Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Главное в 2021: инфляция, M&A, уходы с рынка и рост лидеров
В 2021 году пандемия не закончилась, кризисные явления продолжают влиять на ритейл. Среди основных тем, обсуждаемых рынком в уходящем году, – рост цен и инфляция, введение QR-кодов, удорожание логистики. В то же время продолжалась консолидация – год отмечен крупными сделками поглощения, и с рынка ушли несколько крупных региональных игроков. На фоне кризиса и появления новых ограничений продолжается внедрение маркировки. Предлагаем вспомнить некоторые события розничной торговли 2021 года.
Фото: S_Photo/shutterstock
В январе эксперты подсчитали, что индекс экономической надежды россиян в 2020 году составил минус 41 пп., снизившись до уровня 1998 года. Около 40% россиян ожидали, что 2021 год будет таким же нелегким, как 2020-й. При этом мировой индекс экономической надежды оказался повыше – минус 21 пп.
Из продовольственных товаров в России больше всего подорожали сахар, подсолнечное масло и крупы. Сахар стал «лидером», подорожав на 64,54%, подсолнечное масло стало стоить на 25,91% больше. Стоимость круп и бобовых возросла на 20,12%, фрукты и овощи подорожали на 17,4%, яйца – на 15,14%, макароны – на 12,08%. Как покажет время, эта тенденция продолжится: в декабре 2021 года Росстат подсчитает, что инфляция на продовольственные товары за год превысила двузначные цифры – 10,81%, а на продукты питания – 12%.
Во многом поэтому продажи жестких дискаунтеров выросли на 59%. Оборот Wildberries вырос на 96% – до 437,2 млрд руб.
Дорожали и непродовольственные товары, например, рост стоимости строительных материалов только за IV квартал 2020 года составил 2–3% относительно III квартала.
Российский fashion-рынок по итогам года
В то же время, согласно исследованию Visa, две трети предприятий МСБ в России полностью восстановили привычный режим работы, как до пандемии. 90% компаний МСБ адаптировали свою бизнес-модель для работы в условиях новой реальности, а 50% стали продавать больше онлайн.
В феврале выяснилось, что DNS стал лидером рынка бытовой техники и электроники, обогнав «М.Видео-Эльдорадо». Ozon впервые за 20 лет отчитался о безубыточности и учредил микрофинансовую компанию.
Wildberries стал активно развиваться на Западе, запустив продажи во Франции, Италии и Испании, а позже и в США.
«Перекресток» создал и внедрил собственную систему для управления торговыми марками сети. «Магнит» открыл два пилотных даркстора, до этого доставка сети работала только на базе офлайн-магазинов. Fix Price объявил, что готовится к IPO в Лондоне и Москве.
В марте Росстат подсчитал, что цены на продукты в феврале в России росли в 5 раз быстрее, чем в Европе, заметнее всего в российских магазинах дорожали овощи, фрукты и мясо. Правительство ввело постоянный мониторинг цен на товары и услуги и продлило заморозку цен на сахар и масло: на сахарный песок – до 1 июня 2021 года, на подсолнечное масло – до 1 октября 2021 года. Торговые сети договорились с производителями зафиксировать цены на мясо птицы.
«Сбер» стал владельцем маркетплейса goods.ru и переименовал его в «Сбермегамаркет».
Компания «ВсеИнструменты.ру», которой удалось в 2020 году увеличить выручку более чем на 58%, заняла 4-е место в рейтинге крупнейших DIY-ритейлеров России.
В апреле «Магнит» начал тестировать новый формат магазина товаров для дома и ремонта «Магнит Мастер». X5 Group вышла в сегмент dark kitchen, купив фудтех-стартап «Много лосося», имеющий 25 кухонных производств.
Холдинг «Русская рыбная компания» создал собственную розничную сеть «Находка» и объявил, что планирует развивать магазины четырех форматов: shop in shop, corner , мини-маркет и магазины у дома и до конца года открыть 12 магазинов.
«Верный» открыл свой 1000-й магазин и заявил о планах за год открыть еще 216.
«Пятерочка» объявила о вакансии тиктокера, который должен стать амбассадором HR-бренда, инфлюенсером и лицом официального аккаунта «Пятерочки» в TikTok.
Май стал месяцем грандиозных покупок и слияний. «Магнит» объявил о покупке сети «Дикси», под управлением которой находился 2651 магазин. «Лента» приобрела сеть «Билла» и получила 161 магазин, став вторым по числу супермаркетов ритейлером в Москве. Все магазины стали переводить под бренд «Ленты».
На рынке появилась новая региональная кооперация: крупные торговые сети Сибирского и Дальневосточного регионов – «Красный Яр», «Самбери» и «Слата» – объединились в холдинг «Восточный союз». Генеральным директором компании стала экс-глава «Магнита» Ольга Наумова.
Inventive Retail Group купила оператора монобрендовых онлайн-магазинов Aristos, в портфеле которого находились бренды Philips, Cartier, Olympus, Black & Decker. В результате сделки Inventive eCommerce стал одним из крупнейших игроков на D2C-рынке.
«М.Видео-Эльдорадо» решила создать единый блок OneRetail для управления своими розничными брендами с фокусом на дальнейшей цифровой трансформации.
Немецкая сеть дискаунтеров Lidl зарегистрировала в Роспатенте свой товарный знак, таким образом стало ясно, что она снова готовится к выходу на российский рынок.
В июне «Лента» заявила о приобретении пермской розничной сети «Семья», управляющей 75 магазинами, включая 4 гипермаркета, 27 супермаркетов и 44 магазина у дома. Ушел с рынка еще один региональный игрок – в Тамбовской области закрылась сеть «Экoном»/«Огoнек», объединяющая 35 магазинов.
«Ашан», проработав на российском рынке почти два десятилетия, наконец-то запустил свою программу лояльности.
«Пятерочка» открыла 17000-ый магазин сети в новой концепции.
«Лента» приняла на работу во все магазины электронную «Галю» – чат-бот, позволяющий удалять товар, менять его количество или отменять последнюю позицию в чеке без участия старшего кассира.
В июле «Ашан» решил изменить концепцию своих гипермаркетов в России, предложив часть торговой площади сторонним магазинам и дарксторам. Екатеринбургская сеть «Елисей» начала поставлять собственную продукцию в местные магазины «Ашан» – это 29 готовых блюд под специально созданным брендом «Коресан». Поставки планируется расширить в «Ашаны» Уральского округа.
«Магнит» отказался от тиражирования формата алкогольных магазинов «Магнит вечерний», концепт которого тестировался с 2019 года. Все действующие точки компании решено переделать в магазины у дома и «Магнит Косметик».
Hoff запустил первый фиджитал-магазин, где тестируются различные цифровые технологии и новации для раскатки на другие магазины.
В августе Inventive Retail Group сделала еще одну крупную покупку – специализированный онлайн-магазин по продаже Xiaomi «Румиком». В рамках сделки группа получила доменное имя, права на интеллектуальную собственность, товарный склад, клиентскую базу, социальные паблики, а также 4 офлайн-магазина Xiaomi в Москве и Санкт-Петербурге.
«Яндекс» решил не покупать «Азбуку Вкуса». Изучив актив, аналитики компании не увидели «нужной синергии» со своими сервисами. Предполагается, что «камнем преткновения» могли стать завышенные ожидания продавца насчет цены. По некоторым данным, «Азбука Вкуса» продолжает искать покупателя сети, среди претендентов – «Магнит» и X5 Group.
«Ашан» сократил число супермаркетов в России на 32%, закрыл 17 магазинов. Сокращение объясняется оптимизацией бизнеса и перепозиционированием части супермаркетов в гипермаркеты «Ашан Сити».
«Магнит» обновил формат «Магнит Косметик», превратив пространство магазина в салон красоты и добавив цифровые решения и дополнительные сервисы.
Закрылся сервис экспресс-доставки SaveTime, и появился новый сервис доставки готовой еды «Где еда».
В сентябре ушли с рынка сразу три игрока – сеть «Радеж», магазины Mamsy и KupiVIP.
Волгоградская сеть «Радеж» не выдержала конкуренции и закрыла 150 магазинов. Но под этой торговой маркой продолжило работать собственное производство продуктов питания.
Интернет-магазин одежды KupiVIP и магазин товаров для детей Mamsy объявили о своем закрытии, не объясняя причин. Обе компании принадлежат кипрской Private Trade, среди акционеров которой – основатель KupiVIP Оскар Хартманн.
В то же время среди игроков появились новые имена: на российский рынок вышла белорусская DIY-сеть «7745 Все для стройки». Группа «Лэнд» заявила, что запустит сеть алкогольных бутиков с посадочной зоной «Лэнд Вайн».
Сразу три крупных ритейлера запустили ребрендинг – «Азбука Вкуса», «ВкусВилл» и «Ситилинк». Ребрендинг «Азбуки Вкуса», проводимый впервые за 15 лет, стал следствием перехода сети от модели продуктового ритейлера к модели экосистемы питания с собственными фуд-технологиями и фуд-сервисами. «ВкусВилл» обновил логотип и добавил еще один фирменный цвет – ягодный, символизирующий вкус, в то время как зеленый цвет указывает на натуральность и пользу. Для интернет-магазина используется сокращение «ВВ», символизирующее скорость доставки.
«Ситилинк» обновил логотип и начал изменения визуального стиля бренда, промокоммуникаций и позиционирования. Логотип стал более минималистичным и лаконичным: руку с указывающим на кнопку пальцем сменила рамка с буквой «С», которая символизирует экран смартфона, компьютера или ноутбука.
Группа «М.Видео-Эльдорадо» начала развивать финтех-проект и с этой целью решила приобрести 100% участия в кредитной платформе «Директ Кредит» за 1,3 млрд руб.
«Лента» объявила поиск инновационных продуктов питания, не представленных в федеральных торговых сетях РФ, обладающих новыми потребительскими свойствами, а также рецептурами или упаковками, выполненными по инновационным технологиям.
Сеть дискаунтеров «Чижик» заявила, что планирует открыть 3000 магазинов за 3 года.
Сеть алкомаркетов «Красное и белое» решила выйти на IPO, разместив акции на Московской бирже. Таким образом группа планирует привлечь более $1 млрд.
Фэшн-ритейлер Melon Fashion Group тоже собирается провести IPO в 2022–2023 годах, и тоже на Московской бирже.
В октябре Президент России утвердил нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября и поручил правительству разработать комплекс мер по сдерживанию цен на продукты.
«Авоська» запустила сеть дискаунтеров «Продскладъ», которая позиционирует себя как магазин с «разнообразным ассортиментом». Как предполагают эксперты, на первом этапе развития «Авоська» закупает один и тот же ассортимент для обоих форматов, регулируя цену на полке «Продсклада» меньшей наценкой.
INFOLine подсчитал, что «Ашан» и Metro вышли из топ-10 ритейлеров, уступив свои места маркетплейсу Ozon и дискаунтеру «Светофор». А Wildberries стал вторым крупнейшим онлайн-продавцом Восточной Европы.
«Пятерочка» начала пилотировать ценники с оценками потребителей, чтобы выделить продукты, имеющие высокий рейтинг по результатам обратной связи в приложении сети.
В ноябре подсчитали, что торговые центры Москвы из-за локдауна потеряли 90% дохода.
Основной акционер «Магнита» – ВТБ объявил о выходе из состава акционеров. Банку принадлежало 17,3% акций сети. После сделок по продаже доли ВТБ действующий акционер ритейлера Marathon Group станет крупнейшим акционером компании.
«Верный» открыл магазин на сервисе доставки «СберМаркет», предложив там весь ассортимент сети в 7500 SKU.
Госдума перенесла принятие закона о QR-кодах в общественных местах и на транспорте до 1 февраля 2022 года. До этой даты будет установлен переходный период – можно будет предъявить не QR-код, а ПЦР-тест. Главам регионов предстоит определить точный перечень мест, где требуется QR-код или справка.
В декабре начался третий этап маркировки молочной продукции со сроком хранения 40 дней и менее. Регистрацию и учет продукции в государственной системе «Честный знак» прошли почти 100% производителей такой продукции.
Аналитики Infoline подсчитали, что «Светофор» за 2021 год увеличил сеть более чем на 1130 торговых объектов и на начало декабря управлял более 2770 дискаунтерами в России. Тройка лидеров рейтинга топ-ритейлеров за год не поменялась: это по-прежнему X5 Group, «Магнит» и Mercury Retail Group («Бристоль» и «Красное & белое»). На четвертом месте оказалась «Лента», купившая Billa и «Семья».
«Лента» объявила о покупке «Утконоса». Причем «Лента онлайн» и «Утконос онлайн» продолжат оказывать услуги под своими брендами, но объединятся в рамках одного онлайн-подразделения, которое получит название Lenta-U.
Home Market объявил, что закрывает все магазины и уходит с рынка в I квартале 2022 года.
ФАС запретила крупнейшему ритейлеру Восточной Сибири «Командор» присоединиться к холдингу «Восточный союз», полагая, что сделка приведет к ограничению конкуренции: после объединения совокупная доля компаний на рынках в границах ряда административно-территориальных образований в Иркутской и Красноярской областях может составить более 35%.
По данным GfK, за три квартала 2021 года объем розничной торговли вырос на 8,8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Причем сегмент FMCG вырос только на 2%, а оборот непродовольственных товаров – на 15,7%. Положительную динамику показали все основные группы товаров, как в количественном, так и в стоимостном выражении.
В 2021 году на российском рынке появилось рекордное число торговых центров – на 37% или, по другим оценкам, на 50% больше, чем годом ранее, около 70% нового строительства пришлось на регионы. Тем не менее эксперты отмечают, что активность девелоперов снижается из-за падения спроса на торговые площади, удорожания стройматериалов и растущей стоимости кредитов. Рынок остается под давлением законопроекта о QR-кодах, который запрещает невакцинированным посещать торговые центры.
Перед новогодними праздниками подсчитали, что ингредиенты для салата «селедка под шубой» подорожали на 16%, а мандарины на 25%.
В течение всего 2021 года портал Retail.ru следил за ключевыми событиями на рынке ритейла, чтобы последовательно и подробно вам о них рассказывать. В 2022 году мы продолжим освещать все, что происходит на розничном рынке в России и в мире. Оставайтесь с нами!
Валерия Миронова, Retail.ru
Читайте также:
Вспомнить все: хроники ритейла 2020
Эра дискаунтеров: российская специфика и перспективы
«Магнит» VS «Пятёрочка»: видят ли покупатели разницу?
Почему дорожают грузоперевозки в 2021 году?
Дрогери и онлайн-консультанты: как будет меняться аптека в ближайшем будущем
Рыба и морепродукты: точки роста и идеи развития категории
Модные бренды в поиске новых каналов
Тренды fashion-рынка в 2021 году
Рестораны VS агрегатор доставки: когда дело доходит до суда?
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?