Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Икра на повышение
Горбуша-предательница
Просто жесть
Икра с Аляски привозится отнюдь не через Владивосток, а через Санкт-Петербург или Калининград. В эти же порты, кстати, приходит и большая часть нашей дальневосточной икры – основные потребители деликатеса все равно в европейской части. Какая-то часть солится и фасуется в банки прямо в Петербурге или Калининграде, какая-то отправляется в другие города: или готовый продукт в пластиковых контейнерах, или замороженная икра в ястыках. Посмотреть процесс приготовления корреспондент и фотограф «Денег» отправились на одно из производств в бывшую Московскую область, а ныне часть Новой Москвы. Мощность цеха – 30 т в неделю, из которых 20 т – фасованная икра. На икорном рынке такое предприятие считается средним. Редкое требование предпринимателей, согласившихся показать производство,– сохранить их анонимность. Впрочем, сразу становится ясно, почему нам выдвинули такое условие. Половина икры, которую реализует в этом году предприятие,– с Аляски. Нам демонстрируют картонную коробку, в которой плотно спрессовано несколько килограммов замороженных ястыков. «Видите эти сгустки крови между ястыками? – обращает мое внимание технолог.– Икра не очень качественная. И зерно тоже от мелкого до среднего – явно недозревшая». После разморозки ястыки пробивают: вручную перетирая через мелкую сетку, отделяют от пленки и сепарируют через другие сетки – на выходе уже горка привычных отдельных икринок. Затем икру засыпают в чан с тузлуком – солевым раствором. Несколько секунд перемешивают, промывают и откидывают в решето. Потом операция повторяется в свежем тузлуке – и все, икра готова к употреблению. Тем более что мороженая икра просаливается быстрее: защитная пленка ослаблена. Пробую: для меня, неискушенного, вполне нормальная икра. Правда, после засолки вкус будет формироваться еще две-три недели. Ждем еще немного, пока полностью стечет вода. Дальше икру вываливают на стол и опять же вручную удаляют остатки пленки и крови. Потом поливают маслом. Осталось добавить консерванты – и на фасовку. Консерванты – сорбиновая кислота и бензоат натрия, по 0,1% каждого. При такой концентрации, уверяют технологи, вкус продукта они не меняют. Это щадящие консерванты по сравнению с запрещенным несколько лет назад уротропином. Зато при использовании уротропина икра в железной банке хранилась годами.
Лососевая по спецпредложению
Вооруженный новыми знаниями, я отправился покупать икру для собственного стола. Небольшой рынок около дома. Развесная икра в рыбной палатке (3 тыс. руб. за килограмм) вроде бы и неплоха на вкус, но оболочка икринки неприятно вязнет в зубах – это перезревшая икра, вспоминаю я слова специалистов по засолке. К тому же через прозрачные стенки пластикового контейнера вижу небольшой слой жидкости на дне. Скорее всего, это растительное масло, которое недобросовестные торговцы иногда добавляют для веса. Вполне достойная икрабез масла оказалась на Дорогомиловском рынке, причем даже дешевле – 2,8 тыс. руб. за 1 кг.
В супермаркете «Перекресток» икра из горбуши по 3690 руб. за килограмм настолько жидкая, что просто стекает с ложки, чего быть не должно. Зато стоящая рядом по подозрительно низкой цене 1490 руб. за килограмм «икра лососевых рыб» на вид симпатичнее, да и на вкус вроде ничего. Но смущает цена, да и название: обычно указывается, какая рыба из множества лососевых дала икру. Продавец не дал внятного объяснения, зато в пресс-службе X5 Retail Group уточнили: икра отечественная дальневосточная из замороженного ястыка, а низкая цена – это просто спецпредложение. Жаль, что на ценнике это не указано. Зато надпись «из замороженного ястыка» есть на продающейся тут же килограммовой металлической банке – за те же 1490 руб. за 1 кг. Изготовитель: ООО «Путина», Санкт-Петербург. Наша это икра или аляскинская – можно лишь гадать. Впрочем, надо отдать должное ООО «Путина»: это была единственная банка из встреченных мной во множестве торговых точек с честным указанием назамороженное сырье. С учетом того что только аляскинская икра из замороженных ястыков должна составлять в продаже около трети, большинство производителей просто лукавят. Согласно российским стандартам, срок храненияикры – один год. Оставшуюся с прошлой путины икру продают уже по документам нового улова. Зато аляскинской икры это не касается: по американским нормам замороженный ястык хранится два года, а на импортный товар в России действуют допуски поставщика.
Высокий сезон
Самая дорогая икра – в стекле, за ней – развесная икра, которую можно и посмотреть, и попробовать. Жестяная банка для покупателя чистая лотерея: туда могут нафасовать и высококачественную икру, и откровенный неликвид, который вразвес не продашь. Зеленая железная банка 140 г – самый дешевый и одновременно массовый сегмент продаж, большая часть икры реализуется в ней. И хранится икра лучше именно в металлической банке: свет не попадает. Лидеры рынка, реализующие икру по несколько сотен тонн в год, превратили свои имена в икорные бренды: «Русское море», «Северная компания», «Лукоморье», «Меридиан». А Северо-Восточная компания выпускает банки под маркой «Красное золото». Однако, как признался руководитель одной из крупных компаний, реализующих собственную брендированную икру, среднестатистический покупатель марки не запоминает и доверяет исключительно месту покупки. Да и цена одинаковых по весу стеклянных банок разных брендов заметно не отличается. Две трети же рынка икры – развесная икра и баночки с упоминанием неизвестных производителей, в лучшем случае локальных брендов.
Серьезные магазины никогда не возьмут партию икры, не попробовав ее, что, впрочем, не исключает торговли низкосортным товаром – это может быть осознанным решением. Хотя в одной из сетей премиальных супермаркетов, рассказали мне поставщики, на производстве которых я был, продающаяся втридорога икра часто не проверяется. Принцип другой: если она не понравится покупателям, магазин без возражений примет ее назад и предъявит претензии поставщику.
Ежегодно россияне съедают около 15 тыс. т красной икры. Около 20% приходитсяна июль-ноябрь, 40% – на новогодний сезон с конца ноября по начало января, 40% – на оставшиеся полгода. Из-за высоких цен эти 60% до февраля выбраны не будут. Если цены к Новому году не снизятся, существенный объем запасовикры не будет распродан за праздники, что, по мнению Виталия Корнева, приведет к обвалу цен. Пока же продавцы и на рынке, и в интернете убеждали меня, что икра к Новому году еще подорожает. Теоретически это возможно, однако мои знакомые производители икры заметили, что еще недавно икры в рознице дешевле 3 тыс. руб. за 1 кг не было, а сейчас есть. Значит, цены, взлетевшие от испуга, что весь лосось уплыл к американцам, все-таки начали падать.
Алексей Боярский, Журнал «Коммерсантъ Деньги» №49 от 16.12.2013
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?