазины-ПВЗ по франшизе. Кажется, что гиганты электронной коммерции уже попытали удачу во всех сегментах, однако никто из них не замахивался на по-настоящему большой формат магазинов – гипермаркеты. Никто, кроме Alibaba, запустившего в прошлом году сеть семейных гипермаркетов Hema X. Что из этого выходит – читайте в нашей статье.
Источник: Hema X
Первый гиппопотам
В октябре 2020 г., когда весь мир переживал вторую волну коронавируса, в Шанхае – самом богатом и густонаселенном городе Китая – открылся первый клубный гипермаркет Hema X от Alibaba. Для китайской компании гипермаркет стал самой большой торговой точкой – он занимает более 18 тыс. кв. м.
Гипермаркет работает в той же концепции, что и магазины Hema Fresh: ультрасвежие продукты премиум-класса (с большой долей импорта), которые можно приготовить и попробовать в фудкорте или заказать с доставкой на дом. Напомним, что сегодня Alibaba управляет 214 точками Hema Fresh в более чем 20 городах КНР.
Попасть в гипермаркет могут только члены клуба Hema, которых только в Шанхае на момент открытия насчитывалось более 500 тыс. (до этого членство работало как программа лояльности Hema Fresh). Ежегодный членский взнос составляет 258 юаней ($40). Член клуба может выбрать один день в неделю (вторник или среду), когда в гипермаркете и всех магазинах Hema Fresh для него будет действовать скидка на все товары в размере 12%.
Кроме того, каждый день член клуба может бесплатно получать любой овощ ценой до 5 юаней (около $1). Клиентам Hema X также доступна бесплатная доставка продуктов на дом в течение получаса, если они живут в радиусе 20 км от гипермаркета. В Hema X работают автомойка, химчистка, дом быта, парикмахерская – все услуги бесплатны для членов клуба.
Источник: Hema X
Ассортимент в первом Hema X насчитывает 1500 SKU. 40% ассортимента – продукция под собственной торговой маркой Hema: крупы, овощи, фрукты, мясо, рыба, выпечка, молоко, йогурты, снеки и т. д. При этом 10% СТМ Hema производится за границей – в будущем ритейлер планирует увеличить долю импорта, так как он пользуется большим спросом у покупателей.
Помимо классических торговых рядов, в гипермаркете расположены аквариумы с рыбой и морепродуктами. Все товары в Hema X снабжены электронными ценниками со штрих-кодами и QR-кодами, отсканировав которые можно узнать характеристики товара.
Первый Hema X стал прибыльным через 2 месяца после открытия. За один поход в гипермаркет члены клуба в среднем тратят 1000 юаней ($154), что превышает средний чек в Hema Fresh.
В апреле 2021 года в Шанхае открылся еще один гипермаркет от Alibaba, а в июне 2021 г. Hema X появился в Пекине. В отличие от шанхайских гипермаркетов, пекинский Hema X занимает 17 тыс. кв. м, а его ассортимент представлен 3000 SKU. До конца текущего года запланировано открытие еще 8 гипермаркетов Hema X – таким образом их общее число достигнет 11.
Источник: Tech星球/ Sohu
Новый покупатель – новый формат
Формат клубных гипермаркетов зародился в США в 1970-ых гг., когда доходы и уровень жизни американцев рекордно росли. Появление таких гипермаркетов в Китае говорит о том, что китайская экономика и общество переживают похожий этап.
Так, по данным Boston Consulting Group, на которые ссылается The Global Times, сегодня в Китае насчитывается более 67 млн целевых клиентов гипермаркетов. Располагаемый доход на душу населения в КНР вырос с 2000 по 2020 гг. почти на 700%. Кроме того, Китай является крупнейшим в мире рынком предметов роскоши, а в начале этого года власти Поднебесной объявили о полной победе над бедностью в стране.
Иными словами, за последние годы в Китае вырос новый потребитель, нуждающийся в магазинах премиум-формата. Именно на такого покупателя и рассчитаны магазины Hema X.
«Клубный гипермаркет ориентирован на группу очень состоятельных и молодых покупателей, которые разбираются в цифровых технологиях и готовы тратить больше на качественные услуги и новый опыт покупок», – считает аналитик британской исследовательской компании IGD Цзюн-Цзюн Юй.
В этом контексте также примечательна неудача немецких дискаунтеров Aldi, которые пытались покорить китайский рынок доступными ценами в 2019 г.
Популярность клубных гипермаркетов в Китае также объясняется начавшейся в 2021 г. «политикой трех детей» (до этого семьям разрешалось заводить только двух детей). Гипермаркеты, как и торговые центры, служат для китайцев местом досуга и отдыха, и появление Hema X удовлетворяет потребность состоятельных семей в подобных рекреационных зонах. По этой причине, к слову, в Hema X, помимо всего прочего, также располагаются игровые зоны.
Фото: Ken Wolter/shutterstock
Розничное «Троецарствие»
Несмотря на огромные финансовые, логистические и технологические ресурсы Alibaba, Hema X ожидает непростая борьба с двумя другими клубными гипермаркетами, обосновавшимися в Китае: Sam's Club от Walmart и Costco.
Оба ритейлера уже были представлены в Шанхае, когда там дебютировал Hema X. Sam's Club управляет в Китае 27 гипермаркетами, а Costco только одним. И Sam's Club, и Costco представляют собой склады самообслуживания клубного типа, предлагающие покупателями товары оптом по низкой цене. Хотя Hema X больше ориентирован на покупателей с высоким достатком, вторую по значимости часть его клиентов составляют представители среднего класса, за которых китайский ритейлер и будет вести войну с Sam's Club и Costco.
Главное преимущество Hema X перед американскими сетями – это уникальные товары собственного производства. В Sam's Club доля СТМ составляет только 16,89%, а в Costco – около 25%. У гипермаркетов Alibaba также есть преимущество в интеграции с магазинами Hema Fresh, чем не могут похвастаться ритейлеры из США.
«Hema X предлагает покупателям возможность членства в дополнение к существующим магазинам Hema Fresh. Комбинация магазинов разных форматов может дополнять друг друга для удовлетворения быстро меняющихся и постоянно растущих потребностей города», – отмечает генеральный директор Hema Хоу И.
Сергей Рыбачук, Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?