Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Индекс Директора
Ни настоящее, ни будущее в ритейле сейчас не внушает оптимизма для самих игроков рынка
Компания «Магазин Магазинов» рассчитала т.н. Индекс директора по развитию, отражающий уровень настроений в среде розничной торговли. Индекс помогает оценить уровень настроений на рынке в целом и в каждом его сегменте. Максимальное количество баллов – 10 (высокий уровень оптимизма), минимальное значение – 0 (состояние пессимизма), 5 – нейтральные настроения.
Индекс складывается из уровня активности респондентов за прошлый квартал, их собственных оценок результатов деятельности за минувший период и уровня оптимизма на будущее. Для подсчета показателя мы обратились к представителям (свыше 50) крупнейших сетей различных торговых профилей с этими и другими вопросами, касающихся уровня продаж, изменения цен и факторов влияния на бизнес. Мы планируем проводить исследования регулярно. Зафиксировав текущее положение вещей, мы сможем отслеживать динамику настроений на рынке в дальнейшем.
Краткие итоги второго квартала 2015:
- Индекс Директора по развитию остановился на уровне 4.9 баллов из 10 возможных, что говорит о нейтральных настроениях в среде розничной торговли
- Пессимистичные ожидания ритейлеров на второй квартал оправдались
- Для большинства опрошенных в третьем квартале 2015 года есть мало предпосылок для положительных изменений
Второй квартал 2015 года для большинства ритейлеров на российском рынке оказался негативным. Однако, в большинстве случаев, это совпало с тем, что сами участники рынка для себя и ожидали.
Значения индекса для различных торговых профилей
Профиль |
Значение отраслевого Индекса настроений |
Товары для детей |
6,1 |
Спортивные товары |
5,9 |
Товары для дома , интерьера, хобби |
5,9 |
Рестораны и кафе |
5,2 |
4,8 |
|
4,8 |
|
Бытовая техника и электроника |
4,5 |
Парфюмерия и косметика |
4,5 |
4,2 |
|
Кино и развлечения |
3 |
Что влияло на настроения во втором квартале 2015?
Снижение покупательской активности, уменьшение трафика в ТЦ, сильные колебания курса валют, менее доступные кредиты, рост налогов на имущество, увеличение себестоимости продукции, увеличение стоимости аренды – это то, что оказывало наиболее негативное влияние на деятельность ритейлеров.
Падение спроса на продукцию происходило на фоне роста цен. Говоря другими словами, на снижение спроса повлияло два фактора: снижение доходов населения (по данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения снижаются уже 5 месяцев подряд) и рост цен. Более половины респондентов (55%) отметили увеличение роста цен на свою продукцию. В среднем, эта цифра составила 10-15%, но пиковые значения достигали и 30%.
Падение продаж отмечает большинство респондентов. На этом неблагоприятном фоне неминуемо происходило падение продаж. При этом, продажи снижались (тенденция по 2 кварталу 2015, LFL) не только в единицах продукции – что отметили 76% респондентов, но и в рублевом эквиваленте – у 41% респондентов. Это сигнал того, что ситуация действительно ухудшается – в начале года многим ритейлерам удавалось сохранить объемы продаж на уровне прошлого года за счет повышения цен.
Худшую ситуацию из опрошенных отметили, как ни странно, представители сетей общественного питания и кино и развлечений. Здесь падение фиксировали более 70% респондентов. Снижение достигало 20%. Получается, что спрос на большинство продукции упал настолько сильно, что ритейлерам не удалось компенсировать уровень продаж даже за счет повышения цен.
К слову, тенденция совпадает с официальной статистикой. Данные Росстата свидетельствуют о том, что оборот розничной торговли с 1991 года никогда не падал так низко: -8,1% за первое полугодие 2015 года. Предыдущий рекорд падения принадлежал 1995 году: -6,2% по итогу года.
В первом полугодии 2015 оборот розницы сократился на рекордно высокий уровень
Источник: Росстат
При этом, у трети респондентов обороты в рублях, напротив, повысились. На это влияли и оптимизация внутренних процессов, и уход с рынка конкурентных сетей, и снижение ставок аренды, и грамотно выстроенные программы лояльности. Напомним, что в прошлом году российский рынок покинули 13 международных сетей (включая Esprit, OVS, RiverIsland, NewLook), в 2015 – еще четыре (Herve Leger, Flormar, AmericanEaglesOutfitters, Desigual), о приостановке развития или сворачивании точек заявляли и федеральные сети – это повлияло, большей частью, на продажи одежных операторов. Увеличился объем продаж у 40% респондентов профиля.
Активность в открытии магазинов. Всего респонденты во втором квартале 2015 года планировали открыть 223 новые торговые точки, открыли в реальности – 196 т.т., а закрыли – 104 т.т., что, учитывая ситуацию на рынке, не так уж и плохо. Наиболее активно себя проявили сети общественного питания, которые открыли в совокупности больше точек, чем планировали, и некоторые демократичные марки одежды.
Что будет в будущем?
Будущий квартал не внушает большинству ритейлеров оптимизма, надежды остаются лишь на наступление высокого сезона в большинстве сегментов. Сами игроки объясняют свой пессимизм ожиданием дальнейшего снижения покупательской способности населения, вновь нарастающей волатильностью обменного курса рубля, отсутствие улучшений на внешнеполитической арене и во внутриэкономической ситуации. В некоторых случаях на отрасль отрасли и возможное принятие негативных для сектора правительственных решений. Например, в июне премьер-министр России Дмитрий Медведев выступил с инициативой введения НДС на билеты на иностранное кино. Это вызвало широкий протест в сегменте, поскольку, по мнению кинопрокатчиков, мера может оказать губительное влияние на игроков рынка.
Материал предоставила компания «Магазин Магазинов»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?