Декоративное изображение
20 293

Поделиться

Голос отрасли: как развиваются торговые ассоциации

Бизнес-объединения всегда играли важную роль в экономическом росте государств, и сегодня их значимость повышается. Возникновение деловых сообществ в виде ассоциаций свидетельствует о зрелости рынка, достижении такого уровня развития, при котором компании воспринимают друг друга не как конкуренты, а как партнеры, осознающие общность интересов.

Ассоциация позволяет участникам одного рынка обмениваться новыми идеями, анализировать различные подходы к ведению бизнеса, ускорять технологическое развитие. Одна из основных функций профессиональной организации – определение отраслевых стандартов. Нередко ассоциации взаимодействуют с органами исполнительной власти, активно лоббируя интересы своих членов. В России действуют несколько ассоциаций игроков ритейла и торгового маркетинга. Предлагаем рассмотреть такие объединения, как Ассоциация маркетинговых услуг (РАМУ), Ассоциация компаний розничной торговли ( АКОРТ ), Ассоциация маркетинга в ритейле POPAI Россия, ECR Russia, Союз независимых сетей (СНСР), Руспродсоюз, Ассоциация малоформатной торговли, Ассоциация торгового маркетинга (АТМ), Ассоциация мерчандайзинговых агентств (АМА).

Фото: A Lot Of People/shutterstock

Фото: A Lot Of People/shutterstock

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ)

Основана в 2001 году по инициативе ряда торговых сетей. Активно взаимодействует с федеральными министерствами и ведомствами, Государственной думой РФ, общественными объединениями, союзами и ассоциациями по широкому кругу вопросов, затрагивающих интересы розничной торговли. В настоящее время объединяет 27 крупнейших компаний различных сегментов ритейла и занимающих 25% рынка розничной торговли России.

АКОРТ принимает участие в выработке и согласовании законодательных инициатив, организует форумы, выставки и другие мероприятия, реализует инициативы, направленные на развитие российской торговой отрасли.

Является одним из организаторов подписания «Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров». Для применения кодекса создана специальная комиссия, разработавшая и утвердившая форму дополнительного соглашения к договору поставки и договору об оказании услуг по продвижению потребительских товаров. Это дополнительное соглашение подписывают все торговые сети, входящие в состав АКОРТ, и их поставщики.

В структуре АКОРТ работают координационный комитет, комитет по качеству, комитет по регулированию потребительского рынка, комиссия по обращениям и спорам по применению КДП и рабочая группа по транспорту.

До 1 мая 2021 года председателем президиума АКОРТ был Сергей Беляков. На данный момент председатель президиума  не избран, до избрания руководителем Ассоциации является исполнительный директор Юрий Борисов.

POPAI Россия

Российское подразделение Международной ассоциации маркетинга в ритейле POPAI (Point of Purchase Advertising International), основанной в 1936 году (в 2015 году POPAI Global объединился с Association for Retail Environments, в результате чего создана международная ассоциация Shop!).

POPAI Россия работает с 2004 года и объединяет порядка 65 компаний, специализирующихся на стимулировании сбыта и оформлении торговых пространств.

Ассоциация проводит исследования рынка, организует семинары и круглые столы для производителей POS-материалов (POS – point of sales), клиентов-рекламодателей, представителей других сегментов рынка.

POPAI Россия организует для своих членов и партнеров поездки на международные выставки и конференции, retail safari и посещение производственных линий ведущих компаний-производителей мира.

Одним из направлений работы ассоциации является организация обучающих семинаров и программ для молодых специалистов области, проведение мастер-классов для специалистов.

Кроме того, она является организатором конкурса лучших достижений в области POS-материалов и in-store коммуникаций, который ежегодно проходит в Москве.

В структуре ассоциации в 2020 году созданы четыре комитета: по обучению и кадрам; по привлечению, взаимодействию и развитию компаний – участников ассоциации; по взаимодействию с другими ассоциациями и правительственными органами; по исследованиям и отраслевым стандартам.

POPAI Russia выпускает периодический бюллетень с новостями рынка, а также издает «Гид закупщика», подробный классификатор компаний – членов ассоциации, призванный помочь производителям и ритейлерам с выбором подрядчиков и партнеров.

Андрей Лупандин, президент POPAI Russia

фото – Retail.ru

Основная задача любого профессионального объединения – делать рынок, на котором работают компании-участники, прозрачным, цивилизованным и понятным. Кроме того, это площадка для общения, которое сложно организуется без объединяющего центра. Особенностью именно нашей ассоциации является то, что часть рынка, которую мы объединяем, исторически находится в тени и недооценивается. Мы не ATL и не Digital, которые модны и интересны всем, но при этом представляем позицию огромного количества компаний и людей, задействованных в индустрии маркетинга в ритейле».

Ассоциация маркетинговых услуг (РАМУ)

Основана в 2001 году, объединяет 65 столичных и региональных агентств, специализирующихся на торговом и прямом маркетинге, BTL-мероприятиях, цифровых маркетинговых решениях, техническом мерчандайзинге и связях с общественностью. Свою миссию видит в защите интересов и развитии индустрии маркетинговых услуг, создании прозрачных и партнерских отношений между представителями отрасли, а также в формировании высоких стандартов.

С 2010 года РАМУ работает на основе объединенной исполнительной дирекции с Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР), с 2011-го – с Некоммерческим партнерством содействия развитию интерактивной рекламы IAB Russia, Клубом арт-директоров России ADCR.

РАМУ выпустила несколько исследований рынка, в том числе по мониторингу стоимости маркетинговых услуг, стоимости полевого персонала, отношению рекламодателей к рынку маркетинговых услуг. В 2020 году эксперты РАМУ объединили всех участников рынка на одной «карте». Компании поделены на блоки в зависимости от сферы услуг, на которых они специализируются: мерчандайзинг, технический мерчандайзинг, аутсорсинг продаж, административный аутсорсинг, трейд-мотивация, shopper marketing, retail audit и e-com trade marketing. Всего на «карте» представлены 70 компаний.

Лариса Фортуна, президент РАМУ

фото – Retail.ru

РАМУ объединяет лидеров рынка и сильнейших игроков отрасли. Задача РАМУ не только защищать и отстаивать интересы профессионального сообщества, но и развивать индустрию маркетинговых услуг, создавать прозрачную и эффективную систему взаимодействия между всеми участниками рынка. Ассоциация активно разрабатывает и внедряет отраслевые стандарты, проводит бизнес-исследования и составляет рейтинги индустрии, привлекает инвестиции, способствует развитию сферы маркетинговых услуг в регионах.

В конце прошлого года ассоциация презентовала концепцию позиционирования «Интегрированный маркетинг в действии», в основе которой заложена идея интегрированного подхода в маркетинге, предполагающего оперативный характер реагирования на актуальные запросы рынка, широкий выбор инструментов и синергетический эффект воздействия.

На данный момент это основной курс по всем направлениям деятельности комитетов РАМУ.

Оперативное реагирование требует комплексного подхода и в законотворческой деятельности. Поэтому мы занимаемся выстраиванием эффективного диалога участников рекламной индустрии с представителями власти. Например, сейчас активно обсуждаются вопросы идентификации сообщества и корректной классификации услуг. Важно своевременно реагировать на изменения и взаимодействовать уже на этапе разработки новых постановлений, которые должны помогать развитию отрасли.

ECR (Efficient Consumer Response)

Некоммерческое партнерство представителей ритейла, производителей и отраслевых ассоциаций. Национальные отделения ECR существуют в 40 странах мира. Российское сообщество ECR появилось в 2004 году, объединяет 57 производителей, 19 розничных сетей и 6 ассоциаций.

фото – Retail.ru

Цель – обмен передовыми практиками. В фокусе работы ECR находятся такие направления, как: supply chain (цепочка поставок); категорийный менеджмент и шоппер-маркетинг; обмен и управление мастер-данными; электронные технологии обмена данными и документами; устойчивое развитие (Sustainability); прослеживаемость движения товара; электронная коммерция.

В структуре созданы профильные рабочие группы, в работе которых принимают участие и эксперты торгового маркетинга. Исполнительный директор ECR Russia Максимиллиан Мусселиус: «Мы должны быть достаточно изобретательными, настойчивыми и доверять друг другу, чтобы раскрыть поистине огромный потенциал сотрудничества между поставщиками и сетями». 

Союз независимых сетей России (СНСР)

фото – Retail.ru

Создан в 2006 году, объединяет более 40 региональных розничных сетей, порядка 2500 магазинов. Основные задачи – содействовать созданию благоприятного предпринимательского климата, принятию законов, отражающих интересы всех участников; организовывать обмен лучшими практиками ведения бизнеса, перенимать опыт работы других организаций. Среди направлений работы – развитие партнерства с бизнес-объединениями, поддержка отраслевых конференций, выставок, премий; взаимодействие с государственными органами власти, отраслевыми союзами, информационный обмен между членами союза.

Директор СНСР Иван Бабухадзе: «От больших игроков наших союзников отличают привлекательность продукта и собственное производство. Мы также чаще общаемся с локальным потребителем и легче адаптируемся под его интересы. К тому же во многих компаниях оживает направление франшизы, с которой они могут выходить за пределы региона».

Ассоциация «Руспродсоюз»

Профессиональное объединение производителей и поставщиков продуктов питания, созданное в 2009 году. Включает более 400 производителей и поставщиков продовольственных товаров. Основные цели: представление интересов отрасли в государственных органах исполнительной и законодательной власти, межотраслевое саморегулирование, популяризация принципов добросовестного поведения в отдельных регионах России, взаимодействие с федеральными и региональными торговыми сетями.

фото – Retail.ru

Исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков: «Сегодня особое внимание союза направлено на развитие экспортного потенциала российских производителей. Пока российский экспорт – один из самых дешевых в мире, потому что основной объем вывозимого продовольствия составляет сырье – зерновые и масличные культуры, а не продукты переработки. Надо, чтобы предприятия пищевой промышленности генерировали маржинальность, создавали и экспортировали продукты с высокой добавленной стоимостью. «Руспродсоюз» стремится способствовать производителям в стабильном развитии бизнеса». 

«Ассоциация малоформатной торговли» (АМТ)

Зародилась в 2012 году, когда было организовано Всероссийское движение «Коалиция киоскеров». В 2014 году это движение переименовано в «Коалицию владельцев малых торговых форматов и киоскеров». Главная цель – объединение усилий для защиты интересов мелкорозничной торговли разных регионов страны в конструктивном диалоге с государством, достижение равных прав малого торгового бизнеса с крупными сетями, развитие малого бизнеса, в том числе нестационарных его форм, как в количественных, так и в качественных показателях.

Президент АМТ Владлен Максимов: «В регионах появляется все больше руководителей, которые понимают, что малую торговлю нужно развивать. Это результат разработки, обсуждений и продвижения законодательных инициатив, таких как «Стратегия развития торговли до 2025 года». Главное – не останавливаться».

Ассоциация торгового маркетинга (АТМ)

Появилась в 2020 году, миссия – совместная работа брендов, ритейлеров и сервисных компаний над формированием положительного покупательского опыта.

Основанием для создания стало наличие проблем и болевых точек в индустрии торгового маркетинга, а также осознание необходимости взаимодействия всех его сторон: и агентств, и производителей, и торговых сетей.

В ассоциации образованы профильные рабочие группы, отвечающие за создание стандартов; развитие взаимодействия участников рынка, включая реализацию совместных пилотных проектов, направленных на повышение эффективности торгового маркетинга; проведение регулярных исследований рынка и формирование рейтинга; за формализацию отрасли и популяризацию профессии мерчандайзера.

Среди членов ассоциации – крупнейшие трейд-маркетинговые агентства, компании – производители товаров повседневного спроса и торговые сети.

Александр Попов, президент Ассоциации торгового маркетинга

фото – Retail.ru

«На сегодняшний день в России возникло несколько ассоциаций, занимающихся торговым маркетингом. АТМ – это молодая ассоциация, в которой много драйва, куда пришли участники, действительно желающие что-то сделать для индустрии. Что особенно важно, это участие в ассоциации представителей производителей и ритейла. У АТМ нет задачи конкурировать с другими ассоциациями. Сейчас настало время объединяться, только так мы сможем продвинуть наш рынок вперед. Поэтому АТМ открыта для сотрудничества с другими ассоциациями по различным проектам. И если честно, я лично надеюсь, что когда-нибудь всем участникам рынка удастся объединиться в одну сильную и представительную ассоциацию».

Ассоциация мерчандайзинговых агентств (АМА)

Первое объединение узкопрофильных специалистов в области мерчандайзинга. Образована в августе 2020 года, среди целей и задач – развитие индустрии мерчандайзинговых услуг, взаимодействие с органами власти и структурами по вопросам развития рынка мерчандайзинговых услуг, разработка стандартов качества мерчандайзинговых услуг, разработка профессиональных методов оценки мерчандайзинговых агентств.

Членами ассоциации являются компании с опытом работы в отрасли не менее трех лет, реализовавшие мерчандайзинговые проекты не менее чем для десяти брендов. 

В структуре работает клиентский комитет, куда входят представители компаний – заказчиков услуг. Ассоциация проводит обучающие вебинары для участников рынка. Возглавляет АМА генеральный директор ITM Group Ярослав Плинк.

Из истории возникновения объединений предпринимателей

Объединения торговцев и ремесленников существовали еще в Древней Греции, Китае, Римской империи. Позднее начали образовываться купеческие гильдии, берущие свое начало в римских коллегиях, и цехи – объединения промышленников, охватывающие практически все ремесла.

Появление гильдий относят к XI веку и связывают с необходимостью экономического развития городов. Основной задачей объединений купцов являлась защита их экономического интереса. Уже к началу XII века купеческие гильдии набрали такую власть, что практически исключили возможность конкурировать с ними. Наибольшее проявление это явление имело в Италии, Фландрии и Франции. В XIII веке гильдии стали основной силой, обеспечивающей экономический рост средневековых городов. 

Позже стали создаваться торговые палаты. В 1762 году появилась американская Chamber of Commerce of State New York, работающая и по сей день. Общество создано двадцатью купцами для защиты и продвижения своих интересов. Важным шагом стало привлечение к участию целого ряда влиятельных бизнес-лидеров Нью-Йорка, таких как Джон Д. Астор, Питер Купер и Дж. П. Морган. Они участвовали в реализации ряда ключевых проектов региона. Уже к 1900 году в Нью-Йорке было около ста таких ассоциаций.

В Европе торговые платы получили свое распространение во времена правления Наполеона. К 1802 году на территории Франции существовало 176 бизнес-ассоциаций. Изначально их основной функцией являлось консультирование властей по поводу изменения цен, а также внесение поправок в законодательство в интересах предпринимателей и ведение статистического учета. Постепенно деятельность затрагивала все больше сфер.

В 1937 году посредством объединения Национальной ассоциации преподавателей маркетинга и Американского маркетингового общества была образована Американская ассоциация маркетинга (American Marketing Association), работающая по сей день. Ассоциация продвигает стандарты профессиональных этических норм и ценностей, распространяет лучшие практики в сфере маркетинга и способствует развитию профессиональных компетенций.

В 1948 году создана ESOMAR (European Society of Marketing Research Professionals), объединяющая европейские компании и организации в сфере маркетинговых исследований и исследований общественного мнения. Членство в ESOMAR означает соблюдение членом определенных стандартов проведения исследований и служит определенной гарантией высокого качества исследований.

Деловое представительство в России

В России в XIX веке практически в каждом городе существовали различного рода ассоциации. Так, в 1870 году устав Московской биржи узаконил существование Биржевого общества, возглавляемого избираемым Биржевым комитетом, который должен был стоять на защите интересов предпринимателей перед государственными и общественными организациями.

В начале XX века работало более 150 предпринимательских организаций. Но в советские времена все ассоциации бизнеса прекратили свое существование и появились снова только на рубеже 1990-х годов. В постперестроечное время доминировало индивидуальное представительство интересов бизнеса, превалировало значение реализации личных интересов бизнес-элиты вопреки каким-либо принципам деловой этики или условиям контракта.

Спустя десятилетие ситуация кардинально изменилась, на первое место встали формализация отношений с государством, а также установка легальных отношений между бизнес-структурами. Инструментами их реализации стали бизнес-ассоциации, создающие возможность диалога между бизнесом и государством. Наиболее успешны в этом крупнейшие предпринимательские союзы: РСПП, «Опора России», «Деловая Россия» и ТПП.

Первой российской ассоциацией бизнеса стала Торгово-промышленная палата РФ (ТПП). На законодательном уровне за ней закреплены особый правовой статус и монополия на оказание отдельных видов услуг в сфере сертификации товаров для международной торговли.

Постепенно сложилась двухуровневая система ассоциаций бизнеса, где первый уровень занимают четыре упомянутые объединения, а второй – множество региональных и отраслевых ассоциаций.

Нато Троценко, OPEN Group, Валерия Миронова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами