Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Игра до потери «Связного»
Неизвестно, какие именно активы достались кредиторам помимо сети салонов «Связной», но аналитики сходятся во мнении, что даже для одного этого актива цена вполне приемлемая. «Долги для ритейла – это нормально, у них схема работы такая,– говорит Денис Кусков, генеральный директор информационного агентства TelecomDaily.– Ничего своего нет, точки продаж – в аренде, товар – на кредитные деньги, только маржа с наценки, которая все и оправдывает. Плюс через ритейл можно предлагать массу продуктов, а значит, при правильной стратегии бесконечно расти и развиваться, так что потенциал у этого бизнеса большой и актив ценный».
В том, что сделка выгодна для новых владельцев, уверен и Евгений Альминов, руководитель направления сотовой связи и цифровых устройств J'son & Partners Consulting: ««Связной» – это один из лучших примеров развития в стране независимого ритейла. За последние годы кто только ни хотел его приобрести: и операторы, и финансовые организации, и отдельные компании. Поэтому новым владельцам не составит труда продолжать его развитие, чтобы постепенно закрывать долги, или при желании продать его другим заинтересованным лицам».
Продать часть акций «Связного» хотел в последние несколько лет и сам Ноготков – это сразу устранило бы проблемы с кредитами и оздоровило бы весь бизнес, снизив долговую нагрузку. Однако тот же ОНЭКСИМ из переговоров в начале года вышел. Как выяснилось, вполне дальновидно: в итоге компанию удалось получить бесплатно. В дальнейшем Ноготков вел переговоры о продаже бизнеса с АФК «Система» и даже получил разрешение на продажу у ФАС , но после ареста главы компании Евгения Евтушенкова переговоры были прекращены.
В итоге Максиму Ноготкову пришлось расстаться практически со всем бизнесом, и скорее всего, абсолютно бесплатно. Пока еще непонятно, кому достаются магазины Enter, Связной-банк и сеть ювелирных украшений Pandora, но первые два актива убыточны, а Pandora на 35% уже принадлежит Сбербанку. У Ноготкова еще много собственных проектов, но ни один из них даже с натяжкой нельзя назвать дойной коровой, их дальнейшая судьба без инвестиций – под большим вопросом. Обилие таких проектов и стало причиной того, что Ноготков, выстроивший одну из самых сильных ритейловых сетей, в одночасье потерял все.
Взгляд с вертолета
Школьником Ноготков начал торговать радиотелефонами, в 20 лет стал долларовым миллионером, в 30 – одним из самых удачливых молодых мужчин по версии журнала «Финанс», в 35 входил в первую сотню российского Forbes и был бизнесменом года на конкурсе Ernst & Young, в 37 разорился.
Биография с таким стремительным развитием событий – рекорд даже по российским меркам. Высшее образование в эти рекорды не вписалось: Бауманку пришлось бросить на первом же курсе, но этот пробел Ноготкова, очевидно, тяготил, потому что в 1997-1999 годах он все-таки учился в Высшей школе бизнеса при МИРБИС. По собственным словам бизнесмена, МБА дало «взгляд с вертолета», благодаря которому в кризис 1998-го он увидел будущее в торговле сотовыми телефонами. С этим товаром было трудно с самого начала: цена резко падала даже в течение месяца, что оборачивалось огромными убытками. Однако Ноготков упорно подписывал соглашения со всеми официальными дистрибуторами и к 2001 году с оборотом $100 млн решил зайти на рынок салонов сотовой связи, сначала выкупив шесть салонов «Артекс», а через год – еще восемь салонов сети «Гран-при».
В начале 2002-го был создан бренд «Связной» (несмотря на опасения Ноготкова, что будут ассоциировать с войной и окопами), а уже весной под этим брендом в Москве открылся 81 салон. У конкурентов постарше – «Евросети» и «Техмаркета» – было всего по 70, и каждый отреагировал на новичка по-своему. Эксцентричный совладелец «Евросети» Евгений Чичваркин решил познакомиться и сразу, по его словам, полюбил – правда, «Евросеть» по продажам почти всегда оставалась первой. Владельцы «Техмаркета» Ноготкова игнорировали, но этого конкурента «Связной» опередил уже к концу 2002 года.
Кредиты – всем!
Конкуренция с «Евросетью» до начала 2010-х годов была энергичная, но вполне мирная. «Связной» размещал рядом с «Евросетью» свой салон или хотя бы рекламу, часто пикировались в ходе рекламных компаний. Соревновались, конечно, и в цене, однако до ценовых войн, которые произошли в 2011-2012 годах, уже при новых владельцах «Евросети», не доходило. Обе сети сталкивались с одинаковыми проблемами: их подозревали в серых и контрабандных схемах, были обыски, мобильные операторы отказывались от сотрудничества. Впрочем, росли сети тоже параллельно – рост дал сбой только во время кризиса 2008-2009 годов на фоне резкого падения продаж сотовых телефонов, но позже восстановился.К 2010 году у Ноготкова была сеть почти из 2 тыс. торговых точек с оборотом выше $3 млрд. Росли интернет-продажи, работала программа лояльности «Связной-клуб», привлекавшая и новых клиентов (сейчас насчитывает около 20 млн пользователей), и новых партнеров. Была сильная команда менеджеров, существовали договорные отношения со всеми производителями телефонов, смартфонов и планшетов. Ноготков счел, что в этом направлении бизнеса дошел до предела, и занялся новым видом деятельности – банкингом.
«Связной» объединился с московским Промторгбанком и объявил о новом, довольно рискованном, проекте, в рамках которого предполагалось обеспечить всех желающих универсальными пластиковыми картами, позволяющими и совершать платежи, и занимать средства.
«Стремление к диверсификации было правильным и логичным. Чем больше товаров и услуг, тем больше клиентов, которые могут принести доход»,– считает Евгений Альминов. К тому же идея банка, который специализируется только на пластиковых картах, уже была на тот момент опробована Олегом Тиньковым и оказалась успешной: в 2013 году банк разместил на Лондонской бирже 49% акций и провел IPO на $1 млрд.
Связной-банк поначалу тоже демонстрировал успехи: на второй год существования, в 2011-м, объем активов увеличился на 207,5%, а сам банк переместился с 173-го на 92-е место в рейтинге крупнейших банков России. К 2013 году он был уже на 38-м месте по объему вкладов физлиц и на 8-м – по размеру карточного кредитного портфеля. Однако именно стремление максимально нарастить клиентскую базу и сослужило плохую службу. Банк выдавал кредиты всем подряд и в итоге получил рекордное количество неплатежей: к сентябрю этого года доля просроченных кредитов дошла до 25%. За четыре года существования Связной-банк так и не вышел в прибыль, а в 2013 году его убыток составил 2,5 млрд руб. Тогда Центробанк, обеспокоенный тем, что ставки, по которым Связной-банк кредитует розничных клиентов, не покрывают его издержек, запретил привлекать новых клиентов. Убыток, однако, рос и по итогам только первой половины 2014 года дошел до 3,8 млрд руб.
«На мой взгляд, банк подкосил всю группу,– говорит Даниил Кириков, партнер группы компаний vvCube и основатель онлайн-платформы по привлечению инвестиций Winggrace.com.– Вроде и время удачное выбрали для выхода на рынок, и начинали не с нуля, а в десятках своих салонов с наработанной аудиторией, но стратегию маркетинговую выбрали неправильную. Взяли ориентир на низкий сегмент, в результате чего и получили такое количество просроченных платежей. Возможно, это изначально была не лучшая идея – совместить банк и ритейл в одном. Этим они сразу определили своих клиентов – тех, кого принято помещать в зону высокого риска при кредитовании».
Золото и зиккураты
Одновременно с созданием банка, в 2010 году, Ноготков сделал еще несколько шагов в сторону от сотового ритейла: купил права на франшизу сети ювелирных салонов Pandora и приобрел примерно за $1 млн 600 га земли в окрестностях калужской деревни Никола-Ленивец. Российская сеть Pandora быстро разрослась, сейчас она объединяет около 130 монобрендовых магазинов и около 100 партнерских точек. Операционные показатели сеть не раскрывает, однако уверяет, что выручка растет на 30-40% ежегодно. По данным некоторых СМИ, оборот сети оценивается примерно в 2 млрд руб., прибыль – в 300-350 млн руб. В мае этого года Сбербанк признал финансовые показатели сети крайне успешными и перечислил Pandora 13,6 млрд руб.– частично в качестве оплаты 35% акций ЗАО «Панклуб», владеющего сетью, частично в виде кредита. Тем не менее еще в мае эксперты удивлялись, как можно было инвестировать в сеть такой объем средств, и выражали сомнение, что все они пойдут именно на развитие Pandora.
Что касается Никола-Ленивца, благодаря инвестициям Ноготкова, которые оценивают примерно в 300 млн руб., здесь вырос огромный «природно-творческий кластер» (самоназвание). Бизнесмен увлекся идеями художника Николая Полисского, который уже давно с друзьями застраивал поля возле деревни арт-объектами (среди них – зиккурат из сена и деревянный «Вселенский разум»), и решил помочь облагородить бесхозное искусство. Не только земли выкупил, но и основал управляющую компанию проекта «Архполис», которая построила на базе старых коровников мастерские, хостел, несколько мини-отелей и кемпингов, а также поддержала местную экоферму. «Архполис» проводит множество дорогостоящих мероприятий: ночь новых медиа, фестиваль анимации, детский лагерь, лекции по дизайну, территориальному развитию и сельскому урбанизму. Подозревали, что, возможно, этот проект Ноготкова девелоперский, конечная цель которого – продажа элитной недвижимости вокруг «творческих» мест, но за последние годы подозрения в корысти развеялись. Эксперты уверены, что заработать на таком проекте в ближайшее время в принципе невозможно, да и в самом «Архполисе» подтверждают, что задача – выйти на окупаемость, и до решения ее еще далеко.
В 2011 году Ноготков запустил еще одну сеть многоканальной розницы Enter с ассортиментом более чем 20 тыс. товаров – снова на кредитные деньги. Бизнесмен задумал создать конкурента Ozon, вложил в развитие Enter по меньшей мере $70 млн и добился масштабного офлайн-присутствия в 53 городах России (128 точек). Тем не менее, несмотря на рост оборота по итогам 2013 года вдвое, до 3 млрд руб., Enter все еще крайне убыточен (по разным оценкам экспертов, уносит $20-30 млн из прибыли группы ежегодно). Сам Ноготков признавался, что планирует инвестировать в компанию еще $300 млн.
Помимо Enter Ноготков из личных средств поддерживает онлайн-площадку для гражданских инициатив «Йополис». Площадка была создана в 2012 году, после того как Михаил Прохоров, в команде которого Ноготков должен был отвечать за молодежную политику, проиграл на президентских выборах, и на нее уже потрачено около $5 млн. Есть в портфеле бизнесмена и относительно новый, запущенный в начале года, стартап – микрофинансовый онлайн-сервис Credberry, работающий по принципу взаимного кредитования физлиц. Стартап тоже не вышел на уровень безубыточности.
Будут ли развиваться все эти проекты, включая проблемный Связной-банк, большой вопрос. Однако в том, что именно они лишили Ноготкова его основной, прибыльной, части бизнеса, уверены все. «Проблема явно не в ритейлере. Это очень живучая бизнес-модель у нас в стране,– рассказывает Денис Кусков.– В Америке вот ее нет, потому что там есть законодательная возможность менять товар на услуги: покупаешь за копейки телефон, подписываешь на год контракт с оператором. У нас же это запрещено, так как считается, что телефон с контрактом – навязанная услуга, поэтому у нас совсем другой принцип выстраивания рынка сотового ритейла, совсем другая система». В этой системе «Связной» еще долго мог развиваться. И скорее всего, будет, но под руководством уже новых владельцев.
Имена этих владельцев, вполне вероятно, сменятся еще раз, ОНЭКСИМ и фонд «Благосостояние» все-таки для этого рынка инвесторы совсем непрофильные. Судя по истории «Евросети», продать чуть меньший по размерам, но примерно равный по долгам «Связной» можно будет с выгодой. Как стало известно недавно, в 2008 году Александр Мамут купил у Евгения Чичваркина «Евросеть» за $350 млн, а позже продал 50% акций Алишеру Усманову за $1,15 млрд.
Анна Гольдберг, Журнал«Коммерсантъ Деньги»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?