Декоративное изображение
6 550

Поделиться

Интернет-магазины устраивают распродажу

На этой неделе, в четверг, 27 ноября, в Рунете стартует распродажа «Черная пятница» (Black Friday). В ней обещают принять участие целых 200 магазинов. Правда, ждать от российских интернет-магазинов грандиозных скидок, вероятно, не стоит

В этом году в интернете пройдет уже вторая ежегодная распродажа «Черная пятница». В «Черной пятнице-2014» обещали принять участие 200 магазинов против 90, устраивавших распродажу в прошлом году.

В этом году к распродаже присоединятся такие магазины и интернет-аукционы, как Enter, Ebay, Asos, «220 вольт», Alba, «М.Видео», «Евросеть», «Эльдорадо», LaModa, «Связной», «Сотмаркет», «Ашан», «Снежная королева», Ozon и другие. Стартует «Черная пятница» 27 ноября, в 19:00. Распродажи будут длиться три дня – до конца воскресенья, 30 ноября.

Магазины сообщили, что опыт прошлого года им понравился. Ozon участвует в распродаже во второй раз, компания очень довольна прошлогодними результатами, пишет «РБК». В 2013-м продажи во время акции выросли примерно вдвое, средний чек – на 15%, а количество регистраций на сайте – более чем на 60%. В акции тогда участвовало более 1 тыс. товаров из 11 категорий, скидки составляли 20–90%, максимальные – на цифровые товары и софт, утверждают в самом магазине.

Enter в этому году ожидает 80-процентного роста посещаемости сайта и трехкратного роста оборота по отношению к обычной пятнице. Магазин утверждает, что акции будут участвовать все товары магазина – более 20 тыс. наименований. Скидки магазин обещает до 50%. Правда, оговаривается, что скидки на технику не могут составить более 15%, так как на этом товаре сами магазины слишком мало зарабатывают.

«Евросеть» сообщила, что впервые будет участвовать в Black Friday с более чем 200 наименованиями из ассортимента – это смартфоны, планшеты, ноутбуки, фотоаппараты, видеорегистраторы. Обещанная скидка – до 30%.

Как известно, распродажа «Черная пятница» – это не российское изобретение. Так называется ежегодная американская распродажа, во время которой американцы штурмуют магазины и оставляю там ежегодно более $60 млн. Скидки во время этой распродажи поражают воображение.

Название «Черная пятница» в США связано с особенностью американской бухгалтерии: прибыль всегда записывается черной пастой, а убыток красной. То есть самая грандиозная распродажа года в США приносит скорее прибыли, чем убытки. В этот день с прилавков сметают даже самый залежалый товар. В последние годы, невзирая на кризис, в американских магазинах в этот день покупатели оставляют около $60 млрд.

Впервые этот маркетинговый ход – Black Friday – был придуман еще в 1966 году как старт рождественских распродаж. Каждый четвертый четверг ноября в США отмечается большой государственный праздник – День благодарения. Следующий за ним день, пятница, тоже выходной, чем и воспользовались маркетологи, устроив «праздник шопоголизма» именно в этот день. В этом году американская «Черная пятница» попадает на 28 ноября. Ни о какой интернет-торговле в 1966 году американцы еще не знали, поэтому «Черная пятница» – традиционно офлайн-распродажа. Для продаж в интернете этот день не подходит, так как в выходные покупатели за компьютерами вообще не сидят. Поэтому американская онлайн-распродажа носит название «Киберпонедельник» и следует за «Черной пятницей».

Американскую идею стали копировать ритейлеры из разных стран. Самым успешным было копирование в Китае, где «Киберпонедельник», в отличие от американского семейного праздника, Дня благодарения, объединили с местным студенческим праздником, Днем холостяка, который попадает на ноябрь.

Почему грандиозная распродажа года проходит в США в конце ноября или в декабре? Как выяснилось, это традиция. «Когда-то в США очень дорого стоила техника, к ее покупке потребитель готовился задолго, а пик продаж в США приходился именно под Рождество, местные ритейлеры и ввели скидки на технику именно в декабре, стремясь «затащить» клиента именно в свой магазин. Сейчас же распродажи техники в США перед Рождеством, скорее, атавизм: техника уже стоит не так дорого, пика сезонности ее продаж больше нет. Но распродажа – это же наркотик, с которого уже никто не может соскочить – ни покупатели, ни ритейлеры. Каждый ритейлер думает: «Все участвуют, а я как же? Это же ударит по моему имиджу», – поясняет Елена Комкова, партнер Retail Training Group.

Зато о том, как американцы сметают товары с полок именно в этот день, традиционно пишут все СМИ. Мимо такого бренда не смог пройти и российский бизнес. В 2012 году бизнесмены Георгий Левин и Владимир Ким создали компанию «Блэк фрайдэй». Проект Blackfriday2013.ru стал единой общероссийской площадкой-агрегатором для глобальной предновогодней распродажи. Только вот первый блин выдался явно комом.

Команда так разрекламировала свой проект, что на сайт распродажи Black Friday разом зашли 5 млн покупателей. Сайт рухнул и продолжал лежать чуть ли не до самого конца распродажи. В периоды, когда он все же был доступен, технические сбои продолжались.

Некоторые магазины-участники продолжали распродавать товары на собственных сайтах. Но не все покупатели остались довольны. Скидки большинства магазинов оказались незначительными. Ozon.ru, к примеру, откопал у себя на полках старые, пыльные, дорогие фолианты... Магазины компьютерной техники старательно вывешивали на первый план какие-то шнуры и прочую периферию. «Один магазин закидывал меня сообщениями о «Черной пятнице», и я решил купить там Wi-Fi роутер. Нашел роутер со скидкой, однако посмотрел, сколько стоит аналогичный на «Яндекс.Маркет». В результате купил его дешевле на 1000 руб. у ритейлера, который в «Черной пятнице» не участвовал и никаких скидок не обещал», – писал в соцсетях один из покупателей.

Как выяснилось, все логично. Эксперты по торговле поясняют: классические распродажи магазины устраивают ради сбыта так называемых стоков, нераспроданных остатков товара. Например. В Европе распродажа начинается после Нового года, когда все уже купили подарки, но товар еще остался, а полки магазинов надо очищать для новых коллекций и моделей. Так вот этих самых стоков в ноябре у магазинов нет. Вполне возможно, что объявляя распродажу сейчас, магазины просто привлекают к себе внимание.

Тогда как же магазины организуют скидки? Во время прошлой распродажи блогеры зафиксировали, что онлайн-ретейлеры за несколько дней до распродажи подняли цены в магазинах, а после начала акции «снизили» их до прежних значений.

Скорее всего, в этом году «Блэк фрайдэй» подготовится лучше и сайт рушиться не будет, а вот в реальность скидок поверить достаточно сложно.

Ольга Колтунова, «Гудок»

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами