Переход компаний в цифровое пространство остается одним из главных трендов на российском рынке в 2025 году. Онлайн стирает границы между покупателем и продавцом и помогает бизнесу найти новую аудиторию, в том числе в регионах. Но растущая конкуренция на маркетплейсах вынуждает селлеров параллельно развивать продажи в других каналах. Рассказываем о том, как стать еще ближе к потребителю и какую роль в этом играют службы доставки.
Фото: Boxberry
Почему для малого бизнеса важна многоканальность
По данным агентства INFOLine, последние четыре года темпы роста e-commerce в России составляют в среднем до 40% в год.
Одним из ключевых драйверов развития теперь становится открытие пунктов выдачи заказов в регионах – в том числе в небольших городах и населенных пунктах. Это «свободная» территория, где, как правило, не было и нет федерального и регионального непродовольственного ритейла. Эксперты прогнозируют, что к 2028 году в онлайн перейдет до 80% продаж товаров категории non food. Так что сейчас самое время становиться частью тех, кто «закроет» эту географию.
При этом, конечно, львиная доля продаж приходится на крупные площадки: маркетплейсы из числа топ-10 занимают 82% всего объема рынка. Однако количество селлеров там уже составляет порядка 700 тысяч. Такая конкуренция заставляет небольшие компании задуматься о диверсификации каналов продаж.
Собственные сайты и продажи в соцсетях
Очевидный выход – создание собственного интернет-магазина.
По данным аналитиков, только за первые полгода продавец, запустивший собственный сайт в дополнение к маркетплейсу, увеличивает оборот в среднем на 20%. За вторые полгода – на 24%.
Кроме того, еще одним выходом может стать продажа товаров в соцсетях и мессенджерах. «ВКонтакте» и Telegram уже позволяют создать практически полноценный магазин, где можно принимать оплату и оформлять доставку. Да, придется регулярно вкладываться в качественный контент. Однако современные пользователи проводят там много времени, так что это хорошая возможность стать еще ближе к покупателю.
Селлеры из числа новичков также нередко выбирают для продвижения сайты-классифайды. Условные «Юла» или «Авито» могут стать неплохой «тренировочной площадкой» для начинающих бизнесменов: пороги входа и вложения минимальны, при этом товар получится продемонстрировать миллионной аудитории практически в любой точке страны.
Как все организовать правильно?
Но следует учитывать еще один важный момент: покупатель должен не только отыскать нужный товар на удобной для него площадке, но и иметь возможность быстро его получить. Селлеру придется оперативно обрабатывать заявки из разных каналов и отправлять заказы. Маркетплейсы уже задали высокую планку, к которой покупатели привыкли: пункты выдачи должны быть в пешей доступности и работать по удобному графику, а покупатель – иметь возможность примерки и возврата товара. Обеспечить сервис такого уровня только собственными силами явно не получится.
Выходом может стать партнерство со службой логистики. И выбирать партнера следует очень тщательно. Базовые тарифы и сроки доставки очень важны, однако также стоит обратить внимание на прочие возможности логистической службы.
Фото: Boxberry
Как работать со службами доставки
В гонке за покупателя победит самый удобный и технологичный продавец, способный быстро доставить товар в любую точку независимо от того, где именно потребитель оформил заказ. Соответственно, даже малому бизнесу стоит выбирать крупного партнера, работающего в максимально широкой географии. Например, логистический сервис Boxberry может отправлять товары продавцов не только по России, но и в ближнее зарубежье – Беларусь, Армению, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, а также между этими странами. За 2024 год объем отправок российских интернет-магазинов в СНГ вырос на 171%, причем лидерами роста стали направления в Беларусь, Узбекистан и Таджикистан. Спросом за рубежом сейчас пользуются бытовая техника и товары для животных из России, детские товары и продукты. У тех, кто работает с этими категориями, есть хорошая возможность расширить аудиторию и повысить продажи.
Кроме того, Boxberry автоматизирует обработку заказов, поступающих от маркетплейсов, и ускоряет процедуру отправки посылок, заказанных на классифайд-площадках. Автоматизация логистики позволяет продавцу сократить операции, требующие ввода данных вручную, и быть эффективным в любом канале продаж.
Маркетплейсы. Те, кто использует эту площадку как витрину, а доставляет товары со своего склада самостоятельно, чаще всего работают именно с логистическими службами. Например, Boxberry доставляет покупателям заказы с Ozon и «Яндекс Маркета». Интеграция работает просто: все оформленные на маркетплейсе заказы автоматически попадают в личный кабинет продавца в Boxberry. Создавать вручную ничего не потребуется: отправка товаров до пунктов выдачи осуществляется всего за несколько кликов. При этом у заказчика есть выбор: он может получить посылку как в пункте выдачи маркетплейса, так и в отделениях Boxberry.
Сайты и соцсети. Любой продавец может заключить собственный договор со службой и передавать заказы на доставку — самостоятельно отвозить посылки в пункт приема заказов или вызывать курьера на свой склад. Подключиться к Boxberry можно онлайн, для этого потребуется лишь заполнить форму на сайте. Передавать заказы на доставку будет возможно в тот же день.
Фото: Boxberry
Классифайды. Крупные площадки интернет-объявлений тоже сотрудничают с популярными службами доставки. Те, кто продает товары там, также могут отправлять заказы покупателям через Boxberry. После того как покупатель оплатит товар и выберет службу доставки, продавец получит уведомление об оплате и номер электронной накладной. Ему останется только принести товар в любое удобное отделение Boxberry, назвать оператору номер и отдать посылку.
Кроме того, Boxberry предлагает интернет-магазинам упрощенный процесс передачи посылок – услугу «Сдача без бумаг». Отдавать товары на отправку по ней можно без документов и этикеток. Нужно создать в личном кабинете заявку, и уже через полчаса можно будет передать товары. В пункте Boxberry потребуется только штрихкод. Дальше все сделает оператор: напечатает этикетку и в присутствии представителя интернет-магазина наклеит ее на посылку. Акт приема-передачи формируется в электронном виде и отправляется продавцу на e-mail. Все это значительно упрощает процесс продажи и экономит время. Таким образом можно оформить несколько грузовых мест в одном заказе.
Как выбрать надежного партнера по доставке: чек-лист
География доставки. Партнер должен иметь максимально широкое присутствие в регионах России и ближнего зарубежья.
Варианты «последней мили». Покупатель должен иметь выбор, где получить товар: курьером или забрать заказ в ПВЗ.
Габариты посылки. Стоит изучить возможные ограничения, которые могут быть у партнера.
Автоматизация логистики с помощью готовых ИТ-решений. Важно иметь возможность настроить взаимодействие во всех каналах продаж – на маркетплейсах, сайтах, CRM, конструкторах магазинов в соцсетях и мессенджерах. Необходимость вносить данные вручную должна быть минимальной.
Простота подключения к сервису. Все процедуры по началу работы, отправке посылок и возврату товара на склад продавца должны быть понятными и максимально прозрачными.
Оперативное перечисление денег продавцам. Учитывать сроки необходимо, чтобы избежать кассовых разрывов. Конечно, чем быстрее партнер возвращает деньги за выданные товары, тем лучше.
Людмила Клыженко, Retail.ru