Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
ИКТ в ритейле: конец ценовой конкуренции, расцвет сервисов
Сегодня особое внимание ритейлеры уделяют решениям для снижения издержек бизнеса и управления теми процессами, на которые еще вчера не обращали большого внимания, считают участники круглого стола «ИКТ в ритейле 2015», проведенного CNews Conferences и CNews Analytics.
Рынок розничной торговли во многих сегментах почти исчерпал возможности ценовой конкуренции. Большинство ритейлеров уже приблизились к минимальным показателям рентабельности и видят возможность выжить в конкурентной среде за счет сокращения издержек с помощью ИТ-решений.
![ИТ-директор компании «Юлмарт» Павел Чекель: Стремление в онлайн стало одной из основных тенденций 2014 года](https://www.retail.ru/upload/iblock/db8/c_news_150407_02-ulmart.jpg)
В ближайшее время, по словам Павла Чекеля, на рынке произойдут изменения, в частности, увеличится разрыв между крупными и мелкими игроками, возрастет конкуренция на сужающемся рынке, федеральные игроки будут консолидироваться, увеличится доля онлайн платежей и т.д. Для ИТ это означает, что вырастет спрос на услуги дата-центров и облака, каналы передачи данных при одновременном росте требований к их качеству. Потребуется больше услуг аутсорсеров, возрастет спрос на специалистов и услуги консалтинга по ITSM, специалистов по разработке высоконагруженных сайтов. Также спикер прогнозирует рост спроса на промышленные системы управления складами, учетные системы и на соответствующий консалтинг.
Отдать все на аутсорсинг и в облака
![Руководитель дирекции реализации интеграционных проектов «1С-Рарус» Александр Заржецкий: Лучшее антикризисное предложение – это аренда и еще раз аренда](https://www.retail.ru/upload/iblock/258/c_news_150407_06-1c.jpg)
Помимо аренды Александр Заржецкий считает действительно актуальными импортозамещение (только в портфеле «1С-Рарус» есть почти два десятка решений для ритейла, включая «1С: ERP 2.0», системы класса «1С: Розница» и специализированные «1С-ИТИЛ» и «1С-CRM»), а также другие «антикризисные мероприятия»: вывод некритичной для бизнеса части работ на аутсорсинг и работу с вендорами по комплексным договорам абонентского обслуживания.
Источник: «1С-Рарус», 2015
![CIO ГК «Новард» Антон Левиков: Сегодня руководству компаний нужно ждать от ИТ-подразделений инновационных предложений по улучшению качества процессов](https://www.retail.ru/upload/iblock/fd1/c_news_150407_07-novard.jpg)
Источник: «Новард», 2015
Фактически, по мнению CIO «Новард», сегодня меняются приоритеты бизнеса. Необходимо повысить эффективность действующих и создать новые бизнес-процессы за счет увеличения результативности труда, борьбы с избыточной бюрократией, автоматизации и внедрения инноваций. Это даст возможность оптимизировать расходы при сохранении масштаба бизнеса.
Рынок диктует: трансформируйся или уходи
Если большая часть бизнеса компании сосредоточена в онлайне, это, несомненно, накладывает отпечаток на ИТ-службы и на поведение бизнес-руководителей. В таких компаниях бизнес зависит от ИТ, более того, он вынужден вести себя не просто как заказчик сервисов, а советоваться с ИТ-службой, находить общий язык для повышения эффективности процессов.
![ИТ-директор Oriflame в СНГ Константин Быстров: У нас высокий уровень зрелости ИТ, мы приближаемся к тому, чтобы наша служба влияла на стратегические решения бизнеса, стала партнером, а не исполнителем сервисной функции](https://www.retail.ru/upload/iblock/161/c_news_150407_03-oriflame.jpg)
Источник: Oriflame, 2015
Для выполнения этой задачи необходимо было решить общие проблемы бизнеса и ИТ: чрезмерную детализацию процессов, излишнюю гибкость стратегий и проектов, функциональную изоляцию приложений и отсутствие у бизнеса возможности соотнести издержки на ИТ со своими целями. Причина этих проблем одна, древняя как первая ЭВМ: непонимание «языков» друг друга.
