Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Инвестиционно привлекательное поколение
Прибежали в избу деньги
В этом году в поселке Бородино должен заработать детский творческий лагерь «Село». Было объявлено, что первая смена откроется в июле (сейчас организаторы в этом не вполне уверены), и только за первые дни открытого бронирования поступило 3 тыс. заявок. Такую известность «Селу» обеспечили прежде всего имена создателей (участвовали бывший главред Esquire Филипп Бахтин, Антон Носик, известный учитель Илья Колмановский, режиссер Борис Хлебников) и их планы по устройству этого лагеря.Творческую программу придумал и опробовал в своем маленьком лагере «Камчатка» (тоже очень популярном в узких кругах) Филипп Бахтин. Суть программы в том, что каждый следующий день в лагере целиком посвящен новому виду деятельности – кино, музыка, рисование, цирк, исследования – и каждый вид деятельности должен увенчаться результатом. В «Селе» же эта плотная творческая жизнь будет произрастать в каких-то небывало прекрасных бытовых условиях. По словам Бахтина, за питание в лагере отвечает единственный представленный к мишленовской звезде российский ресторатор Анатолий Комм, здания строили немецкие архитекторы, два отставных генерала «Моссада» разработали систему безопасности, на пятерых детей в лагере – один наставник. Стоимость двухнедельной путевки при этом совсем не запредельная – 37 тыс. руб.
Один из акционеров и инвесторов проекта, бывший владелец бельевой сети «БельПостель» Леонид Ханукаев, настаивает на том, что все это – не социальный проект, а хорошо просчитанный и очень интересный бизнес. Дело в том, что «Село» – это лишь первый проект компании «Страна детей», всего же их до 2018 года должно быть построено 25. «Число загородных детских лагерей снизилось за последние пять лет в три раза,– излагает Ханукаев рыночные реалии.– Их сейчас чуть больше 5 тыс. При этом у нас ни одного конкурента на этом рынке нет. В деньгах же рынок будет только расти: у современного ребенка в связи со всеми каникулами и праздниками полгода свободны – 180 дней. Я уверен, еще несколько лет – и только сегмент загородного детского отдыха вырастет до триллиона рублей».
![Согласно исследованиям, потребность в загородном отдыхе для детей растет, а вот число лагерей уменьшается. Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ](https://www.retail.ru/upload/resize_cache/iblock/e16/900_720_2/3_2.jpg)
Кроме того, слишком уж оптимистичными выглядят планы по финансовой отдаче. По словам Ханукаева, каждый лагерь, рассчитанный на 1260 детей, должен иметь годовой оборот 0,8-1,2 млрд руб. Правда, он добавляет, что для этого нужно еще убедить людей тратить деньги на детей: «Последние 20 лет этого особо не происходило. Кредит на очередной телевизор – в порядке вещей, кредит на отдых ребенка в детском лагере – что-то из области фантастики». Изменить это, по словам Ханукаева, может только государство, простимулировав людей вкладываться в качественный отдых их собственных детей, и бизнес, предоставив возможность этого самого качественного отдыха. В части стимулирования у «Страны детей» свои планы – продавать путевки в кредит.
![Каждый день в лагере «Село» дети будут проводить в новой творческой лаборатории, построенной немецкими архитекторами. Фото: компания , компания «Страна детей»](https://www.retail.ru/upload/resize_cache/iblock/702/900_720_2/3_3.jpg)
«Счастье каждого ребенка – вот в чем мы видим свой финансовый успех»,– сдается наконец Ханукаев, и вот это уже звучит убедительно.
Спорт не для спортсменов
У детского спортивного центра TagSport, открывшегося прошлым летом в Таганском парке, тоже есть амбициозный бизнес-план, в котором и «захват» еще нескольких московских парков, и выход на всероссийский масштаб, и даже создание собственного детского спортивного бренда. Тем не менее спешить с его реализацией создатели центра не хотят. «У нас уже есть несколько запросов от инвесторов, которые готовы вложиться в масштабирование нашего бизнеса,– говорит один из сооснователей центра Владимир Долгий-Рапопорт.– Но мы не особо спешим брать у кого-то деньги. За прибылью не гонимся, будем развивать полюбившееся дело неторопливо и взвешенно».
Полюбившееся дело – это ежедневные игры с детьми в футбол и фрисби, занятия капоэйрой, фехтованием, слэклайном и многими другими видами спорта. «У нас нет цели сделать из ребят профессиональных спортсменов, нам важно показать детям, что спорт – это весело, интересно и полезно,– объясняет Владимир.– Потому что из тысячи детей только у одного есть шансы стать профессионалом, а мы хотим, чтобы остальные 999 тоже жили полной жизнью. Но если мы видим в ребенке талант и желание, то советуем родителям записать его в профессиональную спортивную секцию».
В этом, по словам Владимира, их уникальность, которая и открывает им совершенно безбрежный рынок. «В Москве уже достаточно научных, творческих и культурных центров для детей – это и «Политех», и «Гараж», и ЗИЛ, и «Шардам»,– рассказывает он.– Но в плане здоровых активностей – ничего, пустой рынок, который мы и хотим занять».
За восемь месяцев существования центра через него уже прошло более 3 тыс. детей. «Из них более 500 приходят к нам постоянно,– гордится Владимир.– И их число будет расти, так что летом мы расширим штат преподавателей до 20 человек и будем развивать новые направления». На это, по его словам, пока должно хватить и собственных денег. «Благодаря поддержке правительства Москвы и не очень высокой арендной ставке за землю в парке на #TagSport было потрачено всего порядка миллиона рублей,– рассказывает он.– За полгода мы вышли в операционный ноль, так что летом будем, наверное, потихоньку зарабатывать».
«Как ни крути, к детским проектам нельзя подходить исключительно с точки зрения бизнеса. Должно быть простое, но сильное желание сделать что-то хорошее»,– уверен Дмитрий Тюттерин. Дмитрий открыл свой первый детский сад шесть лет назад, после того как отчаялся найти хороший сад для собственных детей. Потратил на его создание около 3 млн руб., на рентабельность в 5-10% вышел лишь спустя четыре года. «И тут же организовал второй детский сад, потому что в первом уже мест не было»,– говорит Тюттерин. По его словам, рентабельность можно получать и более высокую, но для этого нужно либо задирать цены («месяц у нас стоит 35 тыс. руб., хотя мог бы стоить и 45, и 50 тыс.»), либо на всем экономить.«Такими расчетами в России немногих заинтересуешь,– улыбается Дмитрий.– Я время от времени провожу специальные семинары для желающих создать частный садик, и первое, что делаю,– старательно всех отговариваю. Говорю, что первый год будет убыточным, что придется возиться с СанПиНами, что нужно будет объяснять родителям, «за что такие огромные деньги», и многое другое. Довольно часто помогает, если быть честным».
По словам Дмитрия, всем, кто хочет на детском рынке понятной финансовой модели, низких расходов и быстрого выхода на прибыль, он советует открывать интернет-магазин по продаже детской одежды, обуви, продуктов питания или игрушек. «Работает – такие интернет-магазины появляются десятками,– уточняет он.– Это самая популярная категория проектов, претендующих на проводимую нами премию в сфере товаров и услуг для детей «Стартап»«.
Рынок товаров для детей действительно существенно больше рынка образовательных и развлекательных услуг для них же. «К началу января рынок детских товаров показал уже привычный рост 10,9% и составил около 750 млрд руб.,– рассказывает президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина.– Самая быстрорастущая категория – это одежда, на нее тратят более трети от общих расходов на детские товары. Потом идут игрушки, товары для новорожденных, книги, канцтовары и обувь». При этом, по словам Цицулиной, несмотря на такой рост, объем потребления детских товаров на одного ребенка в России куда как меньше, чем в США или Европе: в США на обеспечение товарами одного ребенка тратят $2 тыс. в год, в России – $1 тыс. Но этот разрыв быстро сокращается.
