Реклама на retail.ru
Эфир:итоги 2024 и вызовы 2025
Благодарим за поддержку мероприятия наших партнеров: фирма «1С» и компания Open Group.
Не пропустите интервью со спикерами и другие публикации по выступлениям экспертов конференции!
Андрей Бодров, «Магнит»: «Потребители хотят более качественную продукцию, но за справедливую цену»
Игорь Плетнев, «Около»: «Наша цель на 2025 год — 50 регионов присутствия и 3000 магазинов»
Видеозапись конференции уже доступна на странице события.
Всем зарегистрированным участникам будут предоставлены презентации спикеров.
Что ожидают люди от брендов: услуги и продукты, которые поднимают настроение и доставляют удовольствие; геймификацию для всех возрастов; яркую цветовую палитру в дизайне; необычные вкусы, форматы и упаковки.
Популярность СТМ будет ставить перед ритейлерами серьезные стратегические вопросы, которые касаются
«Если раньше в основе атрибутов СТМ был бренд сети, то сейчас происходит обратное движение: ритейлеры хотят капитализировать ценность СТМ в глазах потребителя, чтобы основной бренд получал больше бонусов от этого».
Согласно статистике Ozon, покупатели открывают карточки с видеообложками на 24% чаще, чем карточки с фото.
Одним из основных требований в дизайне упаковки продукта в 2025 году станет мультиформатность. Современные бренды должны быть заметно представлены на всех возможных платформах: это не только офлайн и онлайн полки, но и цифровой
Аналитики отметили, что продовольственные товары станут важнейшим драйвером
Согласно данным исследования «Яндекса» и GfK, в РФ доля покупок со смартфонов и планшетов в 2022 году превысила 67%. С компьютеров и ноутбуков оформляется треть
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Импортозамещение и консолидация: с чем рынок заканчивает 2024 год?
Ритейл оказался одной из самых устойчивых отраслей, сумев не только адаптироваться ко всем вызовам последних лет, но и стать своеобразным драйвером российской экономики. Почему это произошло? Могут ли российские продукты конкурировать с зарубежными? Осталось ли пространство для консолидации рынка? Обсуждение этих вопросов вызвало большую дискуссию на выставке продуктов питания WorldFood Moscow – 2024. В этой статье мы собрали мнения руководителей «Пятёрочки», «ВкусВилла», «Metro Россия» и «Магнита».
Фото: Caftor/ Shutterstock / Fotodom
Санкционные войны, начало которым было положено еще в 2014 году, способствовали развитию отечественного производства. В 2022 году, после ухода западных игроков, вопрос, а действительно ли импортозамещение, о котором столько говорили с 2014 года, состоялось, приобрел новую остроту. С одной стороны, за десятилетний период действительно было сделано немало, но санкционные ограничения и сложная ситуация с привлечением финансирования вызывают у участников рынка серьезные опасения. Ведь для того, чтобы строить новые современные производства, чтобы их модернизировать и развивать, нужны технологии. А они есть далеко не всегда. Значительное количество инвестиционных проектов, которые начинались еще до 2022 года, завершаются, и риск снижения динамики появления новых производств сохраняется.
Хуже или лучше?
Одним из дискуссионных остается вопрос о качестве российских продуктов в новых реалиях. Уступают они западным или уже нет? Владислав Курбатов, генеральный директор «Пятёрочки», отмечет, что постановка такого вопроса не вполне корректна. Ведь и до 2022 года в большинстве продуктовых категорий уже преобладали российские товары (в некоторых категориях их доля доходила до 100%). Да, это могли быть западные бренды, но произведены они были все равно на территории России. Некоторые категории при этом в принципе не могут быть локализованы в плане производств, и на их качество новые реалии не влияют. Например, бананы и экзотические позиции категории «фрукты и овощи». Да, возможны некоторые потери по качеству в сегменте алкоголя, например, вин, но и здесь развитие отечественной продукции в плане улучшения качества идет очень хорошими темпами.