Разрешить проблемы помогла трансформация ИТ. «Важным шагом стало то, что с прошлого года мы идем по пути передачи многих неключевых направлений на аутсорсинг, – поясняет Константин Быстров. – Не все компании пока на такое решаются, но думаю, что большинство к этому придет». Второй шаг – взаимное движение с бизнесом к пониманию общих целей. В частности, сотрудники ИТ-службы прошли обучение бизнес-функциям, оставшиеся в прямом управлении ИТ-службы задачи подверглись приоритезации с упором на бизнес-цели.
Бизнесу важно иметь возможность планировать издержки. Для этого ИТ-служба подготовила таблицу желаемых проектов и наложила на три экономических сценария: хороший, нейтральный и плохой. Это дало представление о том, что нужно делать и сформулировало формулу успеха.
Антон Левиков со своей стороны отметил актуальные тенденции в выделении компаниями ресурсов на ИТ. Это ограничение бюджета 2015 г. уровнем факта 2014 г., причем в рублях, оптимизация ФОТ ИТ-подразделений. Перевод всех услуг в рубли или отказ от них, либо обоснование выгоды услуг, оплачиваемых в валюте. И в работе остаются только те проекты, которые однозначно повышают эффективность бизнеса – «цифровая» связь, электронный документооборот, CRM и т.д. «По большому счету вся надежда только на ИТ. Я не вижу других способов улучшить процессы и зафиксировать их в этом состоянии», – говорит спикер.
Управление персоналом
![Руководитель проектов «Алькор и Ко» (сеть «Л’Этуаль») Иван Коновалов: Проведенная нами интеграция кадрового учета позволила снизить текучесть кадров на 10% и мотивировать сотрудников на самообучение](https://www.retail.ru/upload/iblock/fad/c_news_150407_04-letuale.jpg)
Источник: «Алькор и Ко», 2015
Кульминацией кадровых ИТ-проектов «Л’Этуаль» стала «Карьерная лестница» – система нематериальной мотивации на обучение и высокие показатели в работе. По достигнутым KPI и результатам тестирования система сама выдает рекомендации по повышению или понижению сотрудников в должности, решение по которым принимает региональный директор сети. Причем автоматизация решила и проблему «списывания» при тестировании – пропали желающие подсказывать коллегам правильные ответы в ситуации, когда система может рекомендовать на повышение не их, а тех, кто списал.
![Руководитель направления L’Oreal Luxe Борис Кулахметов: Консультанты, находящиеся вдали от глаз начальства, должны каждый день отчитываться о результатах своей работы максимально просто и в автоматическом режиме](https://www.retail.ru/upload/iblock/ca8/c_news_150407_05-loreal.jpg)
Источник: L’Oreal Luxe, 2015
Телефонные отчеты преследуют несколько целей, в числе которых контроль нахождения сотрудника на рабочем месте, оценка его эффективности как продавца и оперативное получение отчетности по продажам. Для решения этой задачи в L’Oreal внедрили систему контроля торгового персонала Smart-IVR. Теперь каждое утро, приходя на работу, консультант звонит на номер системы, причем нахождение его на работе контролируется включенной на его телефоне функцией геолокации. В конце дня консультант отчитывается и слушает задания системы. Из-за последнего, по словам спикера, пришлось отказаться от кнопочного ввода отчета, потому что в этом случае продавцы были заняты только набором текста и не слушали ответы.
До внедрения IVR-системы сбор данных о продажах за определенный период занимал 15 дней, а теперь – всего один день, причем точность данных выше на 20%. Также, по словам Бориса Кулахметова, использование системы обходится в 10 раз дешевле привлечения супервайзоров, которые выполняли бы ту же самую работу.
Мобилизация и сокращение издержек
Крупные розничные сети могут получить значительную экономию, сократив издержки, которые кажутся незначительными, но в масштабах бизнеса, объединяющего сотни и тысячи торговых точек, становятся ощутимыми.
![CIO «Ив Роше Восток» Денис Староверов: Вместо бумажных мерчендайзинговых каталогов мы стали использовать планшеты, на которые можно скачать каталоги для просмотра](https://www.retail.ru/upload/iblock/d39/c_news_150407_14-ivroche.jpg)
Планшеты были выбраны под управлением OS Android, чтобы минимизировать расходы, а для снижения нагрузки на службу техподдержки устройства были перепрошиты и переведены в режим киоска, когда пользователь не имеет никакой возможности изменить настройки и таким образом случайно что-то сломать.
Замена бумажного каталога на электронный – только первый этап «мобилизации» отношений с партнерами, говорит Денис Староверов. Компания рассматривает возможности проведения вебинаров, дистанционного обучения, предоставления доступа к порталу с помощью планшетов. Однако сначала нужно преодолеть ограничения: большой объем трафика на лимитированных тарифах, невысокое качество покрытия беспроводной связью в регионах, отсутствие взаимодействия с ИТ-системами магазина.
Дамоклов меч закона
Изменения в законодательстве о персональных данных, выразившиеся в принятии 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях», ставят CIO в крайне неудобное положение. Если его компания собирает или обрабатывает персональные данные, то за нарушение закона ИТ-директору грозит не только административная, но и уголовная ответственность. Аналогично он может отвечать перед законом за другие нарушения в его хозяйстве, к которым чаще всего относится использование нелицензионного ПО.
![Заместитель технического директора Lamoda Дмитрий Готовченков: Законодательство о персональных данных сложное и запутанное, в случае любых неясностей нужно писать официальные запросы](https://www.retail.ru/upload/iblock/fb4/c_news_150407_15-lamoda.jpg)
Источник: Lamoda, 2015
Помимо ответственности перед законом, ИТ-руководитель отвечает перед бизнесом за эффективное расходование средств. А это также предусматривает необходимость понимания, как можно сэкономить на приобретении лицензий, при каких условиях можно получить налоговые вычеты и подобные вопросы, которыми самостоятельно не будут заниматься ни юристы, ни бухгалтеры, если их не направить, подчеркнул Дмитрий Готовченков.
![Генеральный директор ЦШК «Гексагон» Юрий Марин: Сегодня один человек с мобильным терминалом и мобильным принтером может сэкономить бизнесу немало денег](https://www.retail.ru/upload/iblock/1f6/c_news_150407_16-gexagon.jpg)
Замена ценника на ходу
Юрий Марин также предложил еще один способ сократить издержки. «Ситуация, когда работники вручную печатают ценники на принтере в подсобке, потом режут их на части и тратят много времени на ручную сверку и замену ценников в торговом зале, должна уйти в прошлое, – убежден спикер. – Сейчас один человек с мобильным терминалом и мобильным принтером, печатающим на клейкой бумажной ленте, может сэкономить бизнесу немало денег. Он в зале мгновенно сканирует штрих-коды товара и за секунды печатает и наклеивает новый ценник».
![Старший консультант компании Esri CIS Татьяна Анискина: Главное в ритейле – месторасположение торговой точки. ГИС используют 70% компаний из списка Fortune 500](https://www.retail.ru/upload/iblock/12b/c_news_150407_18-interprocom.jpg)
Источник: Интерпроком», 2015
Где искать покупателя?
![Старший консультант компании Esri CIS Татьяна Анискина: Главное в ритейле – месторасположение торговой точки. ГИС используют 70% компаний из списка Fortune 500](https://www.retail.ru/upload/iblock/beb/c_news_150407_17-esri.jpg)
Источник: Esri CIS, 2015
Татьяна Анискина продемонстрировала на реальном примере, как следует выбирать место для торговой точки. Сначала она показала карту местности с нанесенными на нее возможными местами торговли. Затем она поочередно накладывала слои: число жителей в радиусе 500 м., маршруты передвижения людей и транспорта, естественные препятствия, торговые точки конкурентов – и постепенно совокупность объективных данных помогла определить оптимальное место для нового магазина.
![Галина Мусина, глава департамента розничных решений ICL Services, напомнила о важности углубленного анализа бизнес-процессов в кризисное время для их монетизации и получения прибыли](https://www.retail.ru/upload/iblock/494/c_news_150407_19-icl.jpg)
Источник: ICL Services, 2015
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/bc9/nbzdctqpxild51he4jfc3h113iymnwok/anons5.jpg)
Когда собственная доставка может быть экономически эффективнее, чем при работе с внешними службами?