Декоративное изображение
22 381

Поделиться

Фудшеринг и бизнес: отдавать, продавать или выбрасывать продукты с истекающим сроком годности?

Российские ритейлеры подхватили набирающий популярность тренд на фудшеринг. Считается, что фудшеринг – репутационно и экономически выгодное направление, но в реальности это не совсем так: благотворительная раздача еды из-за уплаты НДС для бизнеса остается более затратной, чем утилизация. Коммерческий фудшеринг мало развит и не рекламируется в нашей стране. Тем не менее постепенно появляются разные проекты и форматы фудшеринга, благодаря социальной ответственности компаний, активности благотворительных фондов и новым розничным моделям.

Фото: «Банк еды «Русь»

Фудшеринг – это социально-экологическая технология перераспределения продуктов питания. Его задача – реализовать пригодную для потребления еду до того, как истечет ее срок годности, чтобы не утилизировать. В мире движение по спасению еды становится все более популярным, с одной стороны, из-за роста числа нуждающихся, с другой – из-за катастрофического увеличения пищевых отходов.

Фото: «Банк еды «Русь»

Согласно данным НИУ ВШЭ, в России объем пищевых отходов составляет 17 млн тонн в год, а стоимость этих продуктов оценивается в 1,6 трлн рублей. До 29% всех пищевых отходов приходится на магазины и организации общественного питания, рассказала Юлиа Назарова, президент благотворительного фонда «Банк еды «Русь». Ущерб для экологии и экономики помогает сократить фудшеринг, когда компании передают на благотворительность пригодные для употребления продукты с достаточным сроком годности, которые не успевают продать и планируют утилизировать. Фудшеринговые организации забирают эти продукты и передают тем, кто в них нуждается. Таким образом достигается двойной эффект – социальный и экологический.

«Потенциал фудшеринга огромен, – говорит Юлиа Назарова. – Эта технология способна не только существенно снизить количество пищевых отходов, но и полностью решить проблему доступа к базовым продуктам у людей в трудной жизненной ситуации. По нашим оценкам, если удастся использовать по назначению хотя бы 1,2 млн тонн продуктов, которые в ином случае превратились бы в пищевые отходы, то можно было бы обеспечить всех нуждающихся в стране людей и предотвратить выброс 5,5 млн тонн СО2. По данным Росстата за III квартал 2022 года, в России ниже границы бедности живут до 15,3 млн человек. Зачастую они испытывают трудности с покупкой даже необходимых продуктов питания: у 16% россиян на еду уходит почти весь заработок.

В этой связи наметились новые тренды ритейла, способные значительно дополнить стандартные модели реализации. Как показывает сложившаяся в мире практика, фудшеринг бывает благотворительным и коммерческим – можно раздавать безвозмездно, а можно продавать с существенной скидкой. На российском рынке развиваются обе модели.

Накормить нуждающихся

В благотворительном секторе фудшерингом, как правило, занимаются специальные сервисы и организации, которые забирают невостребованные продукты у бизнеса и передают людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. По данным РАЭК, около 90% фудшеринга в российском благотворительном секторе обеспечивает благотворительный фонд «Банк еды «Русь», который применяет фудшеринг с 2012 года и входит во Всемирную ассоциацию банков продовольствия.

Как рассказали в пресс-службе «Банка еды «Русь», производители, аграрии, рестораторы и ритейлеры бесплатно передают невостребованные качественные продукты для распределения среди нуждающихся. За 10 лет работы банк принял и передал нуждающимся 50 млн кг продуктов и товаров на сумму 8,5 млрд рублей, не допустил попадания 230 тыс. тонн СО2 в атмосферу.

В благотворительном секторе фудшеринга выделяется несколько направлений. 

Промышленный фудшеринг, в том числе агрофудшеринг, при котором производители продуктов отгружают со склада большие партии товара в банк еды или другие организации фудшеринга.

Розничный фудшеринг начал развиваться в России с 2015 года, когда заведения общепита стали передавать в банк еды нераспроданную еду с истекающим сроком годности. Летом 2022 года в России впервые запущен фудшеринг с розничными сетями – магазинами сети «Магнит» и Х5 Group.

Как рассказали в пресс-службе компании «Магнит», бережное отношение к продуктам – одна из главных ценностей сети как социально ответственного бизнеса. Компания считает, что такая концепция рационального потребления становится особенно актуальной в условиях глобальных экономических и экологических вызовов. Стремясь минимизировать объем пищевых отходов и помочь социально незащищенным людям, сеть передает качественную продукцию с истекающим сроком годности нуждающимся или распродает ее со скидками. Скидки на такие продукты могут достигать 70%. Процесс принятия решения автоматизирован: система начинает анализировать динамику продаж и остатков товара по мере истечения срока годности и устанавливает скидку в зависимости от этих показателей. Такая практика распространяется практически на все товарные категории, включая товары длительного хранения. Скидки позволяют реализовать товар в срок, способствуют снижению объема пищевых отходов и, соответственно, сокращению списаний и сохранению доходности розничной сети. Покупатель получает возможность сэкономить, не жертвуя качеством.

В июле 2022 года в Москве и затем в Санкт-Петербурге на базе дарксторов «Магнит» запустил проект безвозмездной передачи продуктов с истекающим сроком годности нуждающимся (одиноким пенсионерам, многодетным семьям и другим). Сотрудники дарксторов ежедневно отбирают качественную продукцию, которую не успевают продать до истечения срока годности, сортируют ее по категориям и передают волонтерам благотворительного фонда «Банк еды «Русь». Всего в обороте участвует до 300 наименований товаров, исключая позиции животного происхождения. Все передаваемые продукты проходят двойной контроль качества: со стороны работников дарксторов и волонтеров фонда. Товары оперативно, день в день, доставляются благополучателям. В 2022 году «Магнит» передал по фудшерингу 18 тонн продовольствия. Компания продолжит развивать фудшеринг. В частности, рассматривается запуск этого направления благотворительности на объектах других форматов – например, в супермаркетах.

Х5 Group запустил в июле 2022 года пилотный проект по передаче нуждающимся пригодных к употреблению хлебопродуктов, срок годности которых истечет в течение 1–2 дней. Программа запущена в некоторых магазинах Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Екатеринбурга, Рязани и Томска. Каждый магазин передает до 180 кг хлебобулочных изделий в месяц.

«ВкусВилл», чтобы уменьшить отходы, на товары с истекающим сроком годности устанавливает скидки в 40%. Сеть также подключилась к проекту фудшеринга – заключен договор пожертвования с АНО «Фудшеринг», в проекте участвуют 17 магазинов. В основном магазины передают фрукты и овощи, которые отбираются по внешним признакам, а не по сроку годности. Волонтеры ежедневно забирают продукты и передают их нуждающимся.

Как пояснили в пресс-службе «Банка еды «Русь», причины передачи продуктов в рамках фудшеринга – не только истекающие сроки годности, но и неправильная маркировка или падение спроса на товар. При этом продукты качественные, пригодны к употреблению и имеют необходимую сертификацию. Но зачастую причина – именно в истекающих сроках. Разница лишь в том, что в случае промышленного фудшеринга сроки годности длиннее, а в случае с розничным фудшерингом (ритейлом) сроки могут составлять несколько дней, поэтому там действует другая система распределения продуктов, так что товар не успевает портиться.

Фото: «Банк еды «Русь»

Что мешает благотворительности?

«Банк еды «Русь» выступает инициатором продвижения технологии фудшеринга в качестве репутационно и экономически выгодного направления для бизнеса, поэтому способствует обсуждению налоговых барьеров на высоком правительственном уровне. Новым этапом развития фудшеринга в России стали изменения в Налоговом кодексе, согласно которым с 2020 года компании могут передавать на благотворительность до 1% выручки деньгами или товарами без обложения налогом на прибыль. Но остается НДС, из-за уплаты которого фудшеринг для бизнеса по-прежнему менее выгоден, чем утилизация.

Парадоксально, но сейчас НДС на товары, которые идут на благотворительность, организации должны платить так, будто продают их, а не отдают бесплатно. Кроме того, для запуска фудшеринга приходится организовывать отдельный бизнес-процесс, выделять людей, вносить изменения в ИТ-систему. Поэтому утилизация обходится в 2–3,5 раза дешевле, чем фудшеринг.

«Ритейлерам выгоднее дождаться истечения сроков годности и просто утилизировать продукты, – рассказывает Юлиа Назарова, президент благотворительного фонда «Банк еды «Русь». – Утилизация обходится гораздо дешевле, чем передача товаров на благотворительность. Применяя технологию фудшеринга, бизнес вносит свой вклад в решение экологических задач, системно участвуя в процессе предотвращения образования пищевых отходов, и проявляет свою социальную ответственность, помогая людям в трудной жизненной ситуации».

Выгода появится, если налог на добавленную стоимость для реализуемых через фудшеринг товаров отменят. Как рассказал заместитель министра Минпромторга Виктор Евтухов в интервью ТАСС, налоговая нагрузка для торговых сетей в случае утилизации продуктов питания или передачи их на благотворительность должна быть уравнена.

Председатель Комитета Государственной думы по молодежной политике и совета Ассоциации волонтерских центров Артем Метелев совместно с фондом «Банк еды «Русь» и другими партнерами разработал законопроект о фудшеринге, который позволит компаниям бесплатно передавать продукты и другие товары на благотворительные цели без налоговых издержек. Законопроект о фудшеринге находится на стадии доработки и обсуждения. Подобные нормативы уже действуют во многих странах Европы, США и Канаде. В Чехии и Франции супермаркеты по закону обязаны отдавать благотворительным организациям продукты в деформированной упаковке и с истекающими сроками годности, иначе им грозит штраф.

Фото: «Банк еды «Русь»

Спасти еду на коммерческой основе

В Европе на первом месте задач фудшеринга стоит сохранение окружающей среды и снижение выбросов в атмосферу, поэтому популярна модель онлайн-маркетов, занимающихся продажей нереализованной еды. Например, один из основателей движения фудшеринга в Германии Рафаэль Феллмер создал интернет-магазин спасенной еды. Как сказано на сайте компании, Sirplus – это ресурс, который борется с пищевыми отходами, предлагая их для продажи и тем самым возвращая излишки продуктов питания в оборот. Портал работает напрямую с 700 производителями и оптовиками, отдающими ему продукты, которые не забирают продовольственные магазины. Продажи в интернет-магазине осуществляются по подписке. Также в Германии существует еще несколько фудшеринговых коммерческих проектов. Например, приложение Too good to go, дающее информацию о ресторанах и пекарнях, распродающих по вечерам блюда и выпечку по сниженным ценам.

В Великобритании работает платформа Approved Food, специализирующаяся на реализации по сниженным ценам излишков и продуктов с истекающим сроком годности. На платформе говорится даже, что пища, срок годности которой истек, чаще всего безопасна для употребления, и надо внимательно ее проверить, прежде чем выбрасывать.

В России реализация товаров, не соответствующих запросам сетей и с истекающими сроками годности, в основном происходит через местные рынки, локальные магазины, частные объявления на «Авито». По большей части это стало популярным в регионах с низким уровнем заработной платы. Было несколько попыток агрегаторов соединить продавца и покупателя, в этом сегменте заявили о себе несколько цифровых платформ, например,  – сервис по продаже излишков продуктов питания за полцены, приложение DoggyBag, работающее с магазинами и ресторанами, которые реализуют на ней продукты, не успевающие продаться в запланированное время. Но в целом бизнес-модель специализированных маркетов по спасению еды только зарождается.

Фото: Fstok

Один из примеров – онлайн-магазин Fstok, появившийся в конце 2021 года в Москве. «Я вдохновилась идеей фудшеринга, – рассказывает Анастасия Колчина, создатель и собственник проекта. – Примерно три года назад увидела интервью руководителей этого движения, и меня осенило – это суперидея. Далее ушло около двух лет на планирование, подготовку и реализацию. Выстроили процесс как обычный интернет-магазин с доставкой и самовывозом, но при сотрудничестве с сетью дарксторов, закупаем все товары к себе на склад и реализуем на нашем сайте. Открылись на самой простой версии сайта без интеграций, поэтому до запуска основной версии продажи были минимальными – не более пяти заказов в день.

С конца февраля 2022 года запустили полноценный сайт, это время совпало с известными событиями в стране. На фоне паники продажи в марте были выше обычных – ежедневная выручка составляла от 30 до 50 тыс. рублей. Далее продажи снизились примерно до июня 2022 года».

Сейчас магазин продолжает развиваться, тестируются различные каналы продвижения и продаж, так как сегмент имеет свою специфику и классические виды привлечения покупателей здесь могут не работать.

Товар, продающийся на сайте, имеет сертификаты качества производителей, отличается от того, что продается в сетях, более близким сроком годности или деформацией упаковки. Например, если у колбасы средний срок хранения 1 месяц, то Fstok закупает колбасу со сроками 2 недели и менее, консервы, которые хранятся 3 года, поставщики готовы отдать по сниженным ценам со сроком 1,5 года и менее. Средний срок годности товара – 3 месяца, есть позиции со сроками более 2 лет. Для сетей сроки менее 50% – критичны. А у производства есть план выпуска новой продукции, но старая занимает место для хранения, которое производитель заинтересован освободить. Магазин следит за тем, чтобы не было просрочки или испорченных товаров. «У нас настроены программы контроля сроков и качества на всех этапах закупки и продажи товара, – рассказывает Анастасия Колчина. – Товар, срок годности которого менее 2 дней, автоматически снимается с продажи и идет на утилизацию. Прямые контракты с производителями исключают продажу подделок и контрафакта. Используем системы «Меркурий» и «Честный Знак».

Фото: Fstok

Фото: Fstok

Фото: Fstok

Поставщики магазина – крупные федеральные и региональные производители, дистрибьюторы.

В настоящее время компания работает с более чем 300 поставщиками, и этот пул расширяется, чтобы поддерживать оборот товаров.

Основные каналы поиска поставщиков – интернет и продуктовые выставки, где представители компании знакомятся с локальными производителями экономичного ценового сегмента и сразу могут попробовать товар. С крупными производителями стремятся договориться о сотрудничестве без посредников. Для многих производителей магазин продукции с более короткими сроками – новый канал реализации, поэтому они охотно идут на сотрудничество.

Целевая аудитория Fstok – мужчины и женщины 45–55+, так как люди старшего возраста склонны экономить, но ожидают высокое качество товаров.

Планы Fstok на 2023 год – открыть новые пункты выдачи в Москве и других городах, начать доставку товаров в другие города России, запустить мобильное приложение, расширить ассортимент в сторону повседневных товаров.  

Нестабильная экономическая ситуация и продолжающийся процесс падения доходов населения ускорят рост конкуренции в бизнесе фудшеринга. «Уже появляются новые компании, но пока они стараются быть в тени, чтобы не акцентировать информацию на сроках, – считает Анастасия Колчина. – Рынок товаров с более короткими сроками остается стабильным: такая продукция есть в наличии».

Тренд на фудшеринг будет развиваться, так как он связан не только с экономией населения в возрасте 55+, но и с поворотом общества в сторону осознанных покупок, социальной ответственности компаний, экологической защитой планеты.

Валерия Миронова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами