Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
ГОСТ «Розничная торговля. Классификация предприятий»
© Светлана Вахрушева, «Торговое Оборудование (Санкт-Петербург)», 02.2002
В полку государственных стандартов РФ, касающихся торговли прибыло. 1 января 2002 года введен ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий». Он распространяется на предприятия различных организационно-правовых форм и форм собственности. Новый ГОСТ можно использовать как своеобразный словарь терминов, в котором доходчиво изложено, что такое, скажем, «магазин-склад» или универмаг «Детский мир»; чем отличается «гипермаркет» от «супермаркета» и т. п. Помимо определений, в новом документе изложены и требования к предприятиям торговли, обязательные для всех вместе и каждого типа в отдельности.
За консультацией по поводу недавно введенного стандарта мы обратились к эксперту по сертификации услуг розничной торговли ТЕСТ-Санкт-Петербург Нине БЕНИКОВОЙ.
- Нина Александровна, чем новый ГОСТ отличается от предыдущих, также касающихся торговли?
- Он включает классификацию предприятий, требования к ним и признаки, которые характеризуют их типы. Один из разделов нового ГОСТа называется «Определения». Он дополняет список терминов и определений, введенный раньше ГОСТом Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения». Например, прежде в стандартах не фигурировало словосочетание «магазин-склад». Теперь сказано, что это — «предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и (или) непродовольственные товары по форме самообслуживания преимущественно из транспортной тары населению и предприятиям для последующей перепродажи и т. п.» Его торговая площадь должна быть не менее 650 кв. м.
Новый ГОСТ делит предприятия розничной торговли на 3 вида (в зависимости от ассортимента): универсальные, специализированные (продовольственные или непродовольственные) и неспециализированные магазины. Кроме того, в документе четко говорится, как определяется тип предприятия (в зависимости от его торговой площади, ассортимента и формы обслуживания) Например, площадь гипермаркета — от 5000 кв. м, ассортимент в нем — универсальный (продовольственный и непродовольственный), форма обслуживания — преимущественно самообслуживание.
- Новый ГОСТ переводит в разряд общеупотребительных иностранные слова «гипермаркет’, «супермаркет». Это из стремления походить на Европу?
- В настоящее время все ГОСТы у нас в стране гармонизируются с учетом мировых норм и стандартов Мы стремимся и к названиям предприятий, которые приняты во всем мире. И продавцы, и потребители уже слышали, использовали эти слова, а теперь, с введением ГОСТа, мы придем к единому знаменателю, к единому значению каждого из них. Супермаркет — это не «супермагазин», а тот же универсам. Кстати, его торговая площадь должна быть не менее 400 кв м, а не по 18-50, как это порой бывает.
- Вернемся к документу. Изменились ли с его введением требования к предприятиям торговли?
- По-прежнему существует и действует ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли Общие требования» Новый документ только дополняет его Во-первых, в нем сказано, что магазины должны иметь сертификаты соответствия на все оборудование, которое входит в номенклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации Во-вторых, введен такой социально значимый пункт для инвалидов и маломобильных групп населения — в магазинах должны устанавливаться устройства и механизмы, чтобы они могли перемещаться по торговому залу, по лестницам — как внутри, так и снаружи. В-третьих, в магазине непременно должна размещаться информация о его госрегистрации И если услуга по реализации отдельных видов товаров (ювелирных изделий, алкоголя и т д) подлежит лицензированию, следует указать номер лицензии, срок действия и орган, который ее выдал (Прежде даже правилах торговли этого пункта не было)
В непродовольственных магазинах площадью боле 2500 кв. м должен быть туалет. Кроме того, продовольственным магазинам надо согласовывать с органами Госсанэпиднадзора возможность размещения и размеры своих площадей, если они намерены реализовывать продукты питания с потреблением их на месте (Например, розлив пива, изготовление пышек и т. п.)
Новый ГОСТ устанавливает требования и к оформлению витрин и вывесок, к форменной одежде продавца. Например, гипермаркет необходимо снабдить световой вывеской, обслуживающий персонал должен быть в форменной одежде, а витрины надлежит оформлять, используя разнообразные декоративные элементы. Небольшим магазинам это делать не обязательно
- Нина Александровна, есть ли какие-то сроки, которые нужно уложиться, чтобы привести свое предприятие торговли в соответствие стандарту?
- О сроках говорить рано. Новый ГОСТ ориентирован первую очередь на строящиеся и реконструируемые предприятия торговли, а не на действующие Но, скажем, при инспекционном контроле уже сертифицированного предприятия (он обязательно проводится раз в год) наши специалисты будут ставить его руководство в известность, что есть такой ГОСТ, что по нему, например, ваш магазин не может именоваться супермаркетом, потому что площади маловаты и асссортимент скуден, а значит, рекомендуется сменить вывеску.
Думаю, что соответствие стандартам — это престижно, необходимо. Например, при проведении каких-либо конкурсов в сфере услуг, если выявится участник, называющий себя супермаркетом без всяких на то оснований, то он не сможет рассчитывать на победу
Интервью
Подробно об инфраструктуре и развитии сервиса, СТМ, франшизе и новых проектах.