Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Инвестиции в ритейл-парки как защитная стратегия
Исследование компании Jones Lang LaSalle показывает позитивные тенденции инвестирования в недвижимость в континентальной Европе
Исследование «Торговые склады в Европе», проведенное компанией Jones Lang LaSalle, показывает, что инвесторы в континентальной Европе все активнее рассматривают ритейл-парки малого и среднего размера как объекты для инвестиций, что стало защитной стратегией по снижению возможных рисков, связанных со сложной ситуацией на рынке торговой недвижимости.
Несмотря на то, что объемы транзакций снизились с 5,5 миллиардов евро в первом полугодии 2007 года до 2,7 миллиардов евро в первом полугодии 2008 года, доля инвестиций в ритейл-парки увеличилась с 11% в первом полугодии 2007 года до 18% в первом полугодии 2008 года. Объемы транзакций несколько увеличились во втором квартале 2008 года, причем объемы семи сделок превышали 50 миллионов евро.
Объемы транзакций в первом полугодии 2008 года
Майк Беллхаус (Mike Bellhouse), заместитель директора, Европейский отдел финансовых рынков и инвестиций компании Jones Lang LaSalle, комментирует: «Инвесторов привлекают ритейл-парки премиум класса с высококлассными арендаторами, заключившими договоры аренды на длительный срок. Спрос на склады премиум-класса, для которых характерен рост арендных ставок, будет оставаться высоким со стороны инвесторов, не использующих заемные средства».
В первом полугодии 2008 года, так же как и в 2007 году, больше всего сделок в континентальной Европе приходилось на Германию ― их объем составил 26% от их общего количества по Европе. Швеция заняла второе место (15%), третье место заняла Франция (12%). Однако в связи с кредитным кризисом, который охватил Западную Европу, инвесторы начинают ориентироваться на Центральную и Восточную Европу, где остаются сильными экономические показатели и доходность в целом остается стабильной.
Объемы инвестиций в первом полугодии 2008 года
Майк Беллхаус продолжает: «В ближайшем будущем мы ожидаем, что доходности будут изменяться вместе со стоимостью финансирования, однако мы прогнозируем, что спрос со стороны инвесторов на качественные интегрированные ритейл-парки малого и среднего размера останется высоким.
Невил Мосс (Neville Moss), глава отдела торговой аналитики компании Jones Lang LaSalle, сказал: «В 2008 году со стороны арендаторов несколько снизился спрос на менее качественные складские площади, однако спрос на складские площади премиум-класса остается высоким. Невысокие арендные ставки привлекают все больше ритейлеров. Девелоперская деятельность несколько снизилась в прошлом году, но остается высокой: в континентальной Европе в настоящий момент возводится 77 новых ритейл-парков. Девелоперская активность сосредоточена на Южной Европе, а также растет в Центральной и Восточной Европе в связи с появлением новых форматов торговой недвижимости в этих регионах».
Петр Зарицкий, заместитель директора, отдел по работе со складскими и производственными площадями компании Jones Lang LaSalle: «Принимая во внимание начальный этап развития рынка индустриальной недвижимости в России, девелоперы в силу повышенного спроса реализуют преимущественно стандартизированные, спекулятивные проекты, не акцентируясь на строительстве помещений для той или иной индустрии. Соответственно, в пределах одного объекта, даже одной фазы могут оперировать арендаторы как с рынка FMCG, так и логистические и торговые сети. Можно говорить о самом начальном этапе нового тренда, а именно о реализации проектов в формате максимально приближенном к build to suit solutions для автомобильной индустрии - как для производителей автомобилей, так и их поставщиков. Первые проекты подобного рода заявлены в Петербурге (заводы G eneral M otors , Toyota, Ford M otor C ompany, Nissan) и Калуге (VW). Прецедентов создания ритейл-парков российский рынок пока не знает, более того, уникальность ситуации заключается в том, что до сих пор значительная часть ритейлеров продолжает оперировать на складах класса B или на старых, реновированных площадках - хотя постепенно проявляется тенденция к переходу на качественные новые проекты».
Информация о компании Jones Lang LaSalle
Jones Lang LaSalle (NYSE: JLL) – компания, предоставляющая финансовые и комплексные профессиональные услуги в области недвижимости. По всему миру эксперты компании предлагают интегрированные услуги собственникам, арендаторам и инвесторам, стремящимся получить максимальную прибыль от своих активов на рынке коммерческой недвижимости. Оборот компании в 2007 году составил 2,7 миллиардов долларов. Jones Lang LaSalle имеет свыше 180 представительств по всему миру, работающих на рынках более чем 700 городов в 60 странах. Jones Lang LaSalle является лидером рынка услуг в области управления корпоративной недвижимостью – портфель компании составляет более 111,5 миллионов кв. м по всему миру. LaSalle Investment Management, подразделение по управлению инвестициями, является одним из крупнейших и наиболее диверсифицированных в мире, управляя активами стоимостью более 54 миллиардов долларов. В России и странах СНГ Jones Lang LaSalle представлена офисами в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Алматы. В 2004, 2006, 2007 и 2008 годах компания удостаивалась премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards (Россия). Более подробную информацию о компании можно найти на сайте www.joneslanglasalle.ru.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?