Декоративное изображение
6 118

Поделиться

Индекс Директора

Ни настоящее, ни будущее в ритейле сейчас не внушает оптимизма для самих игроков рынка

Компания «Магазин Магазинов» рассчитала т.н. Индекс директора по развитию, отражающий уровень настроений в среде розничной торговли. Индекс помогает оценить уровень настроений на рынке в целом и в каждом его сегменте. Максимальное количество баллов – 10 (высокий уровень оптимизма), минимальное значение – 0 (состояние пессимизма), 5 – нейтральные настроения.

Индекс складывается из уровня активности респондентов за прошлый квартал, их собственных оценок результатов деятельности за минувший период и уровня оптимизма на будущее. Для подсчета показателя мы обратились к представителям (свыше 50) крупнейших сетей различных торговых профилей с этими и другими вопросами, касающихся уровня продаж, изменения цен и факторов влияния на бизнес. Мы планируем проводить исследования регулярно. Зафиксировав текущее положение вещей, мы сможем отслеживать динамику настроений на рынке в дальнейшем.

Краткие итоги второго квартала 2015:

  • Индекс Директора по развитию остановился на уровне 4.9 баллов из 10 возможных, что говорит о нейтральных настроениях в среде розничной торговли
  • Пессимистичные ожидания ритейлеров на второй квартал оправдались
  • Для большинства опрошенных в третьем квартале 2015 года есть мало предпосылок для положительных изменений

Второй квартал 2015 года для большинства ритейлеров на российском рынке оказался негативным. Однако, в большинстве случаев, это совпало с тем, что сами участники рынка для себя и ожидали.

Значения индекса для различных торговых профилей

Профиль

Значение отраслевого Индекса настроений

Товары для детей

6,1

Спортивные товары

5,9

Товары для дома , интерьера, хобби

5,9

Рестораны и кафе

5,2

Аксессуары

4,8

Обувь

4,8

Бытовая техника и электроника

4,5

Парфюмерия и косметика

4,5

Одежда

4,2

Кино и развлечения

3

Что влияло на настроения во втором квартале 2015?

Снижение покупательской активности, уменьшение трафика в ТЦ, сильные колебания курса валют, менее доступные кредиты, рост налогов на имущество, увеличение себестоимости продукции, увеличение стоимости аренды – это то, что оказывало наиболее негативное влияние на деятельность ритейлеров.

Падение спроса на продукцию происходило на фоне роста цен. Говоря другими словами, на снижение спроса повлияло два фактора: снижение доходов населения (по данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения снижаются уже 5 месяцев подряд) и рост цен. Более половины респондентов (55%) отметили увеличение роста цен на свою продукцию. В среднем, эта цифра составила 10-15%, но пиковые значения достигали и 30%.

Падение продаж отмечает большинство респондентов. На этом неблагоприятном фоне неминуемо происходило падение продаж. При этом, продажи снижались (тенденция по 2 кварталу 2015, LFL) не только в единицах продукции – что отметили 76% респондентов, но и в рублевом эквиваленте – у 41% респондентов. Это сигнал того, что ситуация действительно ухудшается – в начале года многим ритейлерам удавалось сохранить объемы продаж на уровне прошлого года за счет повышения цен.

Худшую ситуацию из опрошенных отметили, как ни странно, представители сетей общественного питания и кино и развлечений. Здесь падение фиксировали более 70% респондентов. Снижение достигало 20%. Получается, что спрос на большинство продукции упал настолько сильно, что ритейлерам не удалось компенсировать уровень продаж даже за счет повышения цен.

К слову, тенденция совпадает с официальной статистикой. Данные Росстата свидетельствуют о том, что оборот розничной торговли с 1991 года никогда не падал так низко: -8,1% за первое полугодие 2015 года. Предыдущий рекорд падения принадлежал 1995 году: -6,2% по итогу года.

В первом полугодии 2015 оборот розницы сократился на рекордно высокий уровень

Источник: Росстат

При этом, у трети респондентов обороты в рублях, напротив, повысились. На это влияли и оптимизация внутренних процессов, и уход с рынка конкурентных сетей, и снижение ставок аренды, и грамотно выстроенные программы лояльности. Напомним, что в прошлом году российский рынок покинули 13 международных сетей (включая Esprit, OVS, RiverIsland, NewLook), в 2015 – еще четыре (Herve Leger, Flormar, AmericanEaglesOutfitters, Desigual), о приостановке развития или сворачивании точек заявляли и федеральные сети – это повлияло, большей частью, на продажи одежных операторов. Увеличился объем продаж у 40% респондентов профиля.

Активность в открытии магазинов. Всего респонденты во втором квартале 2015 года планировали открыть 223 новые торговые точки, открыли в реальности – 196 т.т., а закрыли – 104 т.т., что, учитывая ситуацию на рынке, не так уж и плохо. Наиболее активно себя проявили сети общественного питания, которые открыли в совокупности больше точек, чем планировали, и некоторые демократичные марки одежды.

Что будет в будущем?

Будущий квартал не внушает большинству ритейлеров оптимизма, надежды остаются лишь на наступление высокого сезона в большинстве сегментов. Сами игроки объясняют свой пессимизм ожиданием дальнейшего снижения покупательской способности населения, вновь нарастающей волатильностью обменного курса рубля, отсутствие улучшений на внешнеполитической арене и во внутриэкономической ситуации. В некоторых случаях на отрасль отрасли и возможное принятие негативных для сектора правительственных решений. Например, в июне премьер-министр России Дмитрий Медведев выступил с инициативой введения НДС на билеты на иностранное кино. Это вызвало широкий протест в сегменте, поскольку, по мнению кинопрокатчиков, мера может оказать губительное влияние на игроков рынка.

Материал предоставила компания «Магазин Магазинов»

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами