Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Инфляцию тянут вверх продовольственные товары
В прошлом году мы констатировали появление у среднего класса «дефляции аренды». Для смоделированной нами семьи съем жилья был и остается самой серьезной статьей повседневных расходов. За 12 месяцев, завершившихся в сентябре 2009 года, арендная плата существенно подешевела, потянув за собой весь индекс. Прошел еще один год, и, как мы и предсказывали, ситуация развернулась на 180 градусов. Аренда квартиры подорожала с 30 тыс. до 32 тыс. рублей в месяц. 6,7% – прибавка небольшая, и, тем не менее, с учетом большого веса арендной платы в общих расходах, она способствовала смене дефляции на инфляцию. На этот раз индекс цен «Ф.» увеличился на 5,4%. Цифра довольно-таки близка к показателю, измеряемому Росстатом: официально годовые темпы роста цен по итогам августа составят, скорее всего, 6,1–6,2%. Если бы смоделированная нами семья жила в собственной квартире, ее «личная» инфляция была бы совсем умеренной – 4,7%. В утешение можно отметить, что стоимость аренды еще даже близко не подошла к докризисному уровню (38 тыс. рублей в сентябре 2008 года). Гарнир подвел. Цены на продовольственные товары, вот уже второй месяц шокирующие россиян своими скачками, ударили по кошелькам и наших «подопытных». Продукты, съеденные дома, обошлись им на 9,4% дороже, чем год назад. По некоторым товарным позициям рост просто зашкаливает: хлеб – на 30–40%, сливочное масло – примерно на две трети, сахар – на треть. Сильно подорожали почти все овощи: картофель и огурцы – почти в два раза, капуста – в полтора. Ситуация разительно отличается от прошлогодней, когда цены в этой товарной группе способствовали не росту, а снижению инфляции по индексу «Ф.». Например, картофель тогда оказался на четверть дешевле, чем в сентябре 2008 года, морковь – в два раза. Это вполне может говорить о том, что в нынешнем году из-за плохого урожая не сработал сезонный фактор дешевых овощей. В то же время в продовольственной части «корзины» стало больше товаров, цены на которые снизились или выросли незначительно. Примечательно, что в эту группу вошли продукты, потребление которых более характерно для столичного среднего класса, чем для среднестатистических россиян (зерновой кофе, сок, сыр и чай недешевых брэндов). Если в прошлом году подорожание этих продуктов измерялось десятками процентов, то на этот раз оно стало умереннее, а рассыпной чай и кофе даже слегка подешевели. Причина, вероятно, кроется в валютных курсах: девальвация в конце 2008-го – начале 2009 годов привела к сильному росту цен на импорт, и это зафиксировал наш прошлогодний индекс. В течение почти всего последнего года рубль имел тенденцию к укреплению, притормозив цены на импортные товары, а также продукцию, производимую на ввозимом из-за рубежа сырье. В свете последних событий на продовольственных рынках это может показаться странным, но в целом продуктовая инфляция, подсчитанная по методике «Ф.», замедлилась: в прошлом году этот компонент индекса увеличился на 14,6%. Правда, в нашей «корзине» почти нет зерновых, в том числе пресловутой гречневой крупы (картофель можно рассматривать как товар-заменитель). Из мучных изделий – только хлеб. Зато на повседневных расходах на еду отразилось заметное подорожание бизнес-ланчей: московский общепит на второй год наших измерений не утерпел и начал осторожно прощупывать границы терпения клиентов. Добрые услуги минус ЖКХ. А вот другая типичная статья расходов среднего класса – услуги фитнес-центров – второй год продолжает оказывать мощный антиинфляционный эффект на «корзинку». В нашем примере карта, купленная по специальному предложению, позволяет пользоваться услугами клуба примерно на треть дешевле, чем в прошлом году. Так одна крупная и выгодная покупка позволила свести к минимуму подорожание услуг в целом. Неизменность стоимости автострахования также способствовала замедлению инфляции по индексу «Ф.», пусть и в меньшей степени.
Самым проинфляционным пунктом в списке услуг стала, как и следовало ожидать, «коммуналка» – за нее приходится платить на четверть дороже, чем год назад. Тариф на электричество поднялся почти на 15%.
Непродовольственные товары не доставили бы особых инфляционных неприятностей, если бы не самая затратная статья – бензин. За год заправляться стало на 14,3% дороже. Здесь, как и в случае с арендой квартиры, произошел разворот: в расчеты прошлогоднего индекса было заложено падение цен на топливо. Если предположить, что у семьи автомобиля нет, и исключить бензин из списка расходных статей, то можно увидеть, что стоимость непродовольственных товаров в «корзине» за год почти не изменилась.
«Корзина» повседневных расходов «Ф.»
Товар/услуга, ед. измерения* |
Цена, руб. |
Стоимость товара/услуги в «корзине», руб. |
Повышение /снижение цены, % | ||
Сентябрь 2010 г. |
Сентябрь 2009 г. |
Сентябрь 2010 г. |
Сентябрь 2009 г. | ||
Батон нарезной, шт. |
19,30 |
16,90 |
12,06 |
8,45 |
+42,8 |
Хлеб столичный, шт. |
24,70 |
18,72 |
8,89 |
6,74 |
+31,9 |
Масло сливочное, 200 г |
59,90 |
36,25 |
14,98 |
9,06 |
+65,3 |
Молоко 3,2% жирности, |
41,70 |
35,90 |
14,60 |
12,57 |
+16,1 |
Крупа «Геркулес», 500 г |
22,90 |
23,50 |
1,83 |
1,88 |
-2,6 |
Яйца, 10 шт. |
31,90 |
31,90 |
9,57 |
9,57 |
0,0 |
Сыр твердый, кг |
298,60 |
269,48 |
29,86 |
26,95 |
+10,8 |
Чай (рассыпной), 250 г |
139,90 |
141,90 |
4,48 |
4,54 |
-1,4 |
Чай пакетированный, 25 пакетиков |
70,60 |
62,00 |
5,65 |
4,96 |
+13,9 |
Кофе в зернах, 250 г |
122,20 |
126,96 |
7,33 |
7,62 |
-3,8 |
Сок, 1 л |
58,40 |
60,91 |
58,40 |
60,91 |
-4,1 |
Цыпленок, 1 кг |
105,80 |
104,00 |
105,80 |
104,00 |
+1,7 |
Картофель, 1 кг |
25,00 |
12,90 |
12,50 |
6,45 |
+93,8 |
Капуста (свежая), 1 кг |
21,50 |
13,90 |
3,23 |
2,09 |
+54,3 |
Помидоры, 1 кг |
45,00 |
45,90 |
6,75 |
6,89 |
-2,0 |
Огурцы, 1 кг |
49,90 |
25,90 |
4,99 |
2,59 |
+92,7 |
Морковь, 1 кг |
19,90 |
16,80 |
1,00 |
0,84 |
+18,5 |
Лимон, 1 кг |
129,90 |
65,90 |
32,48 |
16,48 |
+97,1 |
Лук репчатый, 1 кг |
21,50 |
18,90 |
0,54 |
0,47 |
+14,4 |
Масло растительное, 1 л |
49,90 |
45,00 |
2,50 |
2,25 |
+10,9 |
Пиво, 0,5 л |
41,10 |
48,56 |
41,10 |
48,56 |
-15,4 |
Яблоки, 1 кг |
45,00 |
44,90 |
22,50 |
22,45 |
+0,2 |
Сахар, 900 г |
35,90 |
26,90 |
1,18 |
0,89 |
+33,1 |
Соль, 1 кг |
15,50 |
18,00 |
0,47 |
0,54 |
-13,9 |
Конфеты, 200 г |
54,60 |
62,98 |
21,84 |
20,15 |
+8,4 |
Продовольственные товары для потребления дома |
- |
- |
424,50 |
387,90 |
+9,4 |
Бизнес-ланч, шт. |
272,00 |
250,00 |
544,00 |
500,00 |
+8,8 |
Питание (включая питание вне дома) |
- |
- |
968,50 |
887,90 |
+9,1 |
Бензин, 1 л |
26,85 |
23,50 |
134,25 |
117,50 |
+14,3 |
Мыло жидкое, 300 мл |
82,90 |
89,90 |
4,15 |
4,50 |
-7,9 |
Гель для душа, 300 мл |
92,90 |
85,91 |
5,57 |
5,15 |
+8,2 |
Шампунь, 250 мл |
119,00 |
109,33 |
7,14 |
6,56 |
+8,8 |
Зубная паста, 100 мл |
59,90 |
62,41 |
4,79 |
4,99 |
-4,0 |
Гель для бритья, 200 мл |
164,70 |
131,20 |
2,80 |
2,23 |
+25,6 |
Туалетная бумага, 4 рулона |
43,90 |
40,55 |
1,10 |
1,01 |
+8,7 |
Бумажные полотенца, 2 рулона |
55,90 |
59,90 |
1,84 |
1,98 |
-6,8 |
Стиральный порошок, 3 кг |
249,00 |
271,90 |
8,22 |
8,97 |
-8,4 |
Средство для мытья посуды, 500 мл |
47,90 |
45,90 |
1,44 |
1,38 |
+4,1 |
Непродовольственные товары |
- |
- |
171,30 |
154,27 |
+11,0 |
Непродовольственные товары кроме бензина |
- |
- |
37,05 |
36,77 |
+0,8 |
Аренда 2-комнатной квартиры |
32000,00 |
30000,00 |
1024,00 |
960,00 |
+6,7 |
Коммунальные услуги |
4290,00 |
3469,00 |
137,28 |
111,01 |
+23,7 |
Электричество, кВт/ч |
2,42 |
2,11 |
19,36 |
16,88 |
+14,7 |
Фиксированная телефонная связь, 1 мес. |
405,00 |
380,00 |
12,96 |
12,16 |
+6,6 |
Билет на метро, 20 поездок |
460,00 |
380,00 |
46,00 |
38,00 |
+21,1 |
Детский сад, 1 мес. |
740,00 |
785,40 |
33,63 |
35,70 |
-5,8 |
Страхование (Каско), 1 год |
52500,00 |
53325,00 |
143,85 |
146,10 |
-1,5 |
Страхование (Осаго), 1 год |
5825,40 |
5825,40 |
15,96 |
15,94 |
+0,1 |
Интернет, 1 мес. |
390,00 |
390,00 |
12,48 |
12,48 |
0,0 |
Мобильная связь, 10 мин исходящих вызовов |
7,25 |
7,25 |
7,25 |
7,25 |
0,0 |
Посещение фитнес-клуба, абонемент на 1 год (125 посещений) |
12000,00 |
19000,00 |
96,00 |
152,00 |
-36,8 |
Услуги |
- |
- |
1548,77 |
1507,52 |
+2,7 |
Услуги, кроме аренды |
- |
- |
524,77 |
547,52 |
-4,2 |
Итого, кроме питания вне дома |
- |
- |
2144,57 |
2049,76 |
+4,6 |
Итого, кроме аренды |
- |
- |
1664,57 |
1589,76 |
+4,7 |
Итого, вся корзина |
- |
- |
2688,57 |
2549,76 |
+5,4 |
* Объем/вес для определения цены
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?