Евгений Римский, управляющий по качеству и закупкам «ВкусВилла», также отмечает, что сам тезис о том, что, например, российский сыр не такой, как швейцарский, некорректен. Чтобы сделать такой сыр, корова должна есть траву с альпийских лугов, и очевидно, что полностью повторить вкус такого сыра невозможно, да и не нужно. Аутентичные российские сыры могут быть исключительного качества, но они просто будут другими. Не лучше или хуже, а другими. Поэтому задача ритейлеров состоит также и в том, чтобы находить аутентичных производителей интересных и вкусных продуктов, помогать им их дорабатывать. В стратегии развития «ВкусВилла» фокус именно на российское производство был обусловлен тем, что около 70% ассортимента относилось к категории фреш – со сроками хранения десять и менее суток, а такие товары в масштабах крупной сети просто невозможно импортировать.
Алексей Григорьев, заместитель генерального директора – директор по корпоративной внешней политике компании «Metro Россия», отмечает, что российский потребитель принял новые вкусы российских продуктов, даже если, как в случае сыров, они отличаются от европейских. Поэтому сегодня основная задача производителей развивать эту тенденцию, усиливать ее, в том числе и с помощью инструментов маркетинга.
Все это существенным образом предопределяет изменения покупательского поведения. Андрей Бодров, директор по инвестициям, стратегии и развитию бизнеса «Магнит», отмечает спрос со стороны потребителя на сервисы в самом широком смысле слова – на здоровое питание, готовую еду, в самых разных вариантах, снижение брендозависимости и, как следствие, новые возможности для развития собственных торговых марок. Все эти запросы покупателей сегодня могут реализовываться по большей части за счет российских товаров.
Как расширяться?
Уход зарубежных игроков переформатировал структуру российской розницы. В некоторых направлениях, таких как fashion, – изменения были поистине революционными. В других, как, например, DIY и товары для дома, – весьма заметными. Что же касается FMCG-сектора, то здесь изменения в первую очередь коснулись ассортимента, об их последствиях говорилось выше. Структура же пула ведущих розничных операторов не претерпела принципиальных изменений. Российский розничный рынок уже достаточно консолидированный, и здесь возникает вопрос, возможны ли на нем еще в принципе слияния и поглощения?
Андрей Бодров («Магнит») полагает, что консолидация рынка еще продолжается и будет продолжаться, но она не станет проходить по принципу «купить ради того, чтобы купить». Поглощение пойдет намного более рациональным путем. Компаний же, которые могут быть объектом поглощения и представляют интерес для крупных федеральных игроков, немного, но они еще есть.
Владислав Курбатов («Пятёрочка») также полагает, что, несмотря на то что российский рынок уже сильно консолидирован, отдельные небольшие торговые сети, которые представляют интерес для компании, остались. Их приобретение идет в плановом режиме, но масштаб сделок такой, что это не получает широкого резонанса в СМИ.
Еще одно направление развития лидеров – покупка не сетей, а смежных бизнесов. Так, по словам Владислава Курбатова, покупка фабрики-кухни в Санкт-Петербурге этим летом стала для сети значимым приобретением. Она идет в тренде роста популярности готовой еды. С учетом того, что на рынке сегодня наблюдается серьезный дефицит производителей готовой еды, эта покупка усилит конкурентные позиции сети. Поэтому, хотя крупных сделок по приобретению розничных игроков в ближайшей перспективе не ожидается, компания готова рассматривать варианты приобретения иных активов.
Еще одним направлением развития в условиях ограниченных возможностей расширения за счет поглощения является франчайзинг. Например, «Пятёрочка» в этом году планирует открыть около 300 магазинов по обратной франшизе. По словам Владислава Курбатова, франчайзинг позволяет выходить в те регионы, где самостоятельно это делать экономически нецелесообразно. Например, в Якутии «Пятёрочка» оказалась именно через франчайзинг. Этот инструмент позволяет наращивать присутствие в сложных для работы регионах, не используя инструменты слияния и поглощения.
Retail.ru
Интервью
Игорь Плетнев, «Около»: «Наша цель на 2025 год – 50 регионов присутствия и 3000 магазинов»
Об особенностях формата малых магазинов крупнейшего ритейлера, нюансах франшизы и планах развития.