Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Игры по сети
Кризис ликвидности, все больше распространяется и на реальную экономику. Одними из первых с проблемой нехватки денежных средств столкнулись ритейлеры, имеющие высокий уровень долговой нагрузки и низкую рентабельность. Аналитики предсказывают: давление на поставщиков продуктов питания, оказываемое ритейлерами, ухудшит состояние пищевой промышленности, а цены вырастут.
Нет денег — нет любви
Кризис фондового рынка повлиял на взаимодействие розничных торговых сетей и их поставщиков. В октябре банки приостановили (а некоторые — и вовсе прекратили) кредитование компаний реального сектора. Привлечение средств со стороны инвесторов тоже стало проблемой. К тому же ритейлеры увеличили отсрочку платежей не менее чем на 30 дней по сравнению с докризисными сроками. Такое финансовое давление на поставщиков и производителей вызвало рост потребительских цен. Некоторые сети отказались от сотрудничества с постоянными поставщиками.
Но пока опрошенные красноярские сети не испытывают этого давления: «Изменения условий партнерства не наблюдается. Поставки идут в полном объеме, ассортимент не сужается, напротив — происходит его обновление. Мы не допускаем задержек платежей, поэтому никаких проблем с поставками товара не испытываем», — говорят в «Красном Яре». Компания, несмотря на общие тенденции к повышению цен на потребительские товары и продукты питания, планирует даже некоторое снижение: «На ближайший период мы прорабатываем снижение цен на часть ассортимента во всех товарных группах — с целью распродажи несезонного и освобождения места для сезонно востребованного ассортимента», — обещают в сети.
В «Командоре» спокойно относятся к росту потребительских цен: «Конечно, потребительская цена вырастет, — говорит директор по маркетингу Дмитрий Полуянов. — И это понятно: ведь спрос на товары первой необходимости возрастет».
По данным отраслевого обзора «Планы развития и основные события торговых сетей FMCG в России: III квартал 2008 года», подготовленного специалистами ИА «INFOLine», давление на поставщиков продуктов питания, оказываемое ритейлерами, ухудшит состояние пищевой промышленности РФ. Банки, которые ранее предоставляли факторинговые услуги поставщикам, в условиях кризиса ликвидности резко сокращают подобные программы. Это ведет к дефициту оборотных средств у производителей и поставщиков, росту задолженности производителей и дистрибуторов и, как следствие, — к нестабильности ассортимента, ухудшению качества пищевых продуктов и росту цен на них во многих торговых сетях.
Ритейлеры также могут столкнуться с проблемой сокращения потребительского спроса, что приведет к замедлению темпов роста оборота розничной торговли. В первую очередь, сокращение потребительских расходов коснется товаров длительного пользования (бытовой техники, мебели и т.д.) и сектора услуг. Потребитель отдаст предпочтение продуктам питания и товарам первой необходимости, а за счет этого естественным образом повысятся цены на данные группы товаров.
Рост во время чумы
Пока «Командор» — это единственный ритейлер в Красноярске, не отказавшийся от своих проектов. В октября сеть открыла в Красноярске три новых супермаркета формата «магазин у дома» и ещё два — в Саяногорске. «Только активное развитие сети поможет удержаться на высококонкурентном рынке ритейла и сохранить свою долю, — объясняет Дмитрий Полуянов. — Объекты в Саяногорске и Красноярске были запланированы к открытию ещё до начавшегося кризиса, поэтому запустить их было просто необходимо. В Саяногорске магазины открылись в рамках стратегии развития южного филиала. В ноябре открылся магазин в Черногорске. Дальнейшее развитие южного филиала предполагается в следующем году». В Красноярске компания планирует открыть ещё один магазин до 15 декабря. Другие объекты, возможно, откроются в следующем году.
Однако более крупные магазины открываться не спешат. Федеральные сетевые проекты ТК «Огни» и ТРЦ «Июнь» не могут начать работу. Открытие «Огней» откладывалось столько раз, что его уже по праву называют «долгостроем». Если ранее открытию мешали то домовладельцы, то дорожное строительство, то теперь дело в арендаторах — они ведут отделку помещений в соответствии со своими вкусами и возможностями, как только отделка будет закончена — «Огни» откроют. Однако, учитывая, что арендаторы и сами находятся в жестких финансовых условиях, ждать этого придется долго. ТРК «Июнь», открытия которого красноярцы ждут с мая 2008 г., тоже пока пустует.
А вместе с тем, лишь недавно открытая «Взлетка Плаза» пустеет на глазах: только в сентябре четверть арендаторов покинула торговые площади. Покупатели, впрочем, схлынули оттуда ещё раньше в расположенную неподалеку «Планету». Местный проект очевидно не выдержал конкуренции с федеральным.
Большая чистка
В продуктовом ритейле местные игроки пока мало замечают растущую конкуренцию с федеральными сетями, но предсказывают — это не навсегда. «Процесс поглощения и слияния компаний — это вопрос времени и интересов игроков рынка. В настоящее время говорить о насыщении рынка рано. Иногородние сетевики в Красноярске не доминируют, довольно сложно потеснить крупных местных ритейлеров с развернутой городской сетью, — поясняет Дмитрий Полуянов. — Сейчас государство поддерживает бизнес, дает некоторым федеральным игрокам субсидии через Сбербанк, ВТБ и др. Все это нужно для того, чтобы бизнес не „упал“. Многие компании живут на кредитах, естественно, в условиях кризиса них нет возможности выплачивать задолженности банку. И чем больше такая задолженность, тем больше вероятность, что сеть не выживет. А именно такие торговые сети — это благодатная почва для федералов, которые могут выкупить „должника“. Розничный бизнес таким образом будет подчищен».
В Красноярском крае такая судьба постигла одного из самых крупных ритейлеров: сеть «Алпи» разбирается в арбитражном суде с андеррайтером своего облигационного займа — управляющей компанией «Тройка Диалог». По своим облигациям ассоциация задолжала им 261 млн рублей. Пока стороны разбираются в суде, «Алпи» уже выдает сотрудникам зарплату продуктами.
Сейчас перед компаниями потребительского сектора стоит в первую очередь проблема финансирования текущей деятельности и реализации новых проектов, в этих условиях они будут вынуждены идти на объединение или поглощение более крупными игроками рынка, предсказывают эксперты. Ключевым же следствием кризиса станет монополизация розничной торговли что в условиях российских реалий приведет к снижению закупочных и увеличению розничных цен.
Лана Ильина, www.krasnoyarsk.biz
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.