Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Избавит ли аутсорсинг персонала от головной боли?
Аутсорсинг персонала –популярная и востребованная услуга на кадровом рынке России. Ритейлеры, постоянно нуждающиеся в кадрах, регулярно пользуются этой услугой. В чем специфика аутсорсинга неквалифицированного персонала в ритейле в условиях кадрового дефицита?
Самая востребованная на рынке аутсорсинга категория низко квалифицированного персонала: стикеровщики, кассиры, мерчандайзеры, работники торгового зала и склада. Для ритейлеров это одни из самых проблемных сотрудников, так как финансовые и управленческие затраты на поиск, подбор, адаптацию и обучение таких сотрудников обременительны и неэффективны из-за дефицита кадров на рынке и их высокой текучести.
Естественно, что аутсорсинг становится одной из самых популярных персонал-технологий. Аутсорсинговые компании готовы предоставить персонал любой квалификации, на разные сроки и проекты из своей уже имеющейся базы кандидатов. Это экономически выгодно для компаний ритейлеров. Только на этапе подбора экономится время, финансы и труд сотрудников службы персонала. Другой серьезной экономической выгодой аутсорсинга является оптимизация бюджета, так как сокращение штатного персонала дает серьезную экономию на налогах и обязательных выплатах.
Кроме экономически ощутимых плюсов, аутсорсинг низко квалифицированного персонала, за счет освобождения внутренних ресурсов помогает сосредоточиться на штатном персонале, его обучении, развитии и удержании, что положительно сказывается и на лояльности штатного персонала, и снижении текучести кадров.
Ритейлеры привлекают временных сотрудников на различных этапах работы, начиная с подготовки к открытию магазина, заканчивая рекламными и промоакциями. Кроме того, на аутсорсинг могут быть отданы некоторые функции компании, например, клининг, сбор заказов или даже кассовое обслуживание. Потребность в аутсорсинге персонала может меняться в зависимости от региона присутствия магазина сети. «Мы сотрудничаем с многими крупными ритейлерами: «Ашан», «МЕТРО Кэш энд Керри», «Магнитом», «ОБИ», «Леруа-Мерлен», Х5, «Икеа», «Касторамой» и многими другими. Отмечу, что в процентном отношении к численности штатного персонала аутсорсинговый персонал более востребован в Московском регионе, прежде всего из-за хронического дефицита кадров. В некоторых регионах отсутствие рабочих рук также ощущается, и спрос на аутсорсинг есть. В целом политика ритейлера в отношении временного персонала зависит от конкретных задач компании на данный момент и состояния рынка труда в регионе»,–рассказал Дмитрий Лубянский, генеральный директор qWell.staffing (Группа компаний qWell).
Однако аутсорсинг временного даже низко квалифицированного персонала имеет определенные риски. Во-первых, привлеченный сотрудник может не соответствовать уровню, необходимому компании заказчику, даже на неквалифицированные работы.
Во-вторых, в ситуации кадрового дефицита появляются особые проблемы: «Например, крупный супермаркет оформил заказ на 30 кассиров, из которых приступило к работе только 20 человек. Следовательно, снижается качество обслуживания покупателей, реализуется меньшее количество товара. Потери заказчика при этом зачастую гораздо больше, чем штрафные санкции аутсорсинговой компании за непредставление персонала согласно заявке»,–поделился опытом Евгений Зарин, директор департамента развития и контроля качества ООО «ДАС-групп».
В-третьих, лояльность и ответственность временного персонала намного ниже, чем у постоянных работников. Это влияет прежде всего на уровень сервиса компании. «Прежде чем привлекать временный персонал, в компании должны быть описаны и документально оформлены все бизнес процессы, сформулированы требования к должности и описание участка работ временного сотрудника. Кроме того, необходимо поддерживать позитивные и доброжелательные отношения в среде постоянных сотрудников как по отношению друг к другу, так и по отношению к временному персоналу, чтобы избежать деления «свои–чужие». Должно быть понимание, что все делают единое дело, только на разных участках и на различных, экономически оправданных условиях»,–считает Андрей Вахин, консультант по управлению, управляющий партнер «Excit group».
К проявлению нелояльности и безответственности среди временного персонала можно отнести такое явления как кражи или недостачи. Последствия такого прецедента заранее описываются в договорах между ритейлером и аутсорсинговой компанией и решаются стандартными путями – возмещением материального ущерба или коллективной материальной ответственностью. «Экономическая безопасность является одним из серьезных вопросов взаимодействия с клиентом, но совершенно не мешает нам работать совместно. Мы обоюдно огорчаемся, если такое происходит. Однако механизмы решения таких ситуаций уже отработаны и всегда прописаны в договоре. Надо отметить, что в последнее время такое происходит все реже и реже»,–отметил Дмитрий Лубянский.
Ужесточив требования к найму иностранной рабочей силы, государство, безусловно, усилило проблему нехватки рабочей силы. «Количество легального неквалифицированного персонала ограниченно, поэтому аутсорсинговые компании скорее борются за персонал, нежели за клиента, так как наличие хорошего контракта на аутсорсинг означает необходимость привлечь большое количество рабочей силы. Со временем, могу предположить, что 90% неквалифицированного персонала будет в штате аутсорсинговых компаний»,–считает Евгений Зарин.
Безусловно, аутсорсинг низко квалифицированного персонала будет постоянно востребован компаниями ритейлерами, благодаря своему удобству и эффективности. Вопрос в том – смогут ли компании-провайдеры аутсорсинговых услуг обеспечить нужды заказчиков?
Баскакова Ирина, Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?