Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Инфляция в России ударит по онлайн торговле и магазинам у дома
Исследование Nielsen показывает, что столкнувшись с необходимостью оптимизации семейных бюджетов, глобальные потребители будут это делать, прежде всего, за счет сокращения количества обедов вне дома (64%), покупки новой одежды (55%), покупки снеков (45%), развлечений вне дома (44%) и отпусках (39%). Если же говорить о влиянии продовольственной инфляции на места совершения покупок, то треть (33%) респондентов в мире отметили увеличение походов в дисконт-магазины, стоковых магазинах (28%) и гипермаркетах (23%).
«Когда речь заходит о росте цен на продукты питания, все без исключения чувствуют негативный эффект», – комментирует Джеймс Руссо, старший вице-президент, потребительские исследования, Nielsen. «Будет определен список «сильных» категорий, спрос на которые не упадет и более «слабых», на которые придется основной удар от повышения цены. От приобретения «слабых» категорий потребители будут отказываться в первую очередь. В то же время, потребители не единственные игроки рынка, которым предстоит принимать жесткие решения, оптимизируя свой бюджет, – маркетологам предстоит определить ритейлеров, которые лучше всего будут удовлетворять потребностям потребителей в мире».
На чем будут экономить россияне?
Тогда как 44% респондентов в мире признались, что в прошедшем году смогли потратить деньги только на основные расходы, в том числе еду и жилье, большинство россиян (52%) считают, что в прошедшем году они могли себе позволить комфортную жизнь и покупку не только необходимых товаров, и «импульсные» покупки понравившихся вещей. Кроме того, 17% российских респондентов могут похвастаться возможностью свободно тратить деньги. Если же говорить о вопросе гибкости семейного бюджета и влияния роста продовольственных цен на него, то 73% россиян решительно ответили, что им придется сделать нелегкий выбор по сокращению ряда расходов, чтобы позволить себе оплату основных статей бюджета. В мире же голоса потребителей распределились поровну, часть солидарна с российскими респондентами, другая половина, напротив, полагает, что никакого выбора и компромисса им делать не придется из-за роста цен на продукты питания.
Первыми статьями экономии среди россиян были признаны покупка новой одежды и аксессуаров (56%), походы в рестораны и кафе (53%), а также развлечения – походы на концерты, в театры и кино (43%).
«Сталкиваясь с растущими ценами, россияне начинают экономить на развлечениях, одежде и отпусках, при этом расходы на домашнее хозяйство, включая потребления продуктов питания, остается примерно на том же уровне. Кроме того, не подлежат сокращению статьи расходов, которые можно отнести к стратегическим: воспитание и образование детей, выплаты по долговым обязательствам. И глобальные, и российские респонденты здесь едины во мнении: лишь от 2 до 8% ответили, что готовы сэкономить «на детях», а на отсрочку оплаты кредита в условиях растущих цен решится 8-9% потребителей», – комментирует Мачей Пшибиш, Директор отдела потребительских исследований, Nielsen, Северо-Восточная Европа.
В то же время, в ухудшающихся инфляционных условиях, россияне откажутся пересматривать свои траты на жилье (в том числе аренду), привычную еду дома (50%), а также каждый второй останется верным своему интернет/ТВ-провайдеру, впрочем, как и оператору сотовой связи (49%).
Розничные форматы и стратегии в магазине: выбор российских потребителей?
Увеличение продовольственных цен скажется не только на тратах россиян, но и на их выборе места совершения покупок. Так, 35% россиян ответили, что будут меньше отовариться в магазинах «у дома» и специализированных магазинах (34%), а обратят свое внимание на дисконтные магазины (32%), располагающие относительно широким ассортиментом товаров по низким ценам. Положительно рост цен скажется на рынках – 68% респондентов, в случае повышения цен будут покупать здесь столько же или даже больше товаров. Повышение цен сыграет не в пользу развивающегося рынка онлайн торговли – каждый пятый респондент в России (24%) и за рубежом (25%) откажется от покупок в этом канале торговли.
Большинство россиян не планируют менять количество походов в магазин, однако 55% собираются тратить меньше в каждое посещение. Сохранить лояльность потребителей или привлечь новых помогут скидки и промо-акции, ведь 43% респондентов собираются увеличить покупку уцененных и промо-товаров. Для того чтобы не пропустить выгодные ценовые промо-акции 27% опрошенных планируют заранее искать их в сети Интернет. Кроме того, каждый потребитель в России планирует покупать товары в больших упаковках.
«”Копейка рубль бережет” — об этом вспоминает каждый россиянин, когда речь заходит об инфляции, поэтому нет ничего удивительного в том, что по мере роста цен на продовольствие российские потребители вынуждены искать стратегии оптимизации семейных бюджетов. Потребители пойдут в те магазины, где они найдут привлекательные цены, промо-акции и достойное качество. При этом не нужно считать, что низкая цена – это «достаточный» фактор. Ритейлеры не должны забывать про ассортимент и наличие товара на полке, ведь потребитель хочет купить нужный товар по более низкой цене (например, за счет промо или больших упаковок), а не схожий товар от более дешевого бренда», – объясняет Илона Лепп, Директор отдела по работе с розничными сетями, Nielsen, Северо-Восточная Европа. «Удобство и комфорт, предоставляемые покупкой товаров онлайн – отойдут на второй план «до лучших времен». Однако, несмотря на то, что рост цен негативно сказывается на онлайн-торговле, онлайн как таковой остается важным инструментом как для производителей, так и для ритейлеров: потребители используют интернет для поиска информации о продуктах, ценах, действующих скидках и предложениях», – продолжает И.Лепп.
Об исследовании
Глобальное исследование Nielsen о влиянии инфляции проводилось с 18 февраля по 8 марта 2013 года. Всего было опрошено более 29 тысяч потребителей из 58 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки и Северной Америки. Выборка формировалась по половозрастным квотам для каждой страны, с учетом количества пользователей Интернета в конкретной стране. Затем она была взвешена для достижения репрезентативности Интернет потребителей; максимальная погрешность выборки составляет ± 0,6%. Данное исследование Nielsen основывается на поведении только тех респондентов, у которых есть доступ в Интернет. Степень проникновения Интернета варьируется в зависимости от страны. Компания Nielsen учитывает стандарты минимальных требований к формированию выборки: минимальная степень проникновения Интернета – 60%, или 10 миллионов Интернет пользователей для включения страны в исследование. Глобальное исследование Nielsen, включающее исследование глобального потребительского доверия (Global Consumer Confidence Survey), было начато в 2005 году.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.