Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Исследование: медленный рост покупательского оптимизма
Ключевые индикаторы Индекса – оценка потребителями состояния собственных финансов, перспектив своего трудоустройства, а также готовности тратить свободные средства - во второй половине 2009 года начали медленно восстанавливаться. По результатам замера в декабре 2009 года, Индекс вырос на один пункт по сравнению с октябрем 2009 года и составил 86 пунктов, что впрочем все равно ниже, чем в среднем по миру (87).
Однако, медленный рост покупательского оптимизма еще не траслировался в реальный рост продаж FMCG-сектора в России.
По данным Nielsen FMCG Index, в 2009 году общий объем продаж упакованных товаров повседневного спроса, аудируемых Nielsen в России, снизился более чем на 4% в натуральном выражении.
Самое значительное падение зарегистрировано в период с июля по ноябрь 2009 года, когда совокупные продажи FMСG-категорий в России упали на 8,7% в натуральном выражении, а рост в стоимостном выражении составил 5%, что повлияло на общий результат.
По данным Nielsen FMCG Index, номинальный рост рынка (по стоимости) составил 10,6%. Таким образом, темпы роста российского FMCG рынка в 2009 году снизились более чем в два раза по сравнению с 2008 годом.
“Анализируя динамику розничных продаж аудируемых категорий на протяжении 2009 года, мы наблюдаем отложенную реацию потребителей на ухудшение экономической ситуации. Во второй половине 2009 года в полной мере проявились новые покупательские привычки россиян, которые помогли им адаптироваться к трудным временам, – отказ или сокращение покупок товаров для удовольствия, фокус на базовых продуктах, и одновременно сокращение объемов покупок и переключение на более дешевые бренды продуктов питания”, - говорит Дуайт Уотсон, Генеральный директор компании “Nielsen Россия”.
“Как результат – снижение продаж или динамики развития практически по всех FCMG категориях по результатам 2009 года, где переход на более дешевые бренды начал сменяться сокращением или отказом от покупки во второй половине года, продолжает Дуайт Уотсон. Для восстановления FMCG-рынка критически важно, чтобы уровень потребительского доверия в России продолжал расти. И как только этот рост станет более устойчивым по мере появления позитивных изменений в макроэкономических показателях национальной экономики, начнется реальное восстановление покупательской активности на FMCG-рынке”.
Подробнее о Nielsen FMCG Index - ниже.
О NielsenFMCGIndex
NielsenFMCGIndex базируется на данных аудита розничных продаж категорий упакованных FMCG-товаров, аудируемых Nielsen в городах России с населением свыше 10 тыс. человек, включая такие крупные товарные группы и категории, как средства персонального ухода, бытовая химия, корма для животных, сигареты, упакованные продукты питания, а также крупнейшие категории рынка алкогольных (пиво и водка) и безалкогольных напитков (соки, сладкие газированные напитки, чай, кофе). В данном анализе не учтены продажи мяса, рыбы, овощей и фруктов.
Для релиза NielsenFMCGIndex за январь 2010 года использовались данные следующих периодов аудита розничной торговли для рассчетов движения FMCG-Индекса в 2008-2009 году:
Для товарных групп Упакованые продукты питания, Напитки, Сигареты, Корма для животных:
апрель-июль 2008; август-ноябрь 2008; декабрь2008-март 2009; апрель-июль 2009; август-ноябрь 2009;
Для товарных групп Средства персонального ухода и Бытовая химия: март-июнь 2008; июль –октябрь 2008; ноябрь 2008-февраль 2009; март-июнь 2008; июль –октябрь 2008;
Разница в выбранных периодах объясняется методикой аудита Nielsen, когда годовой цикл аудита продовольственных категорий, исследуемых на двухмесячной основе, начинается в декабре, а непродовольственных – в январе.
Периоды по сигаретам и кормам для животных взяты в соответствии с продовольственным циклом.
Из-за разницы в периодах аудита для разных категорий, временные периоды, указанные на рисунке 1, представляющем движение Индекса (Nielsen FMCG Index), пересекаются.
Глоссарий:
• Nominalvaluegrowth (номинальный рост / рост объемов продаж по стоимости):
– Процент изменений объемов розничных продаж в стоимостном выражении (расходы) совокупно по всей «корзине» исследованных FMCG-категорий
• Unitvaluegrowth (изменение стоимости продукции / рост розничных цен)
– Процент изменений средневзвешенных розничных цен (≈изменение стоимости «корзины»):
– Единица измерения объемов продаж в натуральном выражении по каждой из категорий варьируется (напр. литры, килограммы, тонны, штуки и т.д.). Поэтому изменение общего объема продаж в натуральном выражении по всей «корзине» рассчитан как сумма показателей средневзвешенного роста каждой категории (рост каждой из категории в указанный период взвешен по доле категории в общем объеме розничных продаж в стоимостном выражении) (Volume Change).
– Изменение средневшешенных розничных цен может быть результатом:
– Изменения цен на отдельные продукты
– Изменения долей отдельных категорий в розничной «корзине»; ростом продаж более или менее дорогих продуктов; ростом или снижением продаж товаров, купленных по промоакции (например, со скидкой), и т.д..
– Переключения потребителей на другие каналы; например дискаунтеры, или гипермаркеты, или специализированные/ продовольственные магазины и т.д.
– Изменений в структуре розничных продаж по категориям и каналам, которые могут быть вызваны изменениями цены или являться результатом текущего развития рынка.
– Unit value growth отражает рост стоимости «корзины» - то, как растет «стоимость жизни» для потребителей.
# # #
О компании Nielsen
The Nielsen Company — мировой лидер в сфере информационных услуг и медиа-бизнеса. Занимает ведущие позиции в таких областях, как маркетинговая информация, потребительские исследования, измерения и исследования телевизионной, мобильной и онлайн-аудитории, а также аудиторий других медиа. Компания Nielsen является закрытым акционерным обществом. Имеет подразделения более чем в 100 странах мира. Центральные офисы компании расположены в Харлеме (Нидерланды) и Нью-Йорке (США).
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?