Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Гигант китайского ритейла
Это история о том, как Auchan, Alibaba и Ruentex Group создали крупнейшую сеть гипермаркетов в Китае – RT-Mart, принадлежащую Sun Art Retail Group (高鑫零售). Выручка компании за 2017 г. превысила $14,3 млрд. Поглощение маленьких сетей, доставка за час, беспилотные магазины — об этих и других составляющих успеха ритейлера речь пойдет в нашем материале.
Sun Art Retail Group (高鑫零售), основанная в 1997 году, это совместное предприятие французского Auchan (36% акций), китайского Alibaba (36%) и тайваньского Ruentex Group (4,6%).
В 2017 г. выручка Sun Art Retail Group составила $14,3 млрд (102 млрд юаней), что на 1,9% больше показателей 2016 года.
В середине 2018 года сеть RT-Mart насчитывала 395 интегрированных гипермаркетов в Китае с общей площадью 9,9 млн кв. метров. Численность сотрудников — более 147 тыс. человек.
От текстиля к ритейлу
История Sun Art Retail Group начинается в Шанхае в 1943 г. с производства и торговли текстилем. В 1945 г. компания перемещается на Тайвань, так как материковый Китай охвачен гражданской войной. Тогда компания называлась Runtai Global, а с 1976 г. сменила название на Ruentex Group (润泰企业集团). В 60-ые годы компания вышла за рамки своего бизнеса и начала проникать в самые разные сферы тайваньской экономики — начиная от страхования и заканчивая строительством.
В том числе Ruentex Group начал открывать магазины и заниматься розничной торговлей, пока в 1996 г. полностью не переориентировалась на ритейл, основав сеть гипермаркетов RT-Mart (大润发). Уже в 1997 г. RT-Mart выходит за пределы Тайваня открывает первый гипермаркет RT-Mart в Шанхае.
Стремясь расширить бизнес, Ruentex Group объединяется с другим тайваньским ритейлером Treasure Island Shopping Center и активно выходит на рынок материкового Китая, благодаря чему доходы компании начали резко расти. Так, уже в 1999 г. доходы RT-Mart достигли 24 млрд юаней ($3,3 млрд).
Объединение с Auchan
Судьбоносным для тайваньской компании стал 2000 г., когда Ruentex Group начала сотрудничать в Китае с тогда уже развивающейся на международном рынке компанией Auchan. В декабре 2000 г. Ruentex Group и Auchan подписали соглашение, согласно которому 67% акций RT-Mart стали принадлежать французской компании. Тогда же было принято решение основать совместную холдинговую компанию Sun Art Retail Group, штаб-квартира которой располагается в Гонконге.Магазины Auchan начали открываться в материковом Китае вместе с RT-Mart, отделения обеих сетей в Китае принадлежали Sun Art Retail Group.
Французский ритейлер по сути оказался «спасательным кругом» для Ruentex Group, так как именно на рубеже XXI века вся Азия переживала тяжелый финансовый кризис, и тайваньская компания столкнулась с дефицитом финансирования. Одновременно для Auchan объединение с Ruentex Group позволило выйти на еще неосвоенный западными ритейлерами китайский рынок.
Путь к успеху
Одна из главных причин успеха RT-Mart заключается в расширении магазинов путем поглощения местных несетевых магазинов.
К 2008 г. RT-Mart открыл уже более 100 гипермаркетов по всему Китаю, добившись роста выручки на 31% до 33,5 млрд юаней. А через два года доходы компании выросли до 50,2 млрд юаней, что сделало RT-Mart самым быстрорастущим ритейлером в 2010 г.
В конце 2013 г. Sun Art Retail Group запустил платформу для электронной коммерции Feiniu.com, что также ускорило темпы роста компании.
Уже в 2016 г. объединенная компанией Sun Art Retail Group сеть гипермаркетов RT-Mart и Auchan China стала самой крупной в Китае, и удерживает эти позиции уже третий год подряд. К концу первой половины 2018 г. RT-Mart насчитывал 395 интегрированных гипермаркетов в Китае с общей площадью застройки 9,9 млн кв. метров.
Свежее, дешевое, качественное и выгодное
В гипермаркетах RT-Mart посетители могут купить практически все: бытовую технику, электронику, книги, одежду, предметы интерьера, косметику, товары для детей и продукты питания. Каждый продуктовый отдел обустроен собственными пекарнями и фудкортами, где готовят блюда китайской, гонконгской и тайваньской кухни. В зависимости от расположения торгового центра в нем могут размещаться автомастерские, почтовые отделения, круглосуточные магазины и аптеки.
Девиз RT-Mart — «Свежее, дешевое, уютное и выгодное» (新鲜、便宜、舒适、便利). Сеть супермаркетов пытается следовать своей философии.
Так, «свежесть» объясняется не только буквально, как свежесть продуктов питания, но и как новизна и качественность товаров домашнего обихода и одежды.
С «дешевизной» все проще — благодаря сотрудничеству с Auchan RT-Mart продает не только китайские, но и зарубежные товары по невысоким ценам.
А вот «удобство» RT-Mart объясняет уже с традиционными для Китая отсылками к феншую. Так, построение торговых рядов магазин основывает на каллиграфии иероглифа 丰, где вертикальная линия — главный проход магазина, а три горизонтальные линии — товарные ряды. Так строится «география» как всего торгового центра, так и всех магазинов, которыми он наполнен. Кроме того, 丰 в переводе с китайского означает «богатый» – довольно символично.
Замыкающая же составляющая девиза — «выгода» — исходит из сочетания первых трех обязательных признаков RT-Mart.
Присоединение Alibaba к конгломерату
В ноябре 2017 г. гигант китайской электронной коммерции Alibaba приобрел 38,18% акций Sun Art Retail Group. Благодаря этому компания Ма Юня получила выход на физические магазины Китая.
«Физические магазины играют незаменимую роль для потребителей, и они должны быть усовершенствованы за счет использования интернет-технологий и персонализированных услуг в цифровой экономике», — заявил исполнительный директор Alibaba Даниэль Чжан после покупки акций Sun Art Retail Group.
Что поменялось с приходом Alibaba?
Лидер электронной коммерции начал оживлять онлайн-платформу Feiniu.com. Основанная еще в 2013 г., когда интернет-торговля только начинала пронизывать китайский рынок, особых успехов она не добивалась, отставая от JD.com, сотрудничающего с Walmart.
«Часовая» доставка
В марте 2018 г. Sun Art Retail Group вместе с Alibaba запустили специальную «часовую» доставку (淘鲜达) на Feiniu.com, когда товар доставляется заказчику в течение часа. Такая быстрая доставка уже пользуется большой популярностью у китайских потребителей. Чаще всего на «часовой» доставке заказывают скоропортящиеся продукты питания.
Источник: YouTube-канал Auchan Retail
Беспилотные «Ашаны»
Также в мае 2018 г. Китай начали заполнять беспилотные малогабаритные магазины Auchan One Minute. Двери в такие магазинчики открываются только тогда, когда клиент сканирует QR-код своего аккаунта WeChat. Покупатель выбирает необходимые продукты и самостоятельно оплачивает их со своего мобильного телефона. В телефоне он же может узнать цену, срок хранения и пищевую ценность продукта. Вся оплата проводится через Alipay — платежную систему Alibaba. К августу 2018 г. по всей Поднебесной открылось уже 200 отделений Auchan One Minute.
Лавки TMall
Уже несколько лет Alibaba, не раз отмечающий важность физических магазинов, продвигает проект TMall Little Store (天猫小店). Суть проекта очень проста: Alibaba «оцифровывает» небольшие независимые магазины, предлагая им включаться в программу TMall Little Store. Alibaba пополняет ассортимент таких магазинов товарами, наиболее популярными у онлайн-покупателей TMall в регионе/районе, где расположен магазин. Благодаря сотрудничеству с Sun Art Retail Group, многие лавки и небольшие магазинчики, обычно располагающиеся при входах в гипермаркеты, «одеваются» в атрибутику TMall и тем самым способствуют развитию сектора физических магазинов Alibaba.
Сила — в сотрудничестве
Sun Art Retail Group представляет собой отличный пример успешного сотрудничества ритейлеров разных профилей из разных стран. Благодаря опыту Auchan, Sun Art Retail Group развил сеть гипермаркетов по всему Китаю. Инновационный подход Alibaba позволил «оцифровать» успехи физических магазинов компании и продвигаться одновременно по пути электронной коммерции. Все это делает Sun Art Retail Group на данный момент крупнейшей сетью гипермаркетов в КНР.
Сергей Рыбачук, Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?