Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Индекс глобального потребительского доверия пошел в рост
В I квартале 2012 года индекс глобального потребительского доверия вырос на 5 пунктов до 94 пунктов, показало исследование компании Nielsen, ведущего мирового поставщика аналитических данных о потребительском поведении и покупательских привычках. Общий уровень потребительского доверия вырос на большинстве (69%) опрошенных мировых рынков. В IV квартале 2011 года такой рост был отмечен лишь у 21% стран. Уровень доверия в I квартале 2012 повысился на 38 из 56 рынков, снизился на 16 рынках и остался без изменений на 2 рынках.
«В прошлом квартале домохозяйства по всему миру, особенно в США и Азии, почувствовали улучшение с точки зрения перспектив занятости и личных финансов, что нашло свое отражение в более высоком уровне потребительского доверия и более существенных дискреционных расходах, т.е. расходах помимо обязательных платежей», – говорит д-р Венкатеш Бала, главный экономист The Cambridge Group (подразделение Nielsen).
В США уровень доверия потребителей прибавил 9 пунктов и достиг отметки 92 пункта, превысив докризисный уровень потребительского доверия. В Китае индекс вырос на 2 пункта до 110 – это рекордно высокий уровень потребительского доверия в Китае за все время существования исследования Nielsen.
Показатели Индекса потребительского доверия в России и Украине
Потребительское доверие в России в первом квартале 2012 года осталось на прежнем уровне (84), в то время как на Украине индекс потерял 4 пункта до 66.
Несмотря на то, что общий уровень потребительского доверия в России остался неизменным с 4-го квартала прошлого года, соотношение показателей внутри индекса изменилось. Россияне с большим оптимизмом стали смотреть на рынок труда, 34% респондентов в России оценили перспективы трудоустройства как отличные/хорошие (против 28% в 4-ом квартале 2011 г.). Восприятие состояния личных финансов, наоборот, ухудшилось: 48% респондентов оценили состояние собственных финансов как не очень хорошее и 8% как плохое, что в совокупности на 13 пунктов больше, чем в 4 квартале 2011. В тоже время 69% опрошенных россиян считает, что сейчас не лучшее время для совершения покупок, и этот показатель остался неизменным по сравнению с 4 кварталом 2011.
Изменения претерпела структура трат свободных денег, и, хотя покупка одежды по-прежнему номер один в списке расходов, в 1 квартале 2012 года эта позиция потеряла 3 пункта, составив 46%, а вот вторая и третья позиции изменились: если в конце 2011 года российские респонденты предпочли потратиться на отпуск (38%), а также развлечения и предметы для дома (по 34%), то с началом 2012 года пришло время сберегать свободные деньги (34%), а также покупать новую технику (34%).
Основной причиной снижения Индекса потребительского доверия у украинских онлайн респондентов стало ухудшение личной финансовой ситуации, 65% украинцев оценили свои финансы как неочень хорошие или плохие, сравнивая с 54% в 4-ом квартале 2011 года. Перспективы трудоустройства в первом квартале не изменились с точки зрения респондентов на Украине – 85% респондентов негативно оценили состояние перпектив занятости. Подавляющее большинство считает, что сейчас не время тратить (79%) свободные средства.
В отличие от мировых респондентов, беспокоящихся о состоянии экономики, среди основных источников беспокойства россияне и украинцы выделяют здоровье (19% и 15% соответственно) и гарантии сохранности рабочих мест (14% и 19%). При этом гарантии сохранности рабочих мест в прошлом квартале беспокоили лишь 7% респондентов в России и 8% в Украине. Состояние экономики тревожит лишь 9% опрошенных россиян и 8% украинцев.
Глобальные показатели Индекса потребительского доверия
Исследование Nielsen показало, что, в то время как более половины (57%) потребителей во всем мире заявили, что находятся в состоянии рецессии, данный результат лучше, чем в четвертом квартале, когда был зафиксирован уровень в 64%. Если рассметривать отдельные регионы, то доля онлайн-респондентов, считающих, что они находятся в состоянии рецессии, снижается в Азиатско-Тихоокеанском регионе (44% по сравнению с 53% в предыдущем квартале), Северной Америке (80% по сравнению с 86% в предыдущем квартале) и Европе (72% по сравнению с 74% в предыдущем квартале). При этом, доля таких респондентов немного увеличивается в Латинской Америке (48% по сравнению с 47% в предыдущем квартале) и на Ближнем Востоке / в Африке (75% по сравнению с 74% в предыдущем квартале).
Более половины (55%) онлайн-потребителей во всем мире оценивают свою личную финансовую ситуацию на ближайшие 12 месяцев как отличную / хорошую. Это больше, чем было зафиксировано в IV квартале 2011 года (52%). При этом треть респондентов (33%) указали, что это было хорошее время для совершения необходимых или желанных покупок. В I квартале местные перспективы трудоустройства повысились на 6 процентных пунктов по всему миру, но при этом менее половины респондентов (48%) считают, что перспективы предстоящего года будут благоприятными.
Сбережения и дискреционные расходы (расходы помимо обязательных платежей) росли в I квартале во всех анализируемых секторах. Половина потребителей во всем мире планируют перевести свободные средства в сбережения – это больше, чем было в IV квартале 2011 года (48%). Тридцать четыре процента респондентов намерены купить новую одежду (31% в предыдущем квартале), и 33% планируют потратить свободные средства на отпуск и отдых – рост на 7 процентных пунктов по сравнению с IV кварталом 2011 года. Планируемые расходы на технику также увеличились: 28% глобальных онлайн-потребителей намерены совершать такие покупки (в предыдущем квартале их было 22%).
«Повышение уровня доверия привело к росту дискреционных расходов потребителей по всему миру», – говорит д-р Бала. «Данные исследования показывают, что хотя потребители еще и не чувствуют достаточной уверенности в экономике, есть признаки того, что они хотели бы тратить свои деньги так, как они делали это до кризиса. Такое стремление снять стресс путем дискреционного потребления, отмеченное в исследовании Nielsen, вполне понятно, учитывая три года постоянной неопределенности и экономической нестабильности».
Ситуация в экономике остается главным фактором озабоченности для каждого пятого респондента (19%) – это выше, чем было зафиксировано в IV квартале 2011 года (18%). Среди других важных факторов можно назвать гарантии занятости (15%), баланс между работой и личной жизнью (10%), здравоохранение (8%) и рост цен на продукты питания (7%).
Индекс потребительского доверия: региональные обзор
Уровень потребительского доверия вырос во всех регионах мира. Наибольший региональный рост отмечен в Северной Америке (на 8 индексных пунктов до 92). Индекс в Азиатско-Тихоокеанском регионе зафиксирован на уровне 103 пункта (рост на 4 пункта). Индекс в регионе Ближний Восток / Африка вырос на 2 пункта до 97. Уровень потребительского доверия в Европе повысился на 1 пункт до 72, а индекс в Латинской Америке остался на прежнем уровне (98 пунктов).
Наибольший квартальный рост уровня потребительского доверия отмечен в следующих странах: Тайвань (+13), Чили (+11) Соединенные Штаты Америки (+9), Венесуэла (+9), Малайзия (+6), Дания (+6), Эстония (+6), Саудовская Аравия (+6), Великобритания (+6) и Перу (+6).
«Скачок в уровне потребительского доверия в США вполне объясним, учитывая значительный рост занятости в прошлом квартале», – говорит Джеймс Руссо, вице-президент Global Consumer Insights компании Nielsen. «Однако, это еще не тот подъем, который мог бы решить все проблемы, поскольку отчет о ситуации в США в марте оказался ниже ожиданий, а затем последовал всплеск новых обращений за пособиями по безработице в апреле. Кроме того, согласно исследованию компании Nielsen, семьи с годовым доходом более $ 100,000 продолжают повышать свой вклад в общий уровень потребительских расходов и покупок, тогда как почти 50% американцев с низким уровень доходов жестко ограничивают свои траты. Ближайшие перспективы для американских потребителей будут сильно зависеть от ситуации на рынке труда, особенно для потребителей среднего класса и групп с низкими доходами».
Вот уже в девятый квартал подряд Индия остается самым оптимистичным рынком в мире: уровень потребительского доверия повысился на 1 пункт до 123. За ней следуют Саудовская Аравия (119), Индонезия (118) и Филиппины (118). Самым пессимистичным рынком в мире оказалась Венгрия (32 индексных пункта), затем следуют Греция (37) и Португалия (39).
«Индия вновь возглавила глобальный индекс потребительского доверия. Это указывает на высокую степень уверенности среди потребителей, которые смотрят в будущее с осторожным оптимизмом», – говорит Джастин Сарджент, Генеральный директор, Nielsen Индия. «Уровень занятости вырос по сравнению с предыдущим кварталом, что является хорошим знаком для экономики, однако потребители по-прежнему осторожно тратят свободные средства. Как и в предыдущие кварталы, приоритетом для индийцев по-прежнему является экономия и сбережение денежных средств. С другой стороны, цифровая революция и стремление потребителей к экспериментам стимулируют желание тратить деньги на покупку современной техники. Наряду с этим, все большее стремление приобретать брендовую одежду и развитие розничной торговли, вероятно, привлекут значительную и растущую долю дискреционных расходов, несмотря на экономическую нестабильность в ближайшем будущем».
«Уровень потребительского доверия Греции достиг рекордно низкого уровня, поскольку греческие потребители сохраняют пессимистический взгляд на будущее греческой экономики», – говорит Вики Григориаду, директор по обслуживанию клиентов Nielsen Greece. «Греческий финансовый кризис разрастался некоторое время, но не было никаких признаков восстановления. Потребители продолжают сомневаться в том, что Греция в ближайшее время сумеет избежать рецессии. Похоже, что надежды на экономический рост исчезли».
Самое большое квартальное снижение отмечено в Австралии (-8), Польше (-8), Швеции (-7), Бельгии (-7) и Франции (-5).
«Настроения австралийских потребителей опустились до уровней, которые мы видели в первой половине 2009 года, когда мировой финансовый кризис сильно ударил по домохозяйствам», – говорит Крис Перси, управляющий директор Nielsen Pacific. «Экономисты прогнозировали дальнейшее снижение процентных ставок в начале 2012 года, и потребители были разочарованы, когда эти прогнозы не оправдались. Что еще хуже, крупные банки подняли процентные ставки по кредитам – это еще больше повысило нагрузку на семейные бюджеты. Растущая озабоченность австралийцев по поводу экономики страны, в сочетании с высоким обменным курсом национальной валюты и ростом безработицы продолжают влиять на поведение потребителей и их настроения».
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.