Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
ИПА: в январе доллар «победил» еду
Длинные январские каникулы и легкая паника на валютном рынке в этом году не пошли на пользу повседневному потреблению. Увлеченные каникулярными поездками в первой половине месяца и покупками дорожающих долларов и евро во второй половине января горожане снизили свою активность на рынках продуктов питания и непродовольственных товаров повседневного спроса. Причем не только в реальном, но даже и в номинальном выражении, что в январе произошло впервые за все 6 лет наблюдений.
По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, Индекс потребительской активности россиян в январе 2014 года снизился на 3% в номинальном выражении по сравнению с показателями января 2013 года. С учетом инфляции потребительского рынка (6,5% за год по данным Росстата) можно говорить о снижении реальных повседневных расходов примерно на 9%.
Снижение реальных повседневных расходов наблюдается уже четыре месяца подряд (с октября 2013 года) и принимает характер среднесрочного тренда. Остается надеяться на то, что «олимпийский» февраль сможет прервать эту неприятную тенденцию. А пока можно констатировать, что повседневное потребление вернулось на уровень января 2012 года. К слову сказать, это довольно высокий уровень. Он в 1,5 раза (в реальном выражении) превосходит уровень благополучного января 2008 года. В номинальном выражении повседневные расходы в январе 2014 превзошли расходы января 2008 года в 2,5 раза.
Диаграмма. Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – январь 2014
100% = январь 2008 года
Источник: Холдинг Ромир, Romir Household Panel, январь 2014
Таким образом, мы получили еще одно доказательство, что после десятилетия мощного номинального (и реального) роста рынки продуктов питания и товаров повседневного спроса в России в целом приблизились к зрелости и насыщению. Хотя, конечно, по отдельным товарным категориям возможности для роста еще сохраняются.
В этой связи весьма вероятным представляется усиление конкурентной борьбы между производителями и розничными сетями за платежеспособного, но весьма экономного и рационального потребителя, с одной стороны, и между производителями и розницей – за сокращающуюся маржу, с другой.
Как мы уже не раз писали в наших предыдущих обзорах, основными приемами по «оптимизации» повседневного потребления со стороны домашних хозяйств являются: переключение на менее дорогие категории продуктов (к примеру с йогурта на кефир); поиск лучшей цены в большем числе торговых точек; более активное участие в программах лояльности, особенно – при объемных скидках, и даже небольшое снижение натуральных объемов потребления товаров и целых категорий, особенно сильно выросших в цене.
В Москве повседневные расходы сократились на 27% к декабрю 2013 и на 8,5% (номинально) по сравнению с январем 2013. Реальное сокращение повседневных расходов в январе 2014 в Москве составило 14%. За два года повседневные расходы в Москве выросли всего на 10% в номинальном выражении, уступив показателю инфляции около 3,5 процентных пунктов. Справедливости ради надо заметить, что сильное сокращение повседневных расходов в январе в Москве наблюдается почти каждый год. Это связано с тем, что более «зажиточные» по сравнению с жителями других городов москвичи в большей мере могут себе позволить на январские каникулы поездки в другие города и даже за границу. Домашнее потребление, соответственно, снижается.
В Санкт-Петербурге повседневные расходы в январе 2014 снизились по сравнению с декабрем на 19% – меньшее снижение, чем в прошлые годы. А по сравнению с январем прошлого года расходы даже выросли – на 15,5% в номинальном и на 8% в реальном выражении. Правда, за два года повседневные расходы жителей северной столицы номинально выросли только на 5%. В реальном выражении произошло сокращение на 7,5%. Так что нынешний рост в Петербурге – это не более чем компенсация, да и то не полная, за «провал» потребления во втором полугодии 2013 года.
В городах с населением свыше миллиона жителей повседневное потребление в январе 2014 сократилось на 18% по сравнению с декабрем и на 3% к январю 2013 года. За два года (с января 2012) номинальный рост повседневных расходов составил, как и в Петербурге, всего 5%. С поправкой на инфляцию реальные расходы снизились на 7,5%. А вот за три года (с января 2011) номинальный рост превысил 30%, а реальный составил около 7,5%.
В городах с населением более 500 тысяч жителей повседневные расходы в январе 2014 снизились на 20,5% по сравнению с декабрем 2013, но все же оказались на 2,5 выше уровня января 2013. Это сокращение в реальном выражении примерно на 4%. За два года номинальный рост расходов составил всего 7%, а вот за три года – более 33%. Это почти 10% роста в реальном выражении.
Намного лучше обстоят дела в городах с населением от 100 тысяч жителей. Снижение к декабрю составило всего лишь 9%. А по сравнению с январем 2013 повседневные расходы в январе 2014 даже выросли на 8%, т.е. более чем на 1% в реальном выражении. Символический, но все же рост. Правда, за два года номинальный рост составил всего 3%. В реальном же выражении произошло снижение на 9%. Здесь будет уместно напомнить, что в малых городах вообще не наблюдается таких сильных сезонных колебаний, как в мегаполисах.
Семьи с невысокими доходами в январе 2014 года сократили повседневное потребление по сравнению с показателем декабря на 24%. И в абсолютном номинальном выражении потребление в этой группе вернулось на уровень января 2013 года. С поправкой на инфляцию можно говорить о сокращении реального потребления примерно на 6,5%. За два года номинальный рост в этой группе составил всего 4% (реальное сокращение почти на 10%), а за три года – 25%, что немного выше показателя инфляции, накопленной за эти три года.
Семьи со средними доходами снизили повседневное потребление в январе 2014 на 20% по сравнению с декабрем и на 7% по сравнению с январем 2013. В реальном выражении потребление в этой группе сократилось за год на 12,5%. Потребление в средней доходной группе в январе 2014 оказалось на 1,5% в номинальном выражении ниже, чем в январе 2012. Реальное сокращение на 13%. И даже за три года (по сравнению с январем 2011) номинальный рост составил всего 16%, а реальное потребление сократилось примерно на 5%.
Причина такого рода динамики повседневного потребления «среднего класса» состоит в том, что номинальные и реальные доходы у этой группы потребителей последние три года росли медленнее, чем у низкодоходников и уж тем более у высокодоходников. К тому же значимая доля семей со средними доходами обременена потребительскими кредитами, выплаты по которым начинают уже ощутимо давить на семейный бюджет, что сказывает и на повседневных расходах.
Семьи с доходами выше среднего уровня снизили повседневные расходы в январе 2014 года на 22% по сравнению с декабрем и на 2% по сравнению с январем 2013. То есть произошло снижение на 8% в реальном выражении. За два года был зафиксирован нулевой номинальный рост, что дает снижение на 13%. За три года номинальный рост составил 21,5%, что примерно соответствует уровню инфляции.
Исследовательский холдинг Ромир
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Romir Household Panel. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 100 000 жителей и более.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?