Декоративное изображение
50 961

Поделиться

Исследование: рынок доставки еды и продуктов питания в России

Доставка готовой еды и продуктов питания – одни из самых быстрорастущих сегментов рынка электронной коммерции в России. В 2020 году произошел глобальный переворот в восприятии онлайн-покупок. То, что раньше воспринималось как прихоть или экстренная мера, теперь стало обыденностью. В своем исследовании Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) проанализировали, что происходит с рынком доставки еды и продуктов питания, кто и как заказывает эту услугу, кто доставляет заказы и как это влияет на жизнь наших городов. В этой статье – основные результаты исследования.

Фото: giggsy25/shutterstock

Фото: giggsy25/shutterstock

Исследование Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) реализовано в период с 10 января по 28 февраля 2022 года. В рамках исследования были использованы методы количественного и качественного экспертных интервью. Также был проведен анализ вторичных данных.

География исследования: 15 городов-миллионников (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Челябинск, Самара, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Воронеж, Пермь, Волгоград).

Количественная часть исследования включает 400 онлайн-интервью представителей бизнеса, 1502 телефонных интервью жителей городов-миллионников, 300 интервью курьеров служб доставки готовой еды и продуктов питания.

Качественная часть исследования включает 15 индивидуальных фокусированных интервью с экспертами, 10 индивидуальных фокусированных интервью с курьерами.

Доставка и бизнес

РАЭК оценила объем российского рынка доставки готовой еды в 2020 году в 316,4 млрд руб. По отношению к 2019 году рынок вырос на 69%. Данные компаний за прошедший позволяют говорить о том, что в 2021 году сохранилась сходная динамика. Рынок доставки продуктов питания, по оценке Data Insight, в 2021 году достиг объема 329 млрд руб., увеличившись на 159% по отношению к 2020 году. Количество заказов выросло на 244% – до 237 млн. 

Источник: Исследование РАЭК и НИУ ВШЭ

Исследование показало, что возможность заказать продукты и еду на дом предоставляют 76% опрошенных предприятий общественного питания и продуктового ритейла в России. В среднем у компаний, активно развивающих доставку, на нее уже приходится 50% и более заказов. У крупных ресторанных сетей соотношение доходит до 80%.

Большинство предприятий, ориентированных на рост количества клиентов и расширение доставки, используют возможности как собственной доставки, так и сторонних сервисов. 53% опрошенных компаний развивают собственную доставку, 43% подключены к сервисам (Delivery Club, «Яндекс.Еда», «Сбермаркет» и др.). При этом более половины компаний, предоставляющих возможность заказать еду и продукты питания, подключились к сервисам доставки во время или после начала пандемии COVID-19. 

Среди основных преимуществ подключения к сервисам доставки чаще всего упоминаются дополнительный трафик и большое число курьеров. Основные причины для выбора в пользу собственной курьерской службы – больший контроль за процессом доставки и курьерами и возможность непосредственного контакта с покупателем.

Источник: Исследование РАЭК и НИУ ВШЭ

Доставка и потребители

Продукты питания и товары FMCG, а также готовая еда – самые популярные у потребителей категории товаров в доставке. 54% опрошенных потребителей заказывают доставку продуктов питания и товаров FMCG, 42% – доставку готовой еды из кафе и ресторанов. Большинство потребителей удовлетворены работой сервисов доставки. 82% опрошенных оценили свой опыт использования сервисов как положительный или скорее положительный. Наиболее популярна доставка на дом – ей пользуется половина опрошенных потребителей. На втором месте – получение товаров в пунктах выдачи (35%). 

Источник: Исследование РАЭК и НИУ ВШЭ

Как потребители, так и представители бизнеса отмечают значимость доставки с точки зрения повышения доступности магазинов и ресторанов для маломобильных граждан. С данным утверждением согласны 93% представителей бизнеса и 89% потребителей, принявших участие в опросе. Речь идет не только о людях с ограниченными возможностями по состоянию здоровья. Доставку продуктов часто заказывают пенсионеры, а также молодые мамы, которые сидят дома с маленькими детьми.

Портрет курьера

Исследование РАЭК и НИУ ВШЭ показало, что работа в доставке готовой еды и продуктов питания является дополнительным источником заработка для 37% курьеров, принявших участие в опросе. Наиболее актуальной такая подработка является для граждан России, проживающих в регионах: 38% опрошенных курьеров - россиян совмещают работу с учебой, 16% - с другой работой. При этом в крупных городах, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, гражданами России являются 98% опрошенных курьеров. В целом же 56% курьеров, принявших участие в опросе, имеют российское гражданство.

В ходе опроса представителей бизнеса и потребителей, 96% респондентов, представляющих компании сферы общественного питания и продуктового ритейла и 68% покупателей отметили, что они считают работу в сервисах доставки хорошим способом дополнительного заработка для молодежи. Кроме того, интервью с экспертами показали, что доставка способствует трудоустройству людей с ограничениями по состоянию здоровья, а также пенсионеров.

81% опрошенных в ходе исследования курьеров-россиян оформлены на работу как самозанятые сотрудники. В целом как самозанятые оформлено 70% опрошенных курьеров. В личных интервью курьеры отмечали такие преимущества трудоустройства в качестве самозанятых, как гибкий график и возможность самостоятельно его устанавливать и возможность совмещать работу с другой работой или учебой. 

Источник: Исследование РАЭК и НИУ ВШЭ

Сегодня на рынке доставки отмечается существенный дефицит курьеров, что стимулирует игроков рынка внедрять новые меры по их привлечению и удержанию: вводятся системы страхования курьеров, предоставляются скидки на приобретение и техническое обслуживание средств передвижения, компенсируются затраты на питание. Некоторые сервисы доставки разрабатывают программы обучения для курьеров, на которых можно получить новую специальность, например, в сфере ИТ. 

Данные меры приводят к улучшению условий труда и повышению привлекательности профессии. Опрошенные в ходе исследования курьеры, в целом, удовлетворены условиями своей работы. 42% курьеров планируют продолжать свою деятельность в той же компании в качестве подработки в перспективе ближайших трех лет. О желании сменить компанию заявило только 4% опрошенных.

Профессия курьера позитивно воспринимается обществом. На трансформацию восприятия, во многом, повлияла пандемия COVID-19, когда из-за введенных ограничений посещение магазинов было затруднено, а рестораны и кафе вообще прекратили свою работу. Для многих жителей городов именно благодаря курьерам была сохранена возможность доступа к привычным продуктам и блюдам из любимых ресторанов. Сегодня 61% опрошенных потребителей относятся к курьерам положительно, еще 30% оценили свое отношение как нейтральное. 

Доставка еды и городская среда

В исследовании также проанализировано влияние доставки готовой еды и продуктов питания на транспортную систему, городскую экологию и безопасность. 

62% представителей бизнеса и 46% потребителей, принявших участие в опросе, согласны с тем, что развитие сервисов доставки снижает нагрузку на транспортную систему их города. Вместе с тем, результаты опроса отражают озабоченность увеличением количества курьеров, использующих для перемещения средства индивидуальной мобильности (велосипеды, электровелосипеды, электросамокаты). 

Заказы на велосипеде доставляет 44% опрошенных курьеров, еще 42% перемещаются пешком. Автомобиль использует ⅕ опрошенных. С развитием доставки велотранспорт становится важной формой мобильности в городе. Рост количества велосипедов создает запрос на развитие соответствующей инфраструктуры – велодорожек, велопарковок. 

Источник: Исследование РАЭК и НИУ ВШЭ

Одна из основных задач курьера – доставить заказ в установленный временной интервал. Однако при этом важно, чтобы в процессе доставки соблюдались требования безопасности и правила дорожного движения. Сервисы доставки предпринимают меры по повышению транспортной безопасности. В частности, для велокурьеров вводятся тесты на знание ПДД и программы обучения безопасному поведению на дорогах. 

65% опрошенных представителей бизнеса согласны с тем, что развитие сервисов доставки способствует улучшению экологической ситуации в городе. Оценка потребителей менее однозначная. 42% полностью или частично согласны с данным тезисом, 40% не согласны либо выражают сомнение. Эксперты исследования отмечают рост спроса на экологичные решения со стороны потребителей. Это стимулирует игроков рынка предпринимать соответствующие меры, такие, как отказ от одноразовых приборов «по умолчанию» или сбор упаковки. 

Рестораны, ритейлеры и сервисы доставки предпринимают меры по защите потребителей и курьеров. Среди таких мер – внедрение систем идентификации и отслеживания курьеров; сокрытие номера клиента; ограничение прямого взаимодействия курьеров с клиентами. В период пандемии COVID-19 к мерам безопасности добавились бесконтактная доставка, ограничения на наличный расчет и обязательная вакцинация курьеров.

Retail.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами