Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Галицкий покидает «Магнит». Что стало причиной? Личные мотивы, или бизнес-необходимость?
Разбору крупнейшей новости российского ритейла, а именно продаже своего пакета акций «Магнита» Сергеем Галицким, посвящено уже большое количество обзоров в СМИ, в основном касающихся экономических причин данной сделки: много вспоминают те операционные проблемы, которые преследовали сеть последние 2 года, последовавшее падение акций ритейлера, отказ от дивидендов и т. д.
Из этих факторов делается логичный вывод, что уход Галицкого с поста генерального директора был скорее вынужденным, что он косвенно на своём выступлении в Сочи и подтвердил, когда сказал, что акционеры имеют отличное от него видение дальнейшего развития. На фоне всей этой информации, от большинства обозревателей, а значит и из общественного мнения, исчезает очень важный фактор – личный, связанный с самим Галицким.
«Был период, когда я каждый день хотел ложиться спать и просыпаться, чтобы заниматься бизнесом, но когда тебе уже 47-48 лет, к сожалению, <…>, тебе уже немного всё равно – EBITDA 9,7 % или 9,8 %. Потому что это уже немного не осязаемые вещи. <…> Сейчас уже нет тех эмоций, которые были 5 или 6 лет назад. Сейчас если бы мог, я бы занимался только футболом» — признавался Галицкий в своём выступлении в марте 2016 года в Сколково.
Как случилось так, что человек такой невероятной работоспособности и гибкости мышления как у Галицкого к 50 годам так открыто заявляет о своей усталости от бизнеса и потери страсти к делу всей жизни? Я думаю ответить на этот вопрос возможно, даже для стороннего наблюдателя, благо основатель «Магнита» долгое время вёл достаточно публичную жизнь в части своих размышлений и взглядов на вещи.
Вообще, выступление в Сколково, стало разительным контрастом Галицкому образца 2012-2014 годов. Личный твиттер и интервью которого за тот период по праву можно считать кладезью бизнес-мысли. Галицкий был очень активен в социальной сети, откровенно и гордо говорил о наконец-таки реализованной цели – обогнать X5 по объёму выручки, что и произошло в 2013 году. Говоря о своих личных качествах, он всегда признавал за собой высокую скорость мышления. В этом плане самым показательным остается его выступление в 2013 году в МГУ. На свои слова о том, что его ключевое качество – это поиск вариантов и быстрота мышления, он получил из зала вопрос: «Сергей Николаевич, 368 умножить на 242?». На что Галицкий не запинаясь ответил: «Дайте мне калькулятор».
Думаю, та огромная энергетика, которую многие следящие за Галицким в тот период могли наблюдать благодаря его активности и открытости, во многом была обусловлена той предпринимательской, осязаемой целью, которой основатель Магнита был поглощен – а именно, конкуренцией и перманентным ростом, который на тот момент компания ввиду относительной свободы рынка могла показывать.
Но масштаб компании, в которую вырос «Магнит» к тому времени, начинал требовать другого подхода.
Говоря уже немного о тривиальном диагнозе проблем всего российского бизнеса с 2014 года – после времени безудержного экстенсивного роста с начала 00-ых годов, начинал требоваться рост интенсивный, когда нужны не риск и умение принимать быстрые глобальные решения, а выстраивание процессов и внутренней эффективности.
В подкрепление, вот мысли самого Галицкого на этот счёт:
«Я всё равно не менеджер больше, предпринимательская часть во мне сильнее, чем ежедневные рутинные функции. Для меня совещания — это наказания... <...> Это не моё: я слишком импульсивный для такого ежедневного труда. И я надеюсь, что я найду такого человека на своё место, но пока я не найду, я буду работать» (Сколково, 2016).
Отсюда и те операционные проблемы, которые сейчас все выделяют: проблемы с доступностью товара на полках и низкий клиентский сервис, выраженный в устаревшем и медленно обновляемом дизайне магазинов. Это те проблемы, которые практически невозможно «взять» предпринимательской хваткой, а только мощным ежедневным и скрупулезным менеджментом внутри компании. Как многие отмечают, сталкиваясь с работой с «Магнитом» даже в личном опыте - компания своими процессами и прогрессивностью не отличалась никогда.
Всё это наложилось на колоссальное падение покупательской способности населения и снижение потребления после кризиса 2014 года. Здесь кстати, особенно примечательна реакция того, — «не уставшего» — Галицкого в декабре 2014 года разместившего твит со следующим текстом:
«Жизнь она не на долларе держится, а на интересе к ней и плевать что будет с долларом (в разумных пределах).» (Твиттер Галицкого, 23.12.2014). Оптимистический настрой виден не вооруженным взглядом.
Исчез же Галицкий из общественного пространства летом 2015 года: ушёл из Твиттера и полностью ограничил личные интервью. Чуть позже начали появляться первые сообщения о его намерении постепенного выхода из сети — продажа по 1 % акций ежегодно. Это достаточно легко объяснялось его постоянными упоминаниями о нехватке денежных ресурсов на реализацию личных проектов.
Ежегодное содержание команды РФПЛ (ФК «Краснодар») ему ориентировочно стоит около 3 млрд. рублей. И это без инвестиций и содержания одной из передовых футбольных академий в России, где учатся более 10 000 детей. Добавьте к этому строительство ультрасовременного стадиона стоимостью 20 млрд. рублей. Становилось ясно: дивидендных выплат на это не хватает.
С учётом всего выше сказанного, Галицкий планировал уход из Магнита. Возможно не такой скоропалительный, но в условиях внешних факторов – намеренный выход произошёл быстрее.
Отдельный большим обсуждением сейчас является вопрос: почему ВТБ? Ряд обозревателей склоняются в пользу популярной в последнее время риторики о том, что государственные институты стремятся к вмешательству в ритейл. Ответ: да, стремятся — путем законодательных и регулирующих инициатив, но точно не посредством входа основным акционером в капитал крупнейших сетей.
Покупку пакета Галицкого именно структурой ВТБ объясняет другое: когда главный акционер крупнейшего ритейлера страны выходит на рынок с желанием избавления от своего пакета, государство, в условиях до сих пор действующей доктрины продовольственной безопасности (обеспечения себя критичным для потребления объёмом ключевых продуктов питания отечественного производства) и курса на импортозамещение, не может допустить покупку такого пакета не проверенным инвестором.
Роль ВТБ в этой сделке — максимально тщательно провести транзит этого пакета акций до стратегического инвестора, намерения которого касательно будущего сети будут максимально прозрачны. Скорее всего, в среднесрочной перспективе (которую ВТБ означает как 2-5 лет) ВТБ останется в капитале «Магнита» так же как в «Ленте» — с миноритарным пакетом.
Что дальше для самого Галицкого? Помимо детского футбола, который основатель «Магнита» продолжает сверхуспешно развивать, и той меценатской деятельности, которую он по отношению к родному городу Краснодару ведёт — дальнейшим логичным шагом для людей такого масштаба стала бы политическая карьера, даже если и на региональном уровне.
Вот только сам основатель «Магнита» на этот вопрос не раз признавался — что нет для него ничего страшней, чем говорить то, что от него требуется, а не то, что он думает. С момента тех слов многое в общественном пространстве изменилось: становится ясно, что искренние лидеры могут вести за собой людей не хуже, а то и лучше, чем скрупулезно политкорректные политики – и за примерами далеко ходить не нужно. Так может поменяет своё мнение и сам Галицкий?
Кирилл Блатов, специально для Retail.ru

О рынке оптического ритейла, стратегии и развитии сети, онлайн-продажах очков и многом другом.