Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Граждане России не могут думать о еде спокойно
Патриотический подъем помогает им пережить рост цен и эмбарго
Большинство россиян (75%) заметило рост цен на продукты, выяснил ФОМ. 19% утверждают, что их стоимость не изменилась, 1% считает, что продовольствие стало стоить дешевле. По мнению 42% опрошенных, изменение цен связано с введенным Россией продуктовым эмбарго. Напомним, 7 августа правительство запретило ввоз продуктов из стран, которые ввели против России санкции. В черном списке оказались овощи, фрукты, рыба, молоко и молочная продукция, свинина, говядина и мясо птицы из ЕС, США, Австралии и Норвегии. Четверть россиян убеждены, что цены меняются не из-за продуктового эмбарго.Более половины граждан (54%) покупали продукты, которые сейчас попали под запрет. Не покупали продовольствие из Европы, США и Австралии 44% граждан. При этом 72% россиян одобряют запрет российского правительства на ввоз иностранных продуктов. Чаще других продуктовое эмбарго поддерживают граждане в возрасте от 45 до 54 лет. Не одобряют российские контрсанкции 14%. Чаще всего эмбарго критикуют те, кто негативно оценивает работу президента Владимира Путина.
Завкафедрой общей социологии факультета социологии НИУ ВШЭ Никита Покровский связывает суждения граждан с патриотическим подъемом. «Это называется «состоянием парадоксального человека», оно характеризуется отсутствием логики и тем, что несочетаемые вещи в общественном сознании в итоге сочетаются,– заявил он «Ъ».– В ситуации каких-то разломов мышление граждан характеризуется бросками из стороны в сторону». По его мнению, общественное сознание россиян может стать адекватнее только при спокойной экономической и политической ситуации.
80% россиян утверждают, что продуктовое эмбарго не повлияло на их жизнь. 8% заявили, что оно существенно отразилось на их жизни, 7% сообщили, что эмбарго на них повлияло «несущественно». По мнению 84%, запрещенные к ввозу товары удастся заменить аналогичными отечественными продуктами или товарами из других стран. 7% считают, что у РФ нет таких возможностей в сфере импортозамещения, 9% затруднились с ответом.
Координатор проектов ФОМ Екатерина Кожевина утверждает, что продуктовые санкции воспринимаются населением как чувствительные для ЕС и США меры: «Эмбарго не ассоциируется с решением российского правительства и рассматривается как адекватный ответ на санкции Запада». По ее словам, граждане понимают, что повышение цен на продукты связано с санкциями, но знают, что есть еще такие факторы, как инфляция и ослабление курса рубля. «Логика россиян выстраивается так: «Мы наносим удар по европейским фермерам и производителям продуктов питания, мы готовы потерпеть, чтобы Россия могла вести достойную политику на мировом уровне»«,– заявила «Ъ» Екатерина Кожевина.
Сергей Горяшко, Газета «Коммерсантъ»
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.