Декоративное изображение
24 222

Поделиться

Какие инновации внедряли сети в 2021 году?

Технологии, тестируемые и внедренные ритейлерами в 2021 году, в целом продолжают тренды прошлых лет – ускорение доставки, оплата без касс, карт и наличности, использование виртуальной реальности и искусственного интеллекта, устойчивое развитие. Повышается запрос на решения, позволяющие углубить индивидуальный подход к покупателю, анализировать не только его чеки, но и вкусы, эмоции и даже состояние кожи. Однако будущее покажет, какие нововведения и технологии окажутся востребованы в розничной торговле как никогда, а какие быстро потеряют актуальность. 

Что ищут лидеры?

Крупнейшие сети ищут инновационные идеи, способные качественно улучшить бизнес. Например, «Магнит» в партнерстве со «Сколково» регулярно проводит акселератор MGNTech. В числе проектов, заинтересовавших ритейлера, есть беспилотный вендинговый аппарат, логистические роботы для автоматизации работы в РЦ, автоматизированная система анализа и проверки данных о грузовиках и водителях, PTL-тележки, 3D-печать пищевых продуктов. Вызвали внимание сенсорные решения, такие как сервис определения реакций покупателей на дегустации, персонализированный подбор косметических средств на основе анализа состояния кожи.

X5 Group совместно с Фондом развития интернет-инициатив определила перспективные для стартапов технологические направления в сфере розничной торговли и логистики, среди которых – мониторинг и управление автопарком, инструменты предотвращения потерь, видеоаналитика и системы контроля доступа, обеспечение температурного режима и качества продуктов, комплектация отгрузок, управление персоналом, собственное производство. X5 Group провела несколько питч-сессий стартапов по разным направлениям – коммерция, операции, эксплуатация и логистика – и за это время получила более 600 заявок, отобрала 25 проектов, 10 из которых перешли на стадию запуска пилотов с X5 Group.

«Лента» вместе с РВК GenerationS отобрала 7 наиболее перспективных инновационных решений для детальной оценки. Среди них: решение по навигации в магазинах, приложение для покупателей с персональными ценами и возможностью оплаты с телефона, инновационный материал для системы охлаждения в онлайн-доставке, технология продления свежести продуктов, инновационная упаковка для собственного производства, робот для позиционирования товаров СТМ .

«ВкусВилл» с помощью акселератора стремился найти новые идеи в сфере органических и натуральных продуктов. Участники программы вместе со специалистами сети создавали продукты от разработки рецептуры до дизайна упаковки.

Фото: BRAIN2HANDS/ Shutterstock

Фото: BRAIN2HANDS/ Shutterstock

Технологии оплаты

В сетях «Пятерочка» и «Перекресток» внедрили технологию оплаты взглядом. Биометрическая идентификация была реализована на основе разработок «Лаборатории инноваций Х5» и технологии VisionLabs.

Fix Price запустила оплату покупок по QR-коду: покупатель выбирает в мобильном приложении своего банка функцию оплаты с использованием QR-кода и предоставляет его кассиру для сканирования с экрана смартфона. «Магнит» обеспечил оплату по QR-коду для держателей карт Magnit Pay.

Amazon начал внедрять сканер ладоней в супермаркетах сети Whole Foods. Перед тем как пользоваться сервисом, покупатель должен «привязать» свою ладонь к платежной карте с помощью специального сканера.

«Азбука Вкуса» внедрила в магазинах систему чаевых. Теперь покупатели могут оставлять чаевые сотрудникам, которых хотят отблагодарить за обслуживание. Основная цель нововведения для компании – повысить количество получаемой от клиентов обратной связи и использовать эту информацию для дальнейшего улучшения качества сервиса. Помимо чаевых в сервисе доступны функции «оставить отзыв» и «поставить оценку».

 «Пятерочка» начала пилотировать терминалы оплаты наличными, представляющие собой рециркуляционные устройства с лотками для приема и выдачи денег, как купюр, так и монет. Терминалы встраиваются в кассовый модуль. Покупатель помещает деньги в купюроприемник, а терминал автоматически рассчитает полученную сумму и при необходимости выдает сдачу. Преимущество в том, что дополнительных контактов с кассиром и ручных действий производить не требуется.

В свете последних событий эффективной работы с наличными вновь стала актуальна, как никогда. По состоянию на 1 марта 2022 года, объем наличных денег в обороте достиг рекорда за последние 20 лет (15,82 трлн рублей), всего за месяц он вырос на 2 трлн рублей. В 2021 году ритейлеры продолжали пилотировать и расширять в магазинах обработку наличной выручки при помощи автоматических депозитных машин и онлайн-инкассации. О таких проектах рассказывали сеть гипермаркетов «Маяк», «Дикси», «Каляев» и другие.  

VR, AI и роботы

ГУМ разрабатывает мобильное приложение с VR-пространством торгового центра, которое будет доступно на компьютерах и мобильных устройствах. С помощью автономных или проводных VR-очков пользователи смогут пройтись по виртуальным магазинам, рассмотреть и даже купить товары. Создатели проекта полагают, что востребованность покупок в VR в ближайшие три года может повыситься.

Nike создает виртуальный мир Nikeland. Это еще один шаг компании к развитию собственной метавселенной. Мир Nikeland будет работать на игровой онлайн-платформе Roblox. За основу нового мира создатели возьмут действующую штаб-квартиру компании, где будут здания, стадионы и спортивные арены, на которых игроки будут состязаться в различных играх. Пользователи смогут одевать своих цифровых двойников в кроссовки и одежду компании. Основная цель Nikeland в том, чтобы компания могла выстроить общение с новым поколением спортсменов, сделать их постоянными покупателями, поклонниками бренда, что в дальнейшем может привести к реальным продажам. В перспективе компания планирует добавить возможность виртуального пребывания на глобальных спортивных событиях.

«Пятерочка» обучает продавцов-кассиров с помощью VR-технологий. Обучение проходит следующим образом: сотрудник надевает VR-очки и попадает в торговый зал, где полностью визуализированы планировка и оснащение. В каждой смоделированной ситуации продавцу-кассиру необходимо выбрать для ответа виртуальному гостю одну фразу из трех предложенных. Всего VR-курс включает 16 сценариев, в каждом из которых 4 уровня сложности. По итогам обучения, кроме правильно выполненного задания, оцениваются такие показатели, как затраченное время, визуальный контакт и правильное построение фраз. Также сеть тестирует виртуальные планограммы – систему планирования выкладки товаров в дополненной реальности.

DIY-сеть «Вимос» внедрила систему «умного» ценообразования, основанную на технологиях искусственного интеллекта. В результате программа анализирует порядка 60 факторов, влияющих на цену, в том числе восприятие бренда, расположение на полке, похожие товары, каннибализация категорий и товаров, рекламные каналы, мотивация продавцов, тренды рынка, поведение покупателей, бонусы карт лояльности и другое. Специальные алгоритмы сопоставляют исторические данные, отыскивают связи, выявляют закономерности и предлагают оптимальные цены.

«Декатлон» роботизировал зону сборки интернет-заказов на складе, став первым в России ритейлером, широко использующим эту технологию. Автоматизация позволила увеличить производительность процесса сборки заказов в 2,5 раза, скорость – в 3 раза и активно выходить на маркетплейсы.

 

В обновленном магазине «Магнит косметик» установлены электронные зеркала, с помощью которых можно тестировать декоративную косметику в режиме дополненной реальности. Зеркало может дать рекомендации и даже предложить похожие товары. В зале есть прайс-чекер, с помощью которого можно оставить жалобу, а также заполнить анкету для трудоустройства в сеть. Впервые используются флип-кассы – терминалы, которые могут работать и как стандартная касса и как касса самообслуживания.

В сторону устойчивого развития

Немецкая сеть супермаркетов Rewe открыла экологичный магазин Green Farming, полностью построенный из экологичных материалов. На крыше магазина расположены питомник по выращиванию свежей зелени и рыбная ферма. Rewe планирует выращивать здесь около 800 тыс. кустов базилика и 12 тонн мяса окуня ежегодно, чтобы обеспечить магазин и поставлять продукцию в другие супермаркеты региона. Ферма работает по принципу круговой концепции, сочетающей выращивание растений с выращиванием пресноводных рыб в замкнутом цикле: бактерии превращают рыбные экскременты в пищу для растений. В магазине используются интеллектуальные технологии охлаждения и обогрева, благодаря чему энергопотребление снижено на 40%.

Несколько пилотных магазинов «Леруа Мерлен» перешли на потребление электроэнергии от возобновляемых источников. В рамках этого направления компания поставила цель в течение пяти лет перейти на потребление 100% электроэнергии от ВИЭ. Рассматриваются такие источники генерации, как солнечная и ветроэнергетика.

Сеть H&M запустила в Великобритании бесплатный прокат мужских костюмов для собеседований.

Сеть «Цвет диванов» внедрила сервис по приему и вторичной переработке диванов, бывших в употреблении. Покупатели мягкой мебели получают в сети именной бессрочный сертификат trade-in на приобретение следующего дивана со скидкой до 50% при условии сдачи бывшего в употреблении дивана, имеющего сертификат trade-in. Также обладатели сертификата получают бесплатный доступ к сервису утилизации. Бывший в употреблении диван будет вывозиться от клиента силами ритейлера и разбираться на части, каждая из которых будет утилизирована в соответствии с экологическими стандартами.

«ВкусВилл» и «Перекресток» установили рефил-станции для розлива бытовой химии в многоразовую тару. По аналогии с зоной для взвешивания фруктов и овощей покупатель может самостоятельно распечатать ценник и оплатить покупку на кассе. Флаконы можно утилизировать с помощью баков для раздельного сбора мусора, которые установлены во дворах жилых домов. Также покупатели могут воспользоваться собственной емкостью.

Индивидуальный подход к покупателю и сотруднику

Продолжает нарастать тренд на индивидуальный подход к покупателю, который базируется на технологиях искусственного интеллекта и анализе данных. «М.Видео-Эльдорадо» внедряет систему видеоаналитики в магазинах для автоматического поиска покупателей, нуждающихся в помощи, и отправки к ним свободных работников магазина. Данные видеоаналитики обрабатываются нейронной сетью в реальном времени. Пилотный проект проводится в рамках трех рабочих аналитических сценариев: «одинокий покупатель», «очередь у касс» и «тепловая карта магазина». В случае превышения нормы по каждому сценарию персонал получит сообщение и предпримет действия для разрешения ситуации.

X5 Group начала менять ассортимент в соответствии с покупательской оценкой товаров.

Покупатели магазинов «Пятерочка» и «Перекресток» получили возможность поставить оценку приобретенному продукту в мобильных приложениях сетей. Товары, имеющие невысокий рейтинг, дорабатываются совместно с производителем, низкий – выводятся из ассортимента. Как показала практика, товары, по которым процесс доработки уже завершился, получают более высокие оценки.

«ВкусВилл» внедрил рекомендательную систему для покупателей, чтобы познакомить их с новыми продуктами и марками сети.

Британская сеть гипермаркетов Asda тестирует систему, позволяющую доставить свежие и замороженные продукты, даже если клиент находится вне дома. Продукты доставляются в специальном изотермическом контейнере, который курьеры оставят рядом с домом или квартирой покупателя. Внутри ящиков продукты могут сохраниться до четырех часов. Для того чтобы открыть контейнер, необходимо ввести одноразовый пароль.

«Лента» готовится к тестированию системы автоматизированного планирования смен в супермаркетах. Задача пилота – полностью автоматизировать планирование и максимально эффективно распределять смены между сотрудниками супермаркетов. В специальной программе директор магазина сможет планировать рабочее время сотрудников, исходя из дневной, почасовой нагрузки и сформировать различные варианты графиков. Работники магазинов могут ознакомиться с графиком в любое время в мобильном телефоне или с помощью компьютера. Кроме того, автоматизация процесса позволит сотрудникам компании оформлять заявки на дополнительные часы работы. Эта задача особенно актуальна для кассиров, которые часто выходят на смены в разных магазинах. Благодаря бирже смен «Лента» сможет оперативно уведомлять подрядчиков о нехватке персонала и приглашать работников в магазины.

Зеленое, здоровое, свежее – быть в тренде правильного питания

«ВкусВилл» открыл собственную микробиологическую лабораторию для проведения полного аудита поставщиков. Таким образом сеть стремится снизить риски развития микробиологических процессов, увеличивающиеся при производстве товаров без консервантов. Новая лаборатория следит за пищевой безопасностью и санитарией во всех магазинах сети и в месяц проводит порядка 2 тыс. исследований.

«Перекресток» ввел систему меток ЗОЖ-товаров, интегрировав ЗОЖ-признаки в личный кабинет поставщика. Теперь каждый поставщик сети может самостоятельно выбрать категорию, к которой относится его продукция, и вносить в карточку товара соответствующий признак: «веган», «органик», «без глютена», «чистый состав», «низкокалорийный продукт», «богат протеином», «без добавления сахара», «фермерский продукт», «прочий ЗОЖ». Также сеть начала наносить «зеленые метки» на упаковку продуктов. Благодаря специальному индикатору можно проверить свежесть и соблюдение условий хранения конкретного продукта и понять реальный оставшийся срок годности. Аппликаторами для нанесения меток оснащены четыре производственные линии, в среднем каждую минуту устанавливается 30 меток.

Валерия Миронова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами