Декоративное изображение
14 299

Поделиться

Гиганты скупают гигантов, регионалы уходят, дискаунтеры наступают – перестановки игроков в ритейле

В прошлом году на рынке российского ритейла происходили многочисленные передвижения – это и крупные сделки M&A, и запуск новых сетей, и выход международных брендов, и уход локальных. В этой статье мы собрали обзор самых заметных изменений, а традиционные спикеры Retail.ru – генеральный директор компании INFOLine Иван Федяков и эксперт по оптимизации магазинов «Про.Сторы» Ирина Болотова высказали свое мнение о диспозиции основных игроков.

Фото: alphaspirit.it/shutterstock

Фото: alphaspirit.it/shutterstock

Ключевые сделки M&A

«Монетка»

«Лента» приобрела сеть «Монетка», в которую входит более 2120 магазинов, расположенных на Урале и в Западной Сибири. Также в периметр сделки вошли 5 РЦ общей площадью 116 тыс. кв. м и более 560 грузовых автомобилей. Сумма сделки не раскрывается.

По мнению аналитиков INFOLine, покупка «Монетки» стала одним из этапов плановой экспансии «Ленты» за счет развития малых форматов и роста в регионах. Напомним, что в 2021 году «Лента» приобрела пермскую сеть «Семья», российские активы австрийского ритейлера Billa и онлайн-магазин «Утконос». Сделка по приобретению «Монетки» не изменит позицию «Ленты» в рейтинге топ-10 по выручке, ритейлер сохранит за собой четвертое место после «Меркурий ритейл холдинг», «Магнита» и Х5 Group. При этом улучшится динамика финансовых показателей, укрепятся позиции компании на Урале и в Западной Сибири, увеличится и доля на рынке – с 2,1 до 3%.

«Лента» теперь имеет в своем портфеле три формата: гипермаркет, супермаркет и магазин у дома. Исходя из того, что к 2025 году «Лента» намерена нарастить выручку до 1 трлн рублей, в INFOLine полагают, что поглощение «Монетки» – не последний M&A-шаг компании. Например, стало известно, что «Лента» изучает возможность покупки сети «Улыбка радуги», чтобы еще больше диверсифицировать бизнес.

«Самбери»

«Магнит» заключил соглашение о приобретении 33,01% долей в уставном капитале «Самбери», а также о предоставлении опциона на выкуп оставшихся долей в течение пяти лет. В группу «Самбери» входит 291 магазин: 31 гипермаркет «Самбери», 42 супермаркета «Самбери» и «Самбери-экспресс», а также 82 минимаркета «Раз Два» и 136 дискаунтеров «Близкий». Совокупная торговая площадь составляет 211 тыс. кв. м. Магазины работают более чем в 50 населенных пунктах Приморского и Хабаровского краев, Еврейской АО и Амурской области. «Самбери» оперирует тремя распределительными центрами в Хабаровске, одним – во Владивостоке и кросс-докинговым складом в Благовещенске, развивает собственное производство.

По оценке генерального директора «INFOLine-аналитика» Михаила Бурмистрова, сумма сделки на покупку сети «Самбери» может составлять 6,6–8,3 млрд рублей, а на покупку всего актива – 20–25 млрд рублей.

«Покупочка»

X5 Group объявила о покупке 100% акций волгоградской компании «Тамерлан», в которую входят: дискаунтеры «Покупочка», дискаунтеры с расширенным ассортиментом алкогольной продукции «Покупалко» и супермаркеты «Га-га». В периметр сделки вошло 295 магазинов совокупной торговой площадью 124,2 тыс. кв. м, большая часть из которых работает в Волгоградской области. Помимо этого X5 Group получит права аренды в отношении распределительного центра в Волгоградской области общей площадью 30 тыс. кв. м.

«Виктория»

Компания X5 Group заключила сделку по приобретению компании «Виктория Балтия», управляющей магазинами «Виктория» в Калининградской области, Москве и Московской области, и магазинами «Дешево» в Калининградской области, а также двумя распределительными центрами и гипермаркетом «Кэш» в Калининграде. В периметр сделки вошли 118 магазинов совокупной торговой площадью 92 тыс. кв. м, включая арендованные объекты. Также в собственность к X5 Group перешли два распределительных центра в Калининградской области общей площадью 14,2 тыс. кв. м.

«Амба»

X5 Group объявила о покупке магазинов сети «Амба», работающей в Хабаровском крае.

В результате сделки сеть «Пятёрочка» получила права долгосрочной аренды 71 магазина общей торговой площадью 49,122 тыс. кв. м. Теперь в помещениях «Амба» откроются магазины «Пятёрочка»: 43 – в Комсомольске-на-Амуре, 14 – в Хабаровске, 14 – в крупных районных центрах Хабаровского края. До конца I квартала 2024 года все эти объекты будут реконструированы и заработают в современной концепции сети от X5 Group. Напомним, что первые магазины «Пятёрочка» в Хабаровском крае открылись в марте 2023 года, – планируется, что к началу 2024 года в регионе будет работать 100 магазинов сети.

«Гроздь»

X5 Group достигла договоренностей с компанией «Центр реструктуризации» об открытии магазинов «Пятёрочка» в помещениях продуктовой сети «Гроздь». В рамках сделки «Пятёрочка» получила права долгосрочной аренды на более чем 100 магазинов «Гроздь», из которых 70 работают в Саратове, 14 – в Энгельсе, остальные – в крупных районных центрах Саратовской области. Совокупная торговая площадь составляет почти 37 тыс. кв. м. Магазины будут реконструированы в соответствии с современной концепцией «Пятёрочки».

«АндерСон»

«ВкусВилл» выкупил бренд и активы сети семейных кафе «АндерСон» оценочной стоимостью 600–800 млн рублей. По сообщению ритейлера, после покупки планируется продолжать развитие сети «АндерСон» по франшизе и усиление позиций на рынке общественного питания. Ранее у компаний уже были общие проекты: в 2018 году «ВкусВилл» начал продавать десерты «АндерСон», а затем включил блюда из кафе в свой сервис доставки из ресторанов.

«Кулинарная лавка братьев Караваевых»

Компания «Нефтьмагистраль», развивающая сети АЗС и кафе «Гурманика», приобрела сеть городских кафе «Кулинарная лавка братьев Караваевых». В купленную сеть входит более 40 заведений, работающих в стрит-ритейле Москвы.

KazanExpress

«Магнит» закрыл сделку по покупке маркетплейса KazanExpress и планирует приступить к интеграции этой площадки для запуска на ее основе собственного маркетплейса «Магнит Маркет».

Иван Федяков, генеральный директор INFOLine

«Продолжается активная консолидация рынка. За первую половину 2023 года доля десяти ведущих FMCG-ритейлеров увеличилась с 38,5 до 40,7%.

Сделки по покупке сетей проходят в закрытом режиме, давать оценки инвестиций в M&A сложно, потому что мультипликаторы, которые раньше могли быть использованы, – выручка компании, прибыль за последние три года и другие – сейчас не работают.

Ситуация выглядит так, как будто M&A вызваны только борьбой федеральных игроков за долю рынка, потому что она им очень нужна. Я бы сказал, доля важна, но она у них и так достаточно большая, и в целом бизнес федеральных игроков стабилен. А вот у региональных сетей гораздо больше проблем, многие находятся либо на грани, либо уже за гранью выживания, поэтому во многом сделки по поглощению связаны с тем, что региональные сети не в состоянии выдерживать конкуренцию и выживать в текущих условиях.

При этом идет давление властей в части контроля цен, сильно увеличились административные издержки на ведение бизнеса, население беднеет и следит за ценами. Выдерживать это давление региональным собственникам становится все сложнее и сложнее. Некоторые компании платят миллиарды рублей налогов, при этом почти не получают прибыли. И собственники задаются вопросом – какой смысл этого бизнеса, если, переваривая огромные денежные потоки, они по итогам года почти ничего не могут оставить на развитие. Компании вынуждены продаваться, потому что не видят для себя перспективы дальнейшей работы.

Лично для меня наиболее знаковыми стали покупка «Монетки» «Лентой» и «Слаты» с «Красным Яром» – Х5 Group. В Сибири остались такие сильные сети, как «Командор» и «Мария-Ра», но неизвестно, сколько они еще протянут и смогут ли дальше сопротивляться федеральным игрокам. Пока федеральные игроки упрочили свою позицию и еще сильнее консолидировали рынок. И чем дальше, тем больше будет эта доля, потому что они уже набрали высокие темпы и в ближайшее время не планируют останавливаться».

Игроки, покинувшие рынок

«Елисей»

Екатеринбургская сеть «Елисей» ушла с рынка после 23 лет работы, не выдержав ценовой конкуренции с федеральными сетями. В 2015 году ритейлер управлял 30 магазинами, развивал собственное производство, в 2019 году сеть сократилась до 22 точек, к концу 2021-го насчитывала 7 точек, и к осени 2023 года оставалось всего 4 магазина. Теперь все помещения сданы в аренду.

Сеть работала с начала нулевых, развивала собственное производство, выпекала свежий хлеб и варила пиво. На пике развития в нее входило 30 супермаркетов. Собственник Александр Оглоблин был полностью погружен в операционные процессы, повышал свои компетенции, ездил учиться в другие регионы и за границу, вступал в региональные союзы. В своем аккаунте Александр Оглоблин написал, что уходит, потому что не выдержал ценовую конкуренцию с федеральными игроками.

«Лэнд»

Питерская сеть премиальных супермаркетов «Лэнд» закрыла последние магазины. Сеть работала в Санкт-Петербурге с 1998 года. Развивала прямой импорт и собственное производство. Эмбарго в 2014 году существенно сузило ассортимент сети. Со временем проблемы усугублялись, так, в 2018 году поставщики стали жаловаться на задержку оплаты, а в 2019-м начали подавать иски. В пандемию компания закрыла три флагманских магазина, располагающихся в центре города. Продолжали поступать иски от поставщиков. В начале 2022 года в городе работали последние пять магазинов сети, которые с осени стояли с полупустыми полками из-за проблем с поставками товаров. По мнению аналитиков, внешние обстоятельства застали «Лэнд» врасплох – ритейлер не смог адаптироваться к продовольственным контрсанкциям и последствиям пандемии.

Локальные аптеки

С начала 2023 года с российского рынка ушло около 50 локальных аптечных сетей, также снижается доля несетевых аптечных точек. Например, пермская сеть «Аптека от склада», насчитывающая почти 800 аптек в 24 регионах, закрыла свои точки в Перми, Новосибирске, Тюмени, Ямало-Ненецком автономном округе и Омске. Закрытия связаны с банкротством фармацевтического дистрибьютора «Годовалов», которому принадлежат «Аптеки от склада». Сеть была открыта в 2009 году и по итогам II полугодия 2023 года занимала 20-е место в рейтинге крупнейших по обороту аптечных сетей DSM Group с выручкой 6,7 млрд рублей.

Вышли на рынок

«Первый выбор»

«Магнит» запустил формат жестких дискаунтеров B1 или «Первый выбор». По концепции формат приближен к классическим европейским дискаунтерам и ориентирован на потребителей, «не приемлющих компромиссов в качестве, но стремящихся к рациональным покупкам». Ассортимент жестких дискаунтеров B1 более узкий, чем ассортимент уже работающих мягких дискаунтеров «Моя цена», при этом около 50% занимают товары под СТМ . В перспективе для жестких дискаунтеров будут созданы собственные СТМ.

«Мой Ашан»

«Ашан» запустил сеть магазинов «Мой Ашан», ассортимент которых на 90% состоит из товаров собственных торговых марок «Каждый день», «Красная птица» и «Золотая птица». Доля непродовольственных товаров составляет 4% и покрывает базовые потребности покупателей. В настоящее время «Ашан» имеет уже более 5 тыс. артикулов СТМ во всех товарных категориях и ценовых сегментах. Только за 2022 год сеть выпустила более 1,5 тыс. наименований СТМ и продолжает наращивать ассортимент во всех ценовых сегментах.

«Около»

X5 Group разработала концепцию франчайзинговой сети малых магазинов «Около», и в конце декабря 2023 года запустила первый магазин в одном из домов жилого комплекса «Саларьево парк». В ассортименте магазина – продукты, алкоголь, бытовая химия, горячий кофе и выпечка. Часть товаров продается по акции «оптом дешевле».

«Пыжикофф»

Компания «Галамарт» открыла первый дискаунтер «Пыжикофф» и объявила о намерении развивать сеть. До конца 2023 должно было открыться 30 магазинов в Москве и области, но пока работает лишь один. Сайт сети тоже не запущен. В ассортименте магазина – посуда, малая бытовая техника, товары для ухода за одеждой, канцелярия, галантерея, домашний текстиль, снеки и напитки.

«Ещё»

Группа «Детский мир» открыла в Москве первый магазин низких цен «Ещё». В ассортименте – около 4 тыс. SKU товаров повседневного спроса, из них более 2 тыс. SKU продаются по цене ниже 99 рублей. Наряду с продуктами питания, включающими хлеб и слабоалкогольные напитки, представлен ассортимент одежды и обуви, косметики, средств по уходу за домом, аксессуаров, бытовых мелочей и товаров для детей. Площадь торгового зала составляет порядка 600 кв. м.

«Долькин»

Корпорация «Гринн» открыла магазин низких цен «Долькин», позиционирующийся как приветливый дискаунтер с ярким фирменным стилем. «Гринн» занимается развитием торговых центров в Белгороде, Брянске, Курске и Орле, управляет сетью продовольственных гипермаркетов «Линия» в разных городах России и строит новые торговые объекты.

«Агрокомплекс Выселковский»

«Агрокомплекс» имени Н.И. Ткачева вышел на рынок ритейла Москвы, открыв первый магазин сети под вывеской «Агрокомплекс Выселковский». В будущем агрохолдинг планирует открывать новые торговые точки ежемесячно. В них будет представлена кубанская продукция под брендами «Агрокомплекс Выселковский», «Николаевские сыроварни», Labinsk Beef, «Медведовские традиции». Основной объем свежей продукции в магазины Москвы и Московской области каждый день будет поступать из распределительного центра компании в Раменском районе Подмосковья, а туда в свою очередь доставляться напрямую с производственных площадок Краснодарского края. Торговые точки будут открываться в формате магазин у дома в помещениях до 150 кв. м в спальных районах столицы и предлагать ассортимент до 3 тыс. товаров.

«Гуд лакк»

Бывшие поставщики Ikea запустили новую сеть мебельных магазинов «Гуд лакк». Уже открыт первый магазин в БЦ «Румянцево», планируется открыть 1000 магазинов «Гуд лакк» в России и Беларуси.

IDOL (I do Life)

Melon Fashion Group запустила свой пятый бренд – IDOL (I do Life). Ассортимент включает мужскую и женскую одежду, обувь и аксессуары. Бренд использует премиальные материалы, тщательно прорабатывает крой и уделяет особое внимание фурнитуре и аксессуарам. Основа коллекций – изделия из мягкой шерсти, кашемира и смесовых материалов. Для нового бренда были привлечены новые поставщики, работающие с премиальными материалами и международными брендами.

«Да дому»

В «Мега Екатеринбург» открылся первый в России концепт-стор. Площадь стора – 230 кв. м, в ассортименте более 550 позиций – товары для дизайна интерьера, домашняя одежда, посуда, постельное белье и пр. Вся продукция создана специально для проекта «Да дому».

«Ремарк»

Бывший топ-менеджер универмага «Цветной» Ирина Рябко запустила сеть мультибрендовых магазинов «Ремарк». Первая точка в апреле заработала в Outlet Village «Белая Дача», а вторая открылась в декабре в ТРЦ «Cаларис». Ранее ритейлер планировал также запустить онлайн-магазин. Ассортимент магазинов сети состоит из одежды, аксессуаров и товаров для дома локальных и международных брендов. Участники рынка полагают, что такой подход может заинтересовать западные бренды, которые не хотят полностью уходить из России, а поставки коллекций осуществляют через посредников.

«Вокзалы России»

Компания «РЖД» занялась развитием сети кофеен «Вокзалы России». Первые 14 точек заработали на московских и региональных вокзалах. Все кофейни имеют единый фирменный стиль и стандарт работы, продают кофе, чай, выпечку, шоколад, пиццу, хот-доги и другое. До конца 2023 года компания планировала увеличить их количество в два раза.

«100»

«Мираторг» запустил сеть ресторанов быстрого питания «100». Первый ресторан заработал в городе Одинцово Московской области. Меню включает не только традиционный набор фастфуда, но и стейки. Блюда приготовлены из продуктов собственного производства «Мираторга». Решение о масштабировании проекта будет приниматься при достижении целевых показателей первой точкой.

Just Clothes

Компания Lady & Gentleman City запустила новую сеть Just Clothes по продаже одежды под собственными торговыми марками и к концу года открыла 10 магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Самаре, Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде, а также интернет-магазин с возможностью доставки по всей России.

Yollo

Genesis Fashion Group вывела на рынок новый бренд одежды для женщин, мужчин и детей Yollo. В планах – открывать новые магазины сети по всей России. Ассортимент Yollo строится по принципу комбинаторики, где все предметы гардероба сочетаются между собой.

Международные fashion-бренды

По подсчетам IBC Real Estate, в 2023 году на российский рынок вышло 22 новых международных бренда, причем 18 из них открылись в первом полугодии 2023 года, и это на 64% больше, чем во второй половине года. В этом году, впервые с 2019 года, в динамике выхода международных брендов на российский рынок наблюдается рост. По сравнению с 2022 годом новых брендов стало в два раза больше.

В структуре новых брендов по профилю 73% реализуют fashion -продукцию. Если смотреть по происхождению, то в 2023 году на российский рынок вышло 9 турецких брендов, 4 из ОАЭ и 3 из Республики Беларусь. Кроме того, магазины в России открыли новые бренды из Австралии, Германии, Италии, Кыргызстана, Финляндии и Эстонии. При том, что первое место по количеству вышедших марок принадлежит Турции, лидером по количеству открытых магазинов по всей России является ОАЭ.

Например, турецкий бренд Club вышел на российский рынок, открыв сразу 3 магазина в ключевых торговых центрах Москвы – «Авиапарк», «Метрополис» и «Афимолл Сити». Бренд планирует открывать магазины и в других ТЦ столицы.

Стало известно, что иранские fashion-бренды ведут переговоры с российскими торговыми центрами, среди них производители нижнего белья Abbas и Rasoul, Hassan, Romina, Kiana, женской одежды – Samira, Jila, джинсовой одежды – Alireza и т.д.

Bershka вернулась в Россию под названием Ecru, а Zara – под брендом Maag. При этом на работу принимали прежних сотрудников. В магазинах продается одежда, произведенная на китайских и турецких заводах.

Ирина Болотова, эксперт по оптимизации магазинов «Про.Сторы»

«Покупка «Монетки» – крупная сделка прошлого года, получилось, что гигант купил гиганта. Для «Ленты» это хороший ход, так как дискаунтеры сейчас – на подъеме. При этом покупка не только усилит, но и усложнит портфель «Ленты», потому что теперь придется управлять всеми основными форматами. Плюс у сетей разная айдентика, которую надо будет трансформировать. Много приобретений в этом году было у X5 Group, куплены сети «Тамерлан», «Виктория» и «Дешево», с этим добавилось много внутренней работы по интеграции и трансформации, появился челлендж – как объединить разные бизнесы, команды и форматы. Для рынка такие изменения являются позитивным процессом, обновляются магазины, закупается оборудование, внедряются сервисы, все это тоже будет двигать ритейл вперед.

В фокусе дальнейшей экспансии сетей будут Сибирь и Дальний Восток.

Долгое время там активно развивался региональный ритейл, федералов останавливала сложная и дорогая логистика, плюс там – малая плотность населения: например, в Забайкалье проживает меньше миллиона человек, на всей территории Дальнего Востока – примерно 8 млн человек, притом что эти территории составляют больше 40% площади России.

В Сибири – невысокие доходы населения. Но сейчас все активно меняется. Приходят маркетплейсы Ozon, Wildberries, которые строят логистические центры, дают людям работу. В части регионов развивается оборонный сектор. Люди стали получать больше денег, вкладываться в ремонт, покупку техники, чаще ходить в кафе.

На Дальнем Востоке немного другая ситуация. Это самобытный регион, где всегда были сильные региональные сети. Но и туда уже вышла «Пятёрочка», там «Магнит» договаривается о выкупе ключевого игрока региона «Самбери».

Региональные сети готовятся к приходу федеральных игроков, прокачивают себя – наращивают собственное производство, модернизируют магазины, работают над созданием атмосферы».

Валерия Миронова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами