Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Год с антитабачным законом
Сразу бросили
Число курильщиков в России снизилось на 16‒17% за последние четыре года, уточнили РБК в пресс-службе Минздрава. По словам представителя министерства, оценка основана на данных опросов ВЦИОМ.Последний социологический опрос ВЦИОМ на эту тему датирован 7 августа 2014 года, он показал, что курят 35% опрошенных. Предыдущие опросы, с 2010 по 2013 год, демонстрировали стабильную долю курящих – приблизительно 41%. Если исходить из числа совершеннолетних россиян – около 110 млн человек получается, что за четырехлетний период с 2010 по 2014 год количество курильщиков в стране уменьшилось на 16,9% – с 45 млн до 38,5 млн.
В Минздраве утверждают, что это результат мероприятий в рамках Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010‒2015 годы и вступившего в силу 1 июня 2013 года закона №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». По мнению чиновников, к 2015 году будет достигнута цель по снижению числа курящих до 25%.
Закон предусматривает целый ряд запретительных мер как для потребителей табачных изделий, так и для розничной торговли сигаретами. Первая часть запретов была введена в действие летом прошлого года: было запрещено курение в лечебных, образовательных учреждениях, на спортивных объектах, в зданиях, занимаемых органами власти, на транспорте и т.д.; табачные компании практически лишились возможности рекламировать свою продукцию, спонсировать какие-либо мероприятия. Летом 2014-го ограничения были усилены: курение запретили в заведениях общепита и гостиницах, исчезла торговля в нестационарной рознице (ларьках, киосках и т.д.), для магазинов был введен запрет на открытую выкладку сигарет – теперь они продаются из закрытых для потребителя ящиков по прейскуранту.По данным опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ), опубликованного 5 октября, число активных курильщиков в России составляет 33%. В ходе аналогичного опроса, проведенного в 2012-м (ФОМ поднимает эту тему раз в два года), в пристрастии к табаку признались 38%. То есть число курильщиков сократилось на 15,2%.
«Делать заявления на основании опроса ВЦИОМ о реальном снижении числа курильщиков – это, мягко говоря, необъективно», – считает главный редактор медиагруппы «Русский Табак» Максим Королев. – Думаю, у Минздрава просто нет реальных цифр, а есть желание рапортовать об успехах».
Рынок сокращается
По данным Росстата, в 2013 году производство сигарет в стране сократилось только на 5,9%, до 390 млрд штук, или 19,5 млрд пачек. При этом, по данным Euromonitor, потребление контрабандных сигарет в России в 2013-м выросло на 40%, до 11,6 млрд штук, или 580 млн пачек, составив 3,3% рынка.
С учетом экспорта потребление по итогам прошлого года составило 347 млрд сигарет, или 17,35 млрд пачек, подсчитали в табачной компании JapanTobaccoInternational (JTI; бренды Winston, Camel, Sobranie, Glamour, LD и др.), лидирующей на российском рынке. Учитывая, что среднестатистический курильщик, по данным табачных компаний, в день выкуривает порядка 17 сигарет, число курящих в стране в 2013-м могло составить 40,4 млн человек, или примерно 36,7% взрослого населения.Ни JTI, ни ее конкуренты – PhilipMorrisInternational (PMI; бренды Marlboro, L&M, Chesterfield, Parliament, VirginiaSlims и др.) и BritishAmericanTobacco (BAT; Kent, Dunhill, Vogue, «Ява Золотая» и др.) – в основном не отчитываются об итогах на российском рынке. PMI в качестве исключения констатировала падение рынка за январь‒сентябрь 2014 года на 9,4%, по ее прогнозу, примерно таким же – на 9‒10% – окажется и снижение по итогам всего года.
«По нашим оценкам, в текущем году легальный табачный рынок сократится на 7,5%», – сообщил РБК вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям Сергей Киселев. Директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый добавляет, что «рынок сокращается уже несколько лет».
По мнению Королева из «Русского табака», снижение табачного производства за 2014 год составит 5‒7%, но сознательный выбор потребителями здорового образа жизни не является ключевым фактором. «Массированная антитабачная пропаганда оказывает влияние, особенно на молодую аудиторию», – признает Королев. Однако более значимыми факторами, по его мнению, остаются рост контрабанды и сокращение числа выкуриваемых за день сигарет из-за ощутимого повышения цен на них.
Контрабанда наступает
О сокращении рынка еще в ноябре 2013 года в ходе телефонной конференции говорил гендиректор PMI Андре Каланцопулос: по его мнению, причиной спада должны были стать рост нелегальной торговли и цен на сигареты на фоне «охлаждения» экономики России.
Лютый из BAT согласен, что основная причина – «не в запретах на курение, а в повышении табачных налогов»: «Из-за повышения акцизов цены на сигареты растут быстрее, чем доходы потребителей. За последние пять лет минимальная ставка акциза увеличилась больше чем в четыре раза, и если в 2010 году цена пачки сигарет начиналась с 16 руб., то сейчас – с 38 руб.». О том же говорит и Киселев из JTI: основными факторами, влияющими на динамику рынка, остаются ускоренный рост табачных акцизов и продолжающееся увеличение доли нелегального потребления.Совместное исследование BAT с TNSRussia показало, что больше всего нелегально произведенных или ввезенных сигарет потребляется в Дагестане. Они проанализировали порядка 900 пустых пачек из-под сигарет, собранных на улицах трех городов и 20 сел Дагестана в сентябре 2014 года, и установили, что 27,6% пачек либо вообще не имею акцизных марок, либо это марки Белоруссии или Казахстана.
Сейчас действует следующая система расчета акциза: до 800 руб. за 1 тыс. штук плюс 8,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1040 руб. за 1 тыс. штук. Для примера: с пачки Winston, продаваемой за 67 руб., производители платят в бюджет 36,2 руб., то есть больше 50% розничной цены.
В проекте федерального бюджета на 2015‒2017 годы запланировано очередное повышение ставок акциза на сигареты. В соответствии с поправками в Налоговый кодекс акцизная составляющая в аналогичной пачке Winston в 2015 году повысится до 45,8 руб., в 2016-м – до 57,6 руб., в 2017-м – до 65,6 руб.
Впрочем, одной из декларированных задач Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является доведение акцизной составляющей до 70% от рекомендованной розничной цены. Это лишь рекомендация – организация признает суверенное право государств на самостоятельную налоговую политику.
Американский экономист Артур Лаффер, консультант администрации Рональда Рейгана по налоговой политике, подсчитывал, что в случае, если предложение ВОЗ будет одобрено российским правительством, стоимость пачки Marlboro в России вырастет с $2,53 до $9,76 (399,6 руб. по курсу ЦБ на 16 октября).
Источник РБК в финансово-экономическом блоке правительства утверждает, что такого резкого повышения цен не произойдет. «Поскольку сейчас акцизная политика государства направлена на гармонизацию российских акцизов с Таможенным союзом, то есть Казахстаном и Белоруссией, где акцизы существенно ниже, вероятность такой ратификации мала», – пояснил он. Ранее Минфин последовательно отклонял предложения, в том числе и Минздрава, резко повысить размер табачных акцизов, ссылаясь на риски увеличения нелегального рынка сигарет.
Несмотря на сокращение табачного рынка, правительство рассчитывает получить в 2015 году дополнительные доходы в бюджет за счет роста акцизов в размере 24 млрд руб. По данным Федеральной налоговой службы, в 2013 году бюджет России получил 272 млрд руб. табачных акцизов, план на 2014-й – 341 млрд руб.
«Число потребителей, конечно, будет постепенно снижаться, – уверен Королев. – Но, как показывает опыт зарубежных стран, предел, до которого можно снизить потребление – это 20%».
Одним из наиболее успешных зарубежных проектов в борьбе с курением считается антитабачная программа мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга. Эта программа была принята в 2002 году и включила в себя значительный рост акцизов (в США ставки акцизов устанавливают региональные власти), запрет курения в публичных местах и масштабных рекламных кампаний. По данным, опубликованным на официальном сайте мэрии Нью-Йорка, если в 2002-м 21,5% взрослых нью-йоркцев употребляли табачные изделия, то в 2012-м – только 14,8%.
Денис Пузырев, при участии Анны Левинской и Елены Малышевой, РБК Daily
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.