Игрушки бывают разные
Впрочем, о готовности жертвовать маржей в пользу качества говорят не только на рынке услуг, но и на рынке детских товаров. Магазин «Понарошку» открылся в Москве летом прошлого года, но его совладелица Вера Дорофеева утверждает, что прибылью пока и не пахнет: магазин требует все новых вливаний, к тому же готовится к запуску второй. На это сейчас и уходит все, что зарабатывается.«Сняли помещение в центре, вложились в создание атмосферы и продаем только привезенные из Европы игрушки самого высокого качества, из экологичных материалов»,– рассказывает Вера. «Все, что мы даем в руки ребенку, закладывает в него определенные представления и стандарты, с которыми он и будет расти и жить дальше,– говорит Вера.– И очень жаль, если бэкграунд ребенка формируется некрасивыми пластмассовыми китайскими игрушками». В своем сегменте рынка как таковой конкуренции Вера тоже не видит: кроме монополиста в лице «Детского мира» и еще нескольких запредельно дорогих бутиков, по сути, никого нет. И все же настоящим прибыльным бизнесом магазин «Понарошку» не стал. «Но мы обожаем свой магазин, в нем всегда полно детей и родителей, необязательно покупающих, а порой просто играющих во что-нибудь,– делится Дорофеева.– Мы хорошо развиваемся, видим, что вписались в рынок и заняли свою нишу. Но самое главное – мы просто знаем, что занимаемся добрым и полезным делом».
Почти в таких же словах описывает свой бизнес Анастасия Щербакова, совладелица компании «Шуша», занимающейся производством деревянных игрушек: «Такой игрушечный бизнес, как у нас,– это далеко не простые и не быстрые деньги, это вообще в принципе не бизнес. Это скорее долгосрочные инвестиции в важное и хорошее дело – в развитие наших детей». Анастасия рассказывает, что в России не так много производителей игрушек и даже те, что работают, зачастую недотягивают до европейского уровня качества. «Поэтому мы с мужем, таким же профессиональным дизайнером, в какой-то момент решили сделать игрушки для своего ребенка сами. Сделали все, конечно, в единственном экземпляре и только потом поняли, что можем превратить это в свое дело»,– вспоминает она.
В числе покупателей, по словам Анастасии, люди с разным достатком, объединяет их желание вместо трех дешевых и странных игрушек купить одну умную, красивую и качественную: «Они заботятся о визуальной стороне, им важен дизайн. И в этом их забота об интеллектуальном развитии ребенка». Анастасия уверяет, что таких людей все больше и объемы их производства потихоньку растут, как и доходы: «Поэтому мы, конечно, будем расширять свой ассортимент, думать над новыми направлениями. Это трудное дело, но от него чувствуешь невероятной силы отдачу».
Популярная интерактивность
Андрей Комиссаров работает в крупной американской компании и свой проект игрового образования «Мозаикум» давно уже перестал считать бизнесом. «Поначалу еще были сомнения,– вспоминает Андрей.– Зарегистрировались как ООО, начали выпускать образовательные настольные игры для детей от семи лет и их родителей».
![На рынке детских товаров и услуг тратятся миллиарды, но большая их часть – на одежду, обувь и игрушки. Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ](https://www.retail.ru/upload/resize_cache/iblock/23d/900_720_2/3_6.jpg)
Заработать на мобильных приложениях рассчитывают в компании KidBook, выпускающей интерактивные книги для детей. Ее основатели, два Евгения, Сафонов и Ничипурук, года два назад решили сделать книгу с элементами игры и анимации. Позже они расширили идею и начали работать над приложением с возможностью скачивания множества таких книг. «Потратили на это чуть меньше года и около 4 млн руб.,– рассказывает Евгений Сафонов.– Вышли в AppStore с пятью готовыми книгами и тут же возглавили топ бесплатных приложений». Сейчас у KidBook – 75 тыс. пользователей, и число их стабильно растет на 15-20 тыс. в месяц. «Не все, конечно, покупают книги,– признается Евгений.– Конверсия пользователей в покупателей сейчас около 7%, но зато все, кто купил книгу, возвращаются к нам за следующей покупкой. Спрос однозначно есть, поэтому сейчас наша основная задача – это расширение имеющегося ассортимента из 15 книг».
По его словам, это не так просто. На одну книгу тратится около четырех месяцев работы и до 200 тыс. руб., так что создавать сразу много книг самостоятельно ребята не могут. Поэтому в планах – нарастить аудиторию хотя бы до миллиона пользователей и привлечь таким образом к себе внимание анимационных студий. «Так мы предоставим им и платформу, на которой можно быстро и дешево создавать интерактивные книжки, и аудиторию, которая будет их покупать,– говорит Евгений.– Тогда можно будет говорить и о прибыли».
Анна Васильева, Журнал «Коммерсантъ Деньги»
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?