Декоративное изображение
7 841

Поделиться

Итальянцы в России: как национальные продукты питания «заходят» на российский рынок

В Москве завершилась международная 27-я выставка WorldFood Moscow, в которой принимали участие производители продуктов питания из разных стран мира. Одним из наиболее заметных стал коллективный стенд итальянской экспозиции, объединенный московским представительством отдела по развитию торгового обмена Посольства Италии (Агентством ИЧЕ). Как складываются торговые отношения между Россией и Италией сегодня, есть ли сложность выхода на российский рынок и как переплелись кулинарные традиции наших стран в материале Retail.ru.

Товарооборот между Россией и Италией растет

В 2014 году Россия, в ответ на введение санкций в отношении РФ, ввела контрсанкции против стран Европейского Союза, включая Италию, запретив ввоз основных категорий продуктов питания — мясо и мясная продукция, рыба и морепродукты, молочная продукция (включая сыры), овощи, фрукты и орехи. Такие меры повлияли на итальянский бизнес, который состоит в основном из малых и средних компаний, а объем торговых отношений между Россией и Италией снизился с 30 млрд евро в 2013 году до 17,5 млрд евро в 2016 году.

В конце 2016 года наметилась тенденция роста экспорта продуктов питания, которая продолжилась и в 2018 году. По итогам первого полугодия 2018 году Италия занимает 8-е место среди поставщиков продуктов питания на территорию РФ — рост экспорта составил 18,7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Товарооборот между Россией и Италией растет

«За первые 6 месяцев 2018 года товарооборот между Россией и Италией вырос. Мы видим, что российским потребителям нравятся итальянские продукты питания, и мы этому рады», — отметил Паскуале Терраччано, посол Италии в России, который посетил итальянскую экспозицию на WorldFood Moscow.

Основные экспортируемые итальянские продукты питания сегодня: кофе, паста (макаронные изделия), вино. Причем, в 2018 году прирост наблюдается в категории кофе (на 7%) и вина (на 12%), а также других продуктов итальянских производителей — консервов (на 9,7%) и кондитерских изделий (на 17,3%).

Слева Паскуале Терраччано, посол Италии в России; Справа Пьер Паоло Челесте, директор Агентства ИЧЕ

Слева Паскуале Терраччано, посол Италии в России;

Справа Пьер Паоло Челесте, директор Агентства ИЧЕ

«Зайти на российский рынок несложно..»

Существует несколько путей выхода на российский рынок. После введения контрсанкций со стороны РФ и падения экспорта Италии около 70 итальянских компаний решили частично или полностью перенести свое производство на территорию РФ. Такие меры позволили «удержаться» на российском рынке не только через импорт, но и «изнутри». «Это довольно распространенная практика, которая может сбить с толку потребителя, поскольку такой продукт будет отличаться от заявленного, его едва ли можно считать итальянским», — считает Пьер Паоло Челесте, директор Агентства ИЧЕ.

Зайти на российский рынок «извне» позволяет, помимо прочего, участие в отраслевых международных выставках. Итальянская экспозиция WorldFood Moscow в этом году отличалась от предыдущей не только количеством экспонентов, но и географией: в 2018 году присутствовало 44 компании (на 9 больше чем в прошлом), 17 из которых приехали с юга Италии.

«Зайти на российский рынок не сложно..»

Предоставить «южанам» возможность освоить новый рынок стало возможным благодаря программе Министерства экономического развития Италии PES 2-Piano Export Sud («Юг Италии экспортирует»). Эта программа позволяет выйти на международный уровень небольшим и средним предприятиям из таких регионов как Калабрия, Кампания, Апулия, Базиликата, Сицилия, Абруццо, Молизе и Сардиния.

«Представленные на выставке компании не экспортировали раньше в Россию. Мы сами нашли эти компании, посетили их фабрики, оценили продукцию и постарались убедить, что товары, которые они производят достойны выйти за пределы страны и стать известными в России и мире», — объясняет Пьер Паоло Челесте. Чтобы поддержать производителей с юга и стимулировать их к экспорту, Агентство ИЧЕ предоставило «южанам» специальные условия участия в выставке, а также услуги эксперт-менеджеров, которые предоставляют почти научные методы выхода на новый рынок.

Одним из самых сильных каналов продвижения итальянской продукции на российский рынок является сфера HoReCa (предприятия общественного питания): как только человек пробует какое-то блюдо в ресторане, он часто хочет сделать что-то подобное дома. Для этого на итальянском павильоне WorldFood Moscow была организована программа дегустаций продукции компаний-участников в рамках ежедневных кулинарных мастер-классов. Кроме этого, итальянские производители внимательно относятся к каналу организованной дистрибуции и продуктовой розницы.

«Зайти на российский рынок несложно. Сложность заключается в правильном подборе товаров и их позиционировании: продукт должен органично «встроиться» в ассортимент небольших сетей уровня средний и выше, найти своего потребителя», — отмечает Пьер Паоло Челесте.

Почему потребители выбирают итальянское?

Основными конкурентными преимуществами итальянских продуктов питания является правильная комбинация вкусов, качество национальных продуктов и грамотная презентация товара. «Я знаю, что среди туристов, которые посещают Италию, есть такой феномен: после возвращения из поездки, они хотят питаться только по-итальянски», — отмечает директор Агентства ИЧЕ.

Итальянская кухня

Итальянская кухня прочно интегрировалась в нашу жизнь, а национальные традиции культур и кухонь сплелись воедино. Такой простой и понятный российскому потребителю продукт, как макаронные изделия, одинаково популярен и в России, и в Италии, но есть и различия. «Одна из целей нашей деятельности — образовательная: донести до покупателя, что макароны — это не гарнир, а основное блюдо, которое едят отдельно от мяса или рыбы, а соус для настоящей пасты сделать несложно — достаточно 5 минут», — отмечает Пьер Паоло Челесте, демонстрируя продукцию экспонентов. Итальянские продукты питания относятся к среднеземноморской диете, в них мало жиров, а последние тенденции культуры здорового питания подталкивают производителей изготавливать продукты без глютена, сахара, лактозы, консервантов и т. д.

italia_taste_4.jpg

Между тем, итальянские продукты питания отличаются от товаров российского производства в силу климатических условий страны. К примеру, один из самых востребованных итальянских продуктов на российском рынке — сыр. После введения контрсанкций и сокращения импорта этого вида товаров, на российском рынке так и не появилось полноценной замены, считает Пьер Паоло Челесте, поскольку изготовить итальянский сыр можно только в Италии: на конечный продукт влияет питание и условия содержания коров, климат, рецептура и т. д. Такая же ситуация складывается с пастой, мясными изделиями и сельскохозяйственной продукцией.

Яна Морозова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами