Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Кадровый ответ питерской сети «Полушка»
Косенко Юлия Викторовна, Вице-президент по персоналу и корпоративной культуре сети универсамов «Полушка».
Дефицит кадров сейчас беспокоит многие компании. О том, как решает этот вопрос региональная сеть мы поговорили с Косенко Юлией Викторовной, Вице-президентом по персоналу и корпоративной культуре сети универсамов «Полушка». - Как давно сеть «Полушка» работает на рынке ритейла? Сколько магазинов сейчас открыто и в каких городах? - В сеть универсамов «Полушка», работающую с 2003 года, в настоящее время входит 30 магазинов самообслуживания на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. На начало 2007 года «Полушка» входит в десятку крупнейших сетей СПб и Лен.области по среднегодовому товарообороту. Компания интенсивно развивается, до конца года мы планируем увеличить количество магазинов до 45. В текущем году мы вышли на рынок Ленинградской области и в настоящее время рассматриваем выход в отдаленные регионы Северо-Запада.
- Какие вакансии сейчас востребованы в ваших магазинах? Какие специалисты, на ваш взгляд, будут востребованы в ближайшие два года в сфере ритейла? — Ситуация с персоналом в наших магазинах типична для стремительно развивающейся розничной торговой компании. В связи с интенсивным развитием данного сегмента рынка и, соответственно, увеличением количества предложений на рынке труда в целом, наиболее востребован сейчас линейный персонал – кассиры, продавцы, операторы торгового зала. Продолжение роста розничных сетей прогнозируется на ближайшие 2-3 года, поэтому в течение данного периода эти же специальности останутся самыми востребованными. - Как Вы решаете вопрос о квалифицированных кадрах для своих магазинов - управленцах, менеджерах высшего и среднего звена? Каким образом происходит отбор людей на эти вакансии? Работают ли на этих должностях московские специалисты? - В России цивилизованный рынок ритейла развивается не так давно, поэтому готовых специалистов высокого уровня, ориентированных на потребности покупателя, умеющих работать с новыми технологиями, не так много, как хотелось бы. Выход из данной ситуации мы нашли в подготовке собственных кадров.
Порядка 30% управляющих (директоров) и 60% заведующих магазинами начинали работать в «Полушке» продавцами и кассирами. К данной категории сотрудников предъявляются высокие требования, необходима высокая квалификация, но и оплата в нашей сети предлагается выше средне-городского уровня. Поэтому с данным звеном персонала ситуация у нас скорее нетипична для подобных сетей – у нас есть достаточный резерв для закрытия существующих и появляющихся вакансий.
Такой же практики в подборе персонала на высшие и средние руководящие позиции мы придерживаемся и в отношении центрального офиса. На текущий момент в связи с тем, что сеть универсамов «Полушка» входит в состав Холдинга Северо-Западная Региональная Продовольственная «БИРЖА», который активно развивается и реализует новые направления бизнеса, у нас, по сравнению с другими компаниями больше потребностей в менеджерах всех уровней. Каждая компания имеет свою специфику, свои методы и стили работы, поэтому для нас важен не только и не столько имеющийся у соискателя опыт. Гораздо важнее здесь наличие у сотрудника потенциала и желание работать, «горящие» глаза, а получение опыта внутри компании, карьерный и профессиональный рост обеспечит компания. Мы внимательно относимся к работающему у нас персоналу, предоставляем возможности периодического перемещения с должности на должность с учетом способностей и пожеланий сотрудника, обеспечиваем возможность для профессионального развития и продвижения по карьерной лестнице. Данный подход позволяет нам поддерживать уровень текучести офисного персонала значительно более низким, чем в большинстве компаний. В настоящее время в компании реализуется программа «Золотой резерв». Это комплексная программа профессиональной подготовки молодых специалистов, выпускников и студентов старших курсов ВУЗов. Данная программа ориентирована на молодых, энергичных и целеустремленных людей, стремящихся реализовать свой профессиональный потенциал. По результатам прохождения программы наиболее успешным конкурсантам предлагается соответствующая их интересам руководящая должность в нашей компании. К моменту приема такого сотрудника в штат он уже имеет особые и крайне важные преимущества — знание специфики именно нашей компании и большой потенциал дальнейшего профессионального и карьерного развития.
Данная программа и практика индивидуального отношения и продвижения каждого сотрудника компании позволяет нам не испытывать дефицит персонала и обладать достаточным резервом специалистов во всех областях с учетом развития компании. - Продавец — ключевой фактор, влияющий на лояльность покупателя к магазину. Какой уровень зарплат на этой позиции сегодня в вашей компании? Как он изменился в сравнении с 2006 годом? - Мы ежеквартально анализируем предложения на рынке труда, условия, которые предлагают другие розничные сети. При формировании условий оплаты мы руководствуемся правилом: уровень оплаты специалиста в своей области должен быть на 10-15% выше средне-городского. Заработные платы большинства сотрудников за последний год выросли в нашей компании на 25-30%.
Ситуация на рынке такова, что материальный фактор уже не является единственным при принятии сотрудником решения о работе в той или иной компании. Поэтому наряду с материальной мотиваций (премиальные выплаты за вклад в увеличение товарооборота, за повышение квалификации, за индивидуальный вклад в развитие компании, за активную работу в новых магазинах и т.п.) мы активно применяем системы нематериального стимулирования.
Проводится постоянная работа по анкетированию и проведению индивидуальных собеседований с работающими и увольняющимися сотрудниками, позволяющая выявлять внутренние причины, влияющие на текучесть персонала и удовлетворенность наших сотрудников условиями работы.
- Каким образом в вашей компании набирают на работу «младший» кадровый состав? На ваш взгляд, какой способ наиболее популярен сегодня? Какой наименее затратен? - Мы используем традиционные способы набора персонала без привлечения кадровых агентств. Кандидаты проходят тщательный отбор и персональное собеседование с обязательным знакомством соискателя, прошедшего первый этап отбора, с будущим непосредственным руководителем и местом работы. Этот подход позволяет нам минимизировать текучесть кадров в течение первого месяца работы.
Один из популярных сейчас способов набора персонала, не требующего высокой квалификации, — привлечение иностранной рабочей силы через аутсорсинг. Данный способ мы не считаем перспективным, при этом начинаем реализацию собственного проекта по привлечению к работе иногородних российских граждан, в первую очередь из городов Северо-Западного региона.
Мы используем только комплексный подход к привлечению персонала. Стандартный набор мероприятий включают в себя размещение объявлений в СМИ, раздачу листовок и размещение объявлений непосредственно в магазинах. Мы активно принимаем участие в городских ярмарках вакансий, в том числе студенческих. Для студенческой аудитории может рассматриваться гибкий график и индивидуальные условия работы. Это также позволяет компании не иметь проблем с персоналом, не зависеть от сезонности и растить собственные кадры.
В связи с ростом компании, хорошими условиями для сотрудников растет и интерес новых кандидатов к нашей сети. Много соискателей приходит самостоятельно по рекомендации знакомых или пообщавшись с персоналом в магазине, и оставляют анкеты на определенные должности.
Информация о сети универсамов «Полушка»: Первый универсам сети 24 часа «Полушка» был открыт 14 марта 2003 года. Сеть универсамов 24 часа «Полушка»:
- представляет собой сеть самообслуживания с широким ассортиментом продуктов питания и сопутствующих товаров;
- ориентирована на покупателя со средним уровнем достатка, при этом предлагает ассортимент для покупателей с любым уровнем дохода;
- работает в формате «у дома».
На сегодняшний день, сеть универсамов 24 часа «Полушка», это
- 30 круглосуточно работающих универсамов в Санкт-Петербурге и Ленобласти;
- более 80 000 Покупателей ежедневно, 30 миллионов Покупателей в год.
На начало 2007 года сеть «Полушка» входит в десятку крупнейших розничных продовольственных сетей Санкт-Петербурга и Ленобласти по среднегодовому обороту.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?