Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Интернет-магазины: кассовый вопрос
Малый бизнес ищет выгоду
По итогам завершения первого этапа программы по переходу пользователей на онлайн-кассы , ситуация на рынке постепенно нормализовалась, острого дефицита фискальных накопителей уже не прослеживается, а программное обеспечение удалось доработать с учетом специфики новой кассовой техники.
В ожидании второго этапа модернизации у владельцев магазинов появился неплохой временной лаг.
-Несмотря на обсуждение Правительством отсрочки обязательного введения ККТ, мы считаем, что это никак не скажется в целом на рынке e-commerce, - убежден Артем Соколов, исполнительный директор АКИТ. - Добросовестные игроки рынка уже перешли на новый вид касс, имея для этого достаточное количество времени (в общей сложности более года). О необходимости перехода ФНС говорила неоднократно и заблаговременно, поэтому времени на подготовку и решение всех организационных вопросов было более, чем достаточно. По нашим оценкам, все, у кого были задержки по поставке оборудования, получили кассы в срок и успешно их установили.
По результатам всероссийского исследования, проведенного с 15 по 22 июня 2017 г. «Левада-Центром», Ассоциацией компаний интернет-торговли ( АКИТ ) и компанией АТОЛ, согласно опросу владельцев и менеджеров 600 компаний, имеющих представительство только в интернете, лишь треть интернет-магазинов (28%) технически были готовы выдавать покупателям чеки. А 43% магазинов еще не приняли мер для реализации поправок в 54-ФЗ . Остальные на тот момент еще тестировали различные варианты.
Здесь важно понимать, что рынок e-commerce в России не консолидирован. И хотя на нем функционирует более 45 тыс. интернет-магазинов, порядка 70% объема формирует сотня крупнейших игроков. Малый бизнес крайне чувствителен к дополнительным расходам, и поэтому зачастую решение вопросов, требующих дополнительных вложений, оставляет на самый последний момент. Но здесь следует отметить один характерный тренд.
По наблюдению Артема Соколова в последнее время многие предприниматели стали самостоятельно и достаточно активно использовать онлайн-кассы (в том числе и для своих интернет-площадок) переходя из категории микробизнеса в малый. Новая ККТ помогает им контролировать продавцов, которые, нередко оставляют себе часть выручки. В любом случае очевидно, что необходимость применения ККТ приводит сейчас к обелению рынка и уходу «черных» игроков, которые являлись причиной недоверия потребителей к интернет-торговле.
Кроме того, начиная работать по новым правилам, предприниматели понимают, что обновленные кассы способны не только вести полный контроль деятельности, но и предоставлять аналитику. Например, программа автоматизации « 1С:Розница » интегрирована с интернет-магазинами на платформе «1С:Битрикс» и может получать данные о продажах через интернет и анализировать их. Отчеты позволяют отслеживать объем поступившей выручки, эффективность маркетинговых акций, планировать заказы и выплаты поставщикам. Кроме того, пользователь может настраивать варианты базовых отчетов под себя, не прибегая к помощи программистов.
Онлайн в деталях
Принцип взаимодействия в цепочке «Компания-ОФД-ФНС» такой же, как и в офлайн-торговле. Компания заключает договор с ОФД, касса регистрируется и идентифицируется в ФНС. Онлайн-кассы для интернет-магазинов подключаются к серверному оборудованию и интегрируются с ERP-системой компании. В момент прохождения оплаты данные передаются в зашифрованном виде (получить доступ извне к ним невозможно) через специальный шлюз обмена данными, разработанный ФНС.
Специфика деятельности интернет-магазинов такова, что они могут принимать платежи на базе банковских карт, с использованием электронных кошельков (PayPal, Яндекс.Деньги, Qiwi, WebMoney и др.) и наличными.
Интернет-магазины, реализующие товары в сети, могут не взаимодействовать напрямую с покупателями, а принимать оплату в режиме онлайн посредством банковских карт или электронных платежных средств. Небольшим интернет-площадкам выгоднее сотрудничать с курьерскими службами, берущими на себя расчетно-кассовое обслуживание.
Крупные интернет-магазины осуществляют расчеты непосредственно с клиентами через пункты самовывоза со склада или офиса, либо же через собственную курьерскую службу. В этом случае потребуются онлайн-кассы, приспособленные для фиксации расчетов не только с применением электронных средств платежа, но и наличных денег и с формированием как электронных, так и бумажных чеков.
Если торговые сделки совершаются только на базе электронных средств платежа, то можно выдавать покупателям чеки только в электронном виде. В этом случае удастся несколько сэкономить, отдав предпочтение компактным моделям касс, у которых отсутствует механизм, печатающий чеки. В результате при осуществлении расчетов в e-commerce при оплате платежной картой из CMS-системы интернет-магазина или от платежного агрегатора в кассу поступает информация об оплаченном товаре. В фискальном накопителе она шифруется, и чеку присваивается фискальный признак. Затем данные передаются в систему ОФД, где они расшифровываются. Если информация корректна, ОФД передает полученные чеки в ФНС. Покупателю же отправляется электронный чек, подлинность которого он может проверить в мобильном приложении от ФНС.
Закон об онлайн-кассах еще требует доработок, поправки в него уже обсуждаются. Все изменения, которые происходят в законодательстве, должны оперативно отражаться в программном обеспечении ККТ, и компании, выпускающие ПО, должны оперативно его дорабатывать, и тут преимущество – у крупных разработчиков. «ФНС выпускает разъяснения, которые в полном объеме поддерживаются в торговых решениях «1С». Изменения не простые, в них нужно разобраться. А мы со своей стороны стараемся максимально облегчить работу бизнесу, в том числе малым и микропредприятиям, выпуская линейку программ, которые не только позволяют учесть законодательные требования, но и наладить оперативный учет для пользы бизнеса и выгоды владельца», - прокомментировала Ольга Салимова, руководитель направления автоматизации розничной торговли «1С».
Касса в аренду
Чтобы соблюсти все требования законодательства и при этом сэкономить средства на закупку ККТ, можно арендовать онлайн-кассу. Этот сервис чаще всего предлагают ОФД. Предложение включает в себя аренду онлайн-кассы c уже установленным фискальным накопителем.
В услуги по обслуживанию касс входит мониторинг их технического состояния, замена фискальных накопителей в случае заполнения памяти, поломки или истечения срока их работы и многое другое.
«Мы прогнозируем, что новая услуга по аренде касс для интернет-магазинов будет востребована, и ей воспользуются не менее 35% рынка e-commerce», - комментирует Антон Румянцев, директор OFD.RU.
Общая стоимость аренды одной кассы на год, включая фискальный накопитель и контракт с ОФД составляет около 40 тыс. – 50 тыс. рублей.
Спорные вопросы
В процессе подготовки к эксплуатации онлайн-касс интернет-магазина возникает немало вопросов. Например, необходимо ли оформлять два чека в ситуации, когда покупатель внес аванс в интернет-магазин электронным платежом, а остаток суммы оплатил наличными в службе доставки?
В данной ситуации нужно действовать таким образом: поскольку под термином «расчеты» в законе понимается прием денежных средств за проданный товар, то каждый раз, когда покупатель рассчитывается за покупку, ему должен выдаваться кассовый чек на оплаченную сумму. Соответственно, когда покупатель вносит аванс в интернет-магазине электронным платежом, например, банковской картой, то ему должны прислать электронный чек, а если оставшуюся сумму он платит службе доставки, то получает бумажную версию чека.
Еще один вопрос, который часто ставит в тупик владельцев некоторых интернет магазинов. Достаточно ли зарегистрировать в ФНС одну онлайн-кассу, если на одно юридическое лицо зарегистрировано сразу несколько сайтов, принимающих только электронные средства платежа?
Требования закона к заявлению о регистрации ККТ, подаваемому в налоговые органы, допускают указание нескольких интернет-адресов, на которых будет использоваться регистрируемая единица ККТ. Соответственно, регистрировать отдельную единицу ККТ на каждый интернет-адрес не нужно. По сути, количество сайтов не имеет значения, поскольку главное, чтобы денежные средства проходили через одно юридическое лицо
«Однако формулировка, используемая в ч. 2 ст. 4.2 Закона 54-ФЗ, не столь однозначна и допускает иные варианты толкования, - обращает внимание Антон Румянцев. - В частности, с учетом определений терминов, установленных Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и защите информации», не вполне понятно, что понимается под словами «адрес сайта». Если речь идет о различных доменных именах, ведущих на один и тот же интернет-сайт, то получается, что ККТ следует регистрировать под каждый сайт, имеющий отдельный IP-адрес. Если имеется в виду другое, то предприниматель может использовать одну единицу ККТ для всех своих сайтов».
Таким образом, точный ответ на данный вопрос может дать либо законодатель, путем приведения используемых в Законе 54-ФЗ понятий (в частности, понятие «сайта в сети интернет») в соответствие с другими законами, либо правоприменительная практика.
Мы попросили некоторых онлайн-ритейлеров поделиться опытом применения онлайн-касс и рассказать о проблемах, которые возникли при работе с новым оборудованием, и их решении.
-Основная проблема заключалась в том, что оплата через ККТ была в новинку как для рынка ритейла в целом, так и для нас, в частности, - говорит Андрей Матвеев, директор по информационным технологиям СТД «Петрович». - Поэтому партнеров, предлагавших решения по обработке и «печати» чеков, было крайне мало, выбора практически не было. Тем не менее нам все-таки удалось запустить данный сервис в июне. В процессе наладки основные ошибки были связаны с тем, что партнер ограничивал размер чека. Сначала это было 33 строки, потом 110. Сейчас все ограничения сняты, и наш интернет магазин www.petrovich.ru работает без ограничений по чеку.
По словам Ольги Егоровой, руководителя контрольно-консультационной группы компании «Эльдорадо», переход, действительно, был довольно сложным, т.к. сложился дефицит фискальных накопителей, а также из-за того, что очень поздно был подписан Приказ по утверждению формата фискальных данных. А поскольку производитель фискальных регистраторов не мог предоставить корректный драйвер, в компании не могли своевременно закончить написание кассового ПО. Но сейчас эти проблемы в прошлом, и для онлайн-продаж интернет-магазин оснащен ККТ в соответствии с требованиями 54-ФЗ.
В «М.Видео» до 1 июля 2017 года оснастили и розницу, и интернет-магазин ККТ нового образца, и дальнейшая модернизация парка здесь потребуется только в рамках ежегодного обслуживания. Во время перехода на новые требования компания перестроила бизнес процессы, адаптируя их под меняющиеся требования к 54-ФЗ. С того момента в компании сделали ставку на плотное сотрудничество с ОФД «Такском». Анна Шувалова, руководитель проектного направления «Финансы» компании «М.Видео» рассказала подробности: В «Личный кабинет», через который происходит обмен данными между ритейлерами и ОФД, была добавлена функция массовой привязки к подразделениям торговых точек, что позволило сегментировать и упростить процесс мониторинга работы касс. По инициативе «М.Видео» были в три раза сокращены сроки оповещения о временных нарушениях в передаче данных – теперь информирование осуществляется в течении 24 часов для оперативного устранения проблемы. Еще одним нововведением стали напоминания о ежегодной замене фискального накопителя в «Личном кабинете» ОФД и по e-mail.
Роман Хохлов, специально для Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?