Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
ИКТ в ритейле: конец ценовой конкуренции, расцвет сервисов
Сегодня особое внимание ритейлеры уделяют решениям для снижения издержек бизнеса и управления теми процессами, на которые еще вчера не обращали большого внимания, считают участники круглого стола «ИКТ в ритейле 2015», проведенного CNews Conferences и CNews Analytics.
Рынок розничной торговли во многих сегментах почти исчерпал возможности ценовой конкуренции. Большинство ритейлеров уже приблизились к минимальным показателям рентабельности и видят возможность выжить в конкурентной среде за счет сокращения издержек с помощью ИТ-решений.
В ближайшее время, по словам Павла Чекеля, на рынке произойдут изменения, в частности, увеличится разрыв между крупными и мелкими игроками, возрастет конкуренция на сужающемся рынке, федеральные игроки будут консолидироваться, увеличится доля онлайн платежей и т.д. Для ИТ это означает, что вырастет спрос на услуги дата-центров и облака, каналы передачи данных при одновременном росте требований к их качеству. Потребуется больше услуг аутсорсеров, возрастет спрос на специалистов и услуги консалтинга по ITSM, специалистов по разработке высоконагруженных сайтов. Также спикер прогнозирует рост спроса на промышленные системы управления складами, учетные системы и на соответствующий консалтинг.
Отдать все на аутсорсинг и в облака
Помимо аренды Александр Заржецкий считает действительно актуальными импортозамещение (только в портфеле «1С-Рарус» есть почти два десятка решений для ритейла, включая «1С: ERP 2.0», системы класса «1С: Розница» и специализированные «1С-ИТИЛ» и «1С-CRM»), а также другие «антикризисные мероприятия»: вывод некритичной для бизнеса части работ на аутсорсинг и работу с вендорами по комплексным договорам абонентского обслуживания.
Источник: «1С-Рарус», 2015
Источник: «Новард», 2015
Фактически, по мнению CIO «Новард», сегодня меняются приоритеты бизнеса. Необходимо повысить эффективность действующих и создать новые бизнес-процессы за счет увеличения результативности труда, борьбы с избыточной бюрократией, автоматизации и внедрения инноваций. Это даст возможность оптимизировать расходы при сохранении масштаба бизнеса.
Рынок диктует: трансформируйся или уходи
Если большая часть бизнеса компании сосредоточена в онлайне, это, несомненно, накладывает отпечаток на ИТ-службы и на поведение бизнес-руководителей. В таких компаниях бизнес зависит от ИТ, более того, он вынужден вести себя не просто как заказчик сервисов, а советоваться с ИТ-службой, находить общий язык для повышения эффективности процессов.
Источник: Oriflame, 2015
Для выполнения этой задачи необходимо было решить общие проблемы бизнеса и ИТ: чрезмерную детализацию процессов, излишнюю гибкость стратегий и проектов, функциональную изоляцию приложений и отсутствие у бизнеса возможности соотнести издержки на ИТ со своими целями. Причина этих проблем одна, древняя как первая ЭВМ: непонимание «языков» друг друга.
Разрешить проблемы помогла трансформация ИТ. «Важным шагом стало то, что с прошлого года мы идем по пути передачи многих неключевых направлений на аутсорсинг, – поясняет Константин Быстров. – Не все компании пока на такое решаются, но думаю, что большинство к этому придет». Второй шаг – взаимное движение с бизнесом к пониманию общих целей. В частности, сотрудники ИТ-службы прошли обучение бизнес-функциям, оставшиеся в прямом управлении ИТ-службы задачи подверглись приоритезации с упором на бизнес-цели.
Бизнесу важно иметь возможность планировать издержки. Для этого ИТ-служба подготовила таблицу желаемых проектов и наложила на три экономических сценария: хороший, нейтральный и плохой. Это дало представление о том, что нужно делать и сформулировало формулу успеха.
Антон Левиков со своей стороны отметил актуальные тенденции в выделении компаниями ресурсов на ИТ. Это ограничение бюджета 2015 г. уровнем факта 2014 г., причем в рублях, оптимизация ФОТ ИТ-подразделений. Перевод всех услуг в рубли или отказ от них, либо обоснование выгоды услуг, оплачиваемых в валюте. И в работе остаются только те проекты, которые однозначно повышают эффективность бизнеса – «цифровая» связь, электронный документооборот, CRM и т.д. «По большому счету вся надежда только на ИТ. Я не вижу других способов улучшить процессы и зафиксировать их в этом состоянии», – говорит спикер.
Управление персоналом
Источник: «Алькор и Ко», 2015
Кульминацией кадровых ИТ-проектов «Л’Этуаль» стала «Карьерная лестница» – система нематериальной мотивации на обучение и высокие показатели в работе. По достигнутым KPI и результатам тестирования система сама выдает рекомендации по повышению или понижению сотрудников в должности, решение по которым принимает региональный директор сети. Причем автоматизация решила и проблему «списывания» при тестировании – пропали желающие подсказывать коллегам правильные ответы в ситуации, когда система может рекомендовать на повышение не их, а тех, кто списал.
Источник: L’Oreal Luxe, 2015
Телефонные отчеты преследуют несколько целей, в числе которых контроль нахождения сотрудника на рабочем месте, оценка его эффективности как продавца и оперативное получение отчетности по продажам. Для решения этой задачи в L’Oreal внедрили систему контроля торгового персонала Smart-IVR. Теперь каждое утро, приходя на работу, консультант звонит на номер системы, причем нахождение его на работе контролируется включенной на его телефоне функцией геолокации. В конце дня консультант отчитывается и слушает задания системы. Из-за последнего, по словам спикера, пришлось отказаться от кнопочного ввода отчета, потому что в этом случае продавцы были заняты только набором текста и не слушали ответы.
До внедрения IVR-системы сбор данных о продажах за определенный период занимал 15 дней, а теперь – всего один день, причем точность данных выше на 20%. Также, по словам Бориса Кулахметова, использование системы обходится в 10 раз дешевле привлечения супервайзоров, которые выполняли бы ту же самую работу.
Мобилизация и сокращение издержек
Крупные розничные сети могут получить значительную экономию, сократив издержки, которые кажутся незначительными, но в масштабах бизнеса, объединяющего сотни и тысячи торговых точек, становятся ощутимыми.
Планшеты были выбраны под управлением OS Android, чтобы минимизировать расходы, а для снижения нагрузки на службу техподдержки устройства были перепрошиты и переведены в режим киоска, когда пользователь не имеет никакой возможности изменить настройки и таким образом случайно что-то сломать.
Замена бумажного каталога на электронный – только первый этап «мобилизации» отношений с партнерами, говорит Денис Староверов. Компания рассматривает возможности проведения вебинаров, дистанционного обучения, предоставления доступа к порталу с помощью планшетов. Однако сначала нужно преодолеть ограничения: большой объем трафика на лимитированных тарифах, невысокое качество покрытия беспроводной связью в регионах, отсутствие взаимодействия с ИТ-системами магазина.
Дамоклов меч закона
Изменения в законодательстве о персональных данных, выразившиеся в принятии 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях», ставят CIO в крайне неудобное положение. Если его компания собирает или обрабатывает персональные данные, то за нарушение закона ИТ-директору грозит не только административная, но и уголовная ответственность. Аналогично он может отвечать перед законом за другие нарушения в его хозяйстве, к которым чаще всего относится использование нелицензионного ПО.
Источник: Lamoda, 2015
Помимо ответственности перед законом, ИТ-руководитель отвечает перед бизнесом за эффективное расходование средств. А это также предусматривает необходимость понимания, как можно сэкономить на приобретении лицензий, при каких условиях можно получить налоговые вычеты и подобные вопросы, которыми самостоятельно не будут заниматься ни юристы, ни бухгалтеры, если их не направить, подчеркнул Дмитрий Готовченков.
Замена ценника на ходу
Юрий Марин также предложил еще один способ сократить издержки. «Ситуация, когда работники вручную печатают ценники на принтере в подсобке, потом режут их на части и тратят много времени на ручную сверку и замену ценников в торговом зале, должна уйти в прошлое, – убежден спикер. – Сейчас один человек с мобильным терминалом и мобильным принтером, печатающим на клейкой бумажной ленте, может сэкономить бизнесу немало денег. Он в зале мгновенно сканирует штрих-коды товара и за секунды печатает и наклеивает новый ценник».
Источник: Интерпроком», 2015
Где искать покупателя?
Источник: Esri CIS, 2015
Татьяна Анискина продемонстрировала на реальном примере, как следует выбирать место для торговой точки. Сначала она показала карту местности с нанесенными на нее возможными местами торговли. Затем она поочередно накладывала слои: число жителей в радиусе 500 м., маршруты передвижения людей и транспорта, естественные препятствия, торговые точки конкурентов – и постепенно совокупность объективных данных помогла определить оптимальное место для нового магазина.
Источник: ICL Services, 2015
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.