Декоративное изображение
7 489

Поделиться

История развития московского ритейла

© Кирилл Терещенко, независимый розничный эксперт, «Мое Дело: Магазин», №47

Cегодня, спустя всего десять лет с начала формирования розничного рынка, Россия занимает четвёртое место в мире по данным консалтинговой компании А.Т. Kearney ( 2002 год ) в общем мировом рейтинге привлекательности развивающихся рынков для глобальных мировых сетей. В свою очередь, торговые сети по продаже продуктов питания и сопутствующих товаров, являются в России на данный момент одним из самых перспективных, инвестиционно привлекательных и быстрорастущих секторов экономики страны в целом. Этим и объясняется пристальный интерес, а зачастую прямое или долевое участие в розничном бизнесе многих национальных промышленных и финансово — инвестиционных структур страны. Только в Москве на сегодня успешно функционируют более 600 цивилизованных объектов сетевой розничной торговли ( 45 сетевых операторов ), представленных во всех возможных существующих форматах, к концу 2003 года объём продовольственного рынка Москвы превысит $ 18 млрд. Основные рынки Восточной Европы, такие как Чехия, Польша, Румыния и Болгария, близки к насыщению своего и так изначально ограниченного относительно России потенциала. Глобальные ритейлеры весьма активны на сегодня в Венгрии и Словакии, но перспективы этих рынков также ограничены короткой трёх-пяти летней перспективой. На их фоне Россия, Китай и Индия являются странами, где сектор торговых сетей стал привлекательным сравнительно недавно и ещё весьма далёк от насыщения, да и потенциал этих трёх рынков огромен по всем основным параметрам. Отправной точкой прихода Московского, а потом и Российского рынка в течении всего десяти последних лет к его нынешнему состоянию считается 1993 год, когда после периода первых рыночных преобразований появились первые подобия розничных сетей и единичные «престижные» супермаркеты, а также появились новые хозяева, скупившие разнообразные государственные магазины, у бесчисленного множества советских универсамов и гастрономов ( 300-320 на 1993-1995 год только в Москве с торговой площадью от 700-800 до 5500-6000 квадратных метров ). Новые владельцы, однако, редко шли на введение новых цивилизованных форм торговли, персонал магазинов практически оставался неизменным, на самообслуживание перешло считанное количество розничных торговцев. Считалось, что непривычный торговый зал самообслуживания отпугнёт потенциальных покупателей, а иметь в ассортименте более 1500 позиций абсолютно экономически неоправданно, так как покупатель может запутаться и вообще ничего не купить в данном магазине. Да и с точки зрения новых хозяев зачем было усложнять бизнес, который итак был на ходу и приносил неплохие доходы. Общая финансовая и политическая ситуация в стране не давала нужной платформы для возможного прихода крупных иностранных ритейлеров, да и они были слишком поглощены освоением рынка Восточной Европы, после распада социалистического лагеря. А поскольку установленные политические режимы в странах бывшего СЭВ были понятны и прогнозируемы, а также сулили гарантии стабильности и надёжности экономических инвестиций, работа на Российском рынке для мировых гигантов не шла дальше ознакомительных маркетинговых исследований и общей оценки состояния и перспектив развития отечественного рынка. Поэтому первые пять из десяти прошедших лет своего становления, рынок рос в относительной изоляции по своим законам, редко оглядываясь на мировой опыт. С точки зрения основных этапов его формирования, их также можно разделить по нашей старой доброй традиции на две пятилетки – до кризиса и после кризиса. Про посткризисный этап и основные розничные структуры на сегодняшний день писалось неоднократно, поэтому в данном материале этот блок сознательно опущен. Что касается докризисного периода, который по времени ( чуть ранее ) совпал с первым этапом становления основных сегодняшних розничных операторов, то он характеризовался на рынке Москвы рядом весьма интересных особенностей. Во – первых, не будь кризиса, вряд ли мы получили бы такое широкое и повсеместное на сегодняшний день распространение магазинов формата дискаунтер с ограниченным ассортиментом, тщательно подобранной матрицей и самое главное, разумной наценкой, которая позволила дискаунтерным сетям стать достойной альтернативой и противовесом оптово- розничным рынкам. Но на первом этапе до появления в 1998 году первых магазинов Копейка, Дикси и Продмак, в данном формате на рынке не работал никто. Другая интересная особенность заключается в том, что формат кэш энд кэрри абсолютно не прижился в Москве ни на первом этапе до кризиса, ни после него. Имея до кризиса в Москве 7 вполне приличных по уровню кэш энд кэрри, сегодня в данном формате сохранилось и успешно функционирует только Интер МТД, за счёт уникального для города месторасположения и досконально подобранного и сбалансированного годами ассортимента. Вероятнее всего, сказалось отсутствие у этих компаний развитого направления оптовой торговли, которая была бы основой для успешного ведения бизнеса в этом формате. В целом же доля цивилизованной розничной торговле в Москве в 1993-1995 году оценивалась на уровне всего одного процента, а в целом по России в общем обороте розничной торговли стремилась к нулю на фоне повальной торговли через прилавок и на оптовых рынках.

Если внимательно посмотреть на приведённую ниже таблицу, то станет очевидно, что из 80 наиболее интересных и крупных операторов ( 124 объекта в сумме ) семи-десятилетней давности на рынке, представлявших себя в трёх форматах, на сегодня из них в том или ином виде уцелели только 33 структуры. Судьба остальных сложилась по разному – кто-то стал частью большой розничной сети на сегодня, часть объектов перепрофилирована, кто – то стал достоянием истории. Ряд исторически удачно расположенных и элитных супермаркетов все потрясения последних лет миновали и они и по сей день не могут пожаловаться на отсутствие огромного числа лояльных и постоянных покупателей ( Дорогомилово, Эльдорадо, Мегацентр Италия ), хотя и они периодически подвергаются атакам со стороны основных сетевых операторов на предмет продажи или аренды магазинов. Последние независимые 15-20 Московских универсамов держатся также на особой лояльности малообеспеченных слоёв населения, с месячным доходом на человека до 6000-8000 рублей. Многие из этих людей так и не смогли преодолеть психологический барьер походов в супермаркеты самообслуживания и продолжают консервативно посещать свои «родные» универсамы времён Брежнева и колбасы за 2.20. Не вошедшие в таблицу оставшиеся 80-100 универсамов и 40-60 гастрономов – наследство застойного периода – давно уже обзавелись новыми хозяевами в лице тех же основных 20-25 игроков на рынке или стали частью сетей непродовольственного профиля.

У тех кто выжил, думается особых рецептов не было, за исключением может быть правильного смещения акцента в закупках в 1998-1999 году в сторону групп товаров, производимых и поставляемых отечественными производителями. После кризиса доля российских товаров уже составляла 50-60%, а иногда доходила до 80 % относительно импорта в ассортименте основных розничных операторов. Немногочисленные на тот момент торговые сети и единичные супермаркеты были вынуждены также пересмотреть торговую наценку в сторону снижения и переориентироваться на продукцию отечественных производителей, которые интенсивно наращивали мощности именно во время и сразу после дефолта. Кризис сильно ударил по покупательской способности, но в условиях кризиса торговля продуктами питания пострадала меньше других секторов экономики, по той простой причине, что при любом уровне платёжеспособности населения продукты питания перестанут покупать в последнюю очередь. Как уже говорилось выше, кризис привёл к появлению на рынке магазинов – дискаунтеров, которые очень быстро завоевали популярность, при этом и основные сети супермаркетов на тот момент, поменяв свою политику и торговую наценку, стали ориентироваться на более широкие слои покупателей. Подкорректировать наценку пришлось и выжившим представителям элитного сектора ( Садко Аркада, Прогресс, Глобал USA ) – так вместо привычных 150-200 % наценки им пришлось опуститься до разумных в их понимании 80-100%.

Мораль Московской истории развития ритейла проста – на 2002 год торговые сети в России занимали лишь 4,5 % от суммарного объёма рынка торговли продуктами питания, в Москве эта доля на прошлый год оценивается на уровне 22-25 %, а к концу года может подойти вплотную к отметке 35-40 %. Следует отметить, что дальнейший рост доли розничных сетей в общем национальном объёме розничной торговли будет состоять из двух частей. Первая его часть – это рост в Москве, ближнем Подмосковье ( огромный потенциал ) и Санкт – Петербурге, на эти два региона в сумме приходится более 35 % от всей торговли. В этих регионах темпы роста значительно опережают средние в целом по России, но именно рост в регионах будет определяющим для развития сетевого ритейла в целом, причём рост будет происходить как за счёт российских компаний, так и за счёт глобальных мировых ритейлеров, от активности которых на нашем с вами рынке во многом зависит увеличение доли торговых сетей в общем объёме торговли продуктами питания. Маловероятно, что остальная Россия пойдёт своим путём, отличным от Московских коллег.

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами