Всем понятно, что телевидение как коммуникационный канал теряет свои лидирующие позиции в пользу нового медиа — интернета. Минкомсвязи бодро рапортует о том, что более половины жителей страны пользуются интернетом, а широкополосным доступом к 2018 году будет охвачено 80% территории нашей огромной страны. Интернет становится все более обыденным и бытовым, и россияне все охотнее осваивают эту коммуникационную среду в применении к различным аспектам своей жизни, в частности к покупкам.
Не секрет также, что чем дальше расположен населенный пункт от Москвы и чем меньше его население, тем меньше ассортимент товаров доступный потребителю. Традиционная розница зачастую неспособна донести до потребителя все богатство ассортимента товаров, сокращая его для небольших населенных пунктов вплоть до товаров первой необходимости. И именно интернет-торговля является наиболее эффективным способом нивелировать эту ассортиментную дискриминацию регионов. Но готов ли молодой рынок онлайн-торговли к увеличивающемуся спросу со стороны потребителей?
Что касается Москвы и Санкт-Петербурга, в этих оплотах электронной торговли, обладающих товарно-логистической инфраструктурой, потребительский спрос довольно успешно удовлетворяется. И нужно отметить, качество сервиса год от года растет. Но для регионального потребителя тезисы об удобстве заказа через интернет, в лучшем случае, оказываются под сомнением. Местных интернет-магазинов или вообще нет, или они предлагают достаточно узкий ассортимент товаров. Столичные же интернет-магазины, только примеряются к работе с регионами — ведь при кажущейся простоте этот шаг требует от них пересмотреть существующие бизнес-процессы.
Интернет-магазин, работающий на федеральный охват, имеет возможность на себе прочувствовать, насколько в действительности огромна наша страна и насколько велика необходимость в модернизации транспортной инфраструктуры. Большие сроки доставки — это, прежде всего, необходимость в большом оборотном капитале и зачастую это становится основным препятствием для амбициозных планов региональной экспансии многих игроков рынка интернет-торговли. Поэтому так много разговоров о необходимости открытия региональных хабов, которые обслуживали бы регион присутствия. Выгоды очевидны — сокращение сроков доставки, что приятно и клиенту, и рост оборачиваемости капитала, что приятно продавцу. Но есть и минусы.
Малое количество интернет-магазинов в регионах — это не следствие нехватки предпринимателей или же отсутствия спроса со стороны потребителей, напротив, с этим все в порядке. Препятствием созданию местных интернет-витрин является то, что делает на данном этапе бессмысленным открытие хабов для столичных интернет-магазинов — неразвитость товарно-логистической инфраструктуры. Нет складов, нет достаточных таможенных мощностей, нет оптовых компаний. Товар так или иначе приходится закупать в Москве. Чем длиннее транспортное плечо до поставщика, тем больше издержки, связанные, прежде всего, с прогнозированием спроса. Отсутствие товара на месте или же накопление непродающегося стока «съедает» прибыль. И эти издержки нужно умножить на количество хабов, которые планируется открыть.
Безусловно, с течением времени, когда количество отправлений возрастет, строительство региональных дистрибуционных центров станет экономически оправданным, но на данном этапе, мне кажется, оптимальный путь — накапливать статистическую базу и трафик заказов, работая из Москвы. На этом этапе интернет-магазинам важно сосредоточиться на выстраивании ассортиментной матрицы. Необходимо уйти от парадигмы конкуренции с оффлайновыми ритейлерами, нужно таргетировать свое предложение для регионов с учетом «дыр» в их ассортименте. То есть необходимо развивать свою основную компетенцию — продажи. Тем более, что инфраструктура дистанционной торговли в России становится доступней.
Уже более десяти лет назад в Америке и Европе на стыке электронной коммерции и логистики образовалось новое направление бизнеса — фулфилмент. В российской бизнес-лексике «фулфилмент» — это относительно новый термин, еще режущий слух. Однако это закрепленное во всем мире обозначение бизнес-процессов дистанционной торговли, направленных на исполнение заказа. Этим термином обозначают процессы, связанные с физическим перемещением товара от поставщика к конечному клиенту: прием товара на склад, хранение, обработку заказа, комплектацию товаров в заказ, упаковку заказа, контроль доставки, управление возвратами. За этими процессами — технологии, склады, оборудование, люди — все основные издержки дистанционного торговца.
Собрать полный пазл удается не всем — стоимость всей этой инфраструктуры дороже, чем прибыль, которую многим игрокам удается извлекать из текущего объема продаж. Поэтому фулфилмент большинства игроков рынка интернет-торговли — это компромисс. В западных странах эта проблема снимается специализированными компаниями — фулфилмент-центрами, которые позволяют небольшим и средним компаниям пользоваться этим комплексом совместно.
На российском рынке это еще новая, перспективная и практически не занятая ниша. «Проложить дорогу» в регионы электронным торговцам могут как крупные фулфилмент-центры, ориентированные на интернет-магазины с большим оборотом, так и мелкие, «гаражные», оказывающие услуги тем, у кого обороты еще не столь велики, но есть, что предложить региональному покупателю.
Развитие этой отрасли — это будущее интернет-торговли. Ведь уже сейчас эксперты отмечают возрастающую активность наших соотечественников на зарубежных сайтах. Региональному покупателю зачастую получить заказ из Германии или Китая бывает быстрее, чем из московского интернет-магазина, у которого есть проблемы в собственном фулфилменте. Важно не упустить рынок, который все больше привлекает иностранных интернет-торговцев, как это произошло в Австралии, где до недавних пор абсолютное большинство заказов доставлялось из-за рубежа.
Алексей Жуков, директор по маркетингу фулфилмент-оператора «Бета продакшн»
Retail.ru