Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Географические тренды экспансии ритейла в РФ
В рамках исследования перспективных регионов РФ для развития розничных торговых сетей все субъекты были проанализированы на предмет двух составляющих:
- Сводный индекс развитости
- Емкость рынка
При определении Сводного индекса изучались 4 показателя:
- Уровень жизни — соотношение зарплат и прожиточного минимума.
- Плотность населения на кв.км.
- Доля торговых сетей в общем объеме розничной торговли (ОРТ).
- Наличие логистических узлов в регионе.
Порядок и структура лидеров слегка изменились, возможно, за счет иного способа расчета показателя (доходы в 2014, зарплаты в 2018), однако на верхнем уровне можно сказать, что лидерами по уровню жизни являются две столицы, ЯНАО и дальний восток.
Top-5 по уровню жизни (2018) | Top-5 по уровню жизни (2015) |
---|---|
Ямало-Ненецкий автономный округ | Москва |
Сахалинская область | Ямало-Ненецкий автономный округ |
Санкт-Петербург | Санкт-Петербург |
Москва | Республика Татарстан |
Чукотский автономный округ | Ненецкий автономный округ |
Структура субъектов-лидеров по плотность населения поменялась лишь за счет появления города федерального значения Севастополь. При этом, как и прежде Москва и Питер — самые густо населенные города РФ.
Top-5 по плотности населения (2018) | Top-5 по плотности населения (2015) |
---|---|
Москва | Москва |
Санкт-Петербург | Санкт-Петербург |
Севастополь | Московская область |
Московская область | Республика Ингушетия |
Республика Ингушетия | Республика Северная Осетия — Алания |
СПб и Ленинградская область до сих пор остаются в пятерке лидеров по доле торговых сетей в общем обороте розничной торговле, при этом остальной состав топ5 субъектов по этому показателю поменялся:
Top-5 по доли торговых сетей в общем ОРТ (2017–2018) | Top-5 по доли торговых сетей в общем ОРТ (2014–2015) |
---|---|
Ленинградская область | Санкт-Петербург |
Новгородская область | Ленинградская область |
Санкт-Петербург | Республика Адыгея |
Владимирская область | Мурманская область |
Томская область | Кемеровская область |
К субъектам, в которых расположены, логистические узлы добавились два региона — Татарстан и Крым
Логистические узлы (2017) | Логистические узлы (01.01.2015) |
---|---|
Москва | Москва |
Архангельская область | Архангельская область |
Калининградская область | Калининградская область |
Мурманская область | Мурманская область |
Санкт-Петербург | Санкт-Петербург |
Краснодарский край | Краснодарский край |
Астраханская область | Астраханская область |
Волгоградская область | Волгоградская область |
Республика Дагестан | Республика Дагестан |
Нижегородская область | Нижегородская область |
Свердловская область | Свердловская область |
Иркутская область | Иркутская область |
Новосибирская область | Новосибирская область |
Приморский край | Приморский край |
Республика Татарстан | |
Республика Крым |
На основе выше перечисленных показателей был выведен сводный индекс развитости регионов. В пятерку лидеров в этом году все также фигурируют Москва, СПб и Татарстан, а также добавились ЯНАО и ненецкий АО.
Сводный индекс (2018) | Сводный индекс (2015) |
---|---|
Москва | Москва |
Ямало-Ненецкий автономный округ | Санкт-Петербург |
Санкт-Петербург | Мурманская область |
Республика Татарстан | Волгоградская область |
Ненецкий автономный округ | Республика Татарстан |
Емкость рынка или суммарные денежные средства населения — второй показатель для определения перспективных регионов. За несколько лет пятерка лидеров не изменилась, поэтому ниже представлена информация только на 2017-2018 год. Ожидаемо, наибольшая емкость рынка у субъектов с наибольшей численностью населения.
Top-5 по емкости рынка (2017-2018) | Емкость рынка, руб. |
---|---|
Москва | 992 718 781 512 |
Московская область | 346 445 921 430 |
Санкт-Петербург | 303 210 168 811 |
Краснодарский край | 172 604 588 935 |
Свердловская область | 149 093 845 358 |
В 2015 лидеры те же и в том же порядке.
На основе сводного индекса развитости региона и емкости рынка в нем, были выведены наиболее перспективные регионы:
Перспективные регионы 2018 | Перспективные регионы 2015 |
---|---|
Иркутская область | Краснодарский край |
Кемеровская область | Москва |
Краснодарский край | Московская область |
Москва | Нижегородская область |
Нижегородская область | Новосибирская область |
Новосибирская область | Республика Дагестан |
Республика Татарстан | Республика Татарстан |
Санкт-Петербург | Санкт-Петербург |
Свердловская область | Свердловская область |
Таким образом, наиболее перспективными регионами с точки зрения розничной торговли в 2017–2018г. стали преимущественно крупные регионы западной, южной и средней частей России. В целом список перспективных регионов за несколько лет изменился незначительно: на смену Московской области и Дагестану пришли два субъекта из сибирского федерального округа — Иркутская и Кемеровская области. В остальном, лидеры остались прежними, однако уже визуально на карте можно увидеть небольшую тенденцию к постепенному смещению в сторону средней части России (как раз за счет Кемеровской и Иркутской областей).
«За эти годы наблюдалась борьба лидеров рынка в сегменте FMCG, наблюдалась консолидация игроков, есть заметные M&A сделки за эти годы, в том числе и в сегменте DIY, — отмечает генеральный директор Центра пространственных исследований, Денис Струков, — в сегментах non-food влияние e-commerce усиливается, а платежеспособность населения, хоть и неравномерно, но снизилась. В итоге, на наш взгляд, в краткосрочной перспективе будет наблюдаться замедление темпов органического роста торговых точек Центральной части России, однако, исходя из особенностей развития регионов России, географической «инерционности», в ближайшие годы продолжится экспансия ритейла на юг и восток. Это заметно по нашим запросам по оценке локации. Еще один позитивный тренд для роста в регионах — это поддержка малого предпринимательства со стороны государства, что заставляет многих ритейлеров рассматривать или даже вернуться к франчайзинговым схемам развития. Крупным ритейлерам в долгосрочной перспективе, следует тщательно взвешивать стратегию выбора экспансии между этими регионами: рискованный, но привлекательный Крым, который стал ближе к России или Дальний Восток, который ближе к Китаю? А, может, ритейлеры построят стратегии по развитию в страны СНГ и дальнего зарубежья, а Дальний Восток и Юг России так и останется самобытным, насыщенным, в основном местными игроками? Что выберут лидеры российской торговой розницы — поживем, увидим».
Исследование не является полным и не учитывает многих факторов и данных. Более подробный и вдумчивый анализ может улучшить динамику и более конкретизировать географические тренды по муниципальным образованиям РФ, понять специфику территорий, населения, использовать также и новые данные и знания о целевой аудитории от качественно новых источников, в т. ч. Big Data, которые формируются на рынке.
Кроме того, следует принимать во внимание, что компании, использующие платформы класса ERP, BI, CRM, в том числе, на базе программных продуктов «1С», могут самостоятельно проводить подобного рода анализ на базе собственной аналитики и внешней геоаналитики api.geointellect, которая интегрируется с ПО семейства «1С».
Скачать результаты исследования в инфографике можно по ссылке.
Также читайте статью «Ошибки в геомаркетинговых исследованиях уровня доходов».
Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?