Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Франшизофрения, или что мешает франчайзингу в России?
Во всем мире франчайзинг считается чуть ли не самым надежным способом запуска бизнеса. Чем может похвастаться российский франчайзинг? Ответ – ничем. Он просто есть — но не более того.
Во всем мире франчайзинг считается чуть ли не самым надежным способом запуска бизнеса. Лозунг? Не факт. В США франчайзинговые сети умудряются выдавать «на гора» до 40% всех розничных продаж на внутреннем рынке, а это около триллиона долларов. Чем может в этом смысле похвастаться российский франчайзинг? Да ничем.
Согласно официальным данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), сегодня в России зарегистрировано лишь чуть более трехсот франшиз. «Это те компании, которые заявили о намерении развиваться на основе франчайзинга», — уточняет главный менеджер РАФ Валерий Перков. Но от этого, как все мы хорошо понимаем, не легче. А самое грустное, что из этих самых трех сотен более или менее продаваемыми, то есть пользующимися спросом у потенциальных франчайзи, являются на самом деле десятки.
Строго говоря, в деловом сообществе пока не видят в столь скромных достижениях большой проблемы. «Для развития франчайзинга должно пройти время. Время и еще раз время! — успокаивает президент международной франчайзинговой компании «Хирш» Феликс Альберт. — И в США, и в Европе франчайзинг на первых порах также рос далеко не теми темпами, которых мы ожидаем от него в России». При этом Альберт полагает, что российский франчайзинг будет развиваться скорее по американскому, чем по европейскому пути: «В Европе очень сильны идеи социализма, а Россия сегодня более капиталистическая, такая, как Америка».
В США действуют около двух с половиной тысяч франшиз, но если сделать поправку на время, все встанет на свои места. Действительно, история российского капитализма пока слишком коротка, чтобы делать прямые сопоставления. «Зато у нас хорошие перспективы развития франчайзинга, — отмечает Валерий Перков. — Возможно, даже более обширные, чем у американцев».
О «потенциале» охотно говорят почти все эксперты. «Нужно понимать главное, — говорит гендиректор компании «Алтан» Валерий Покорняк, — сегодня, когда в стране есть деньги, необходимо семимильными шагами развивать малый бизнес. И франчайзинг в частности. Понятно, что на нефти и газе долго не прожить, поэтому так или иначе малый бизнес должен «выстрелить» . Да и сегодняшние олигархи — это как раз малый бизнес 90-х. Даже сети операторов мобильной связи начинали развиваться как малые бизнесы, а сейчас это предприятия с огромной капитализацией».
О значительном нереализованном потенциале франчайзинга говорит и учредитель, совладелец компании «Мастерфайбр» Валерий Митякин: «В России никто уже даже не спорит о том, какая форма ведения малого бизнеса оптимальна для нашей страны. В деловых кругах полностью принята идея, согласно которой франчайзинг — замечательный инструмент для начала и ведения успешного бизнеса. И уже само по себе это понимание — большое достижение, которое следует записать в актив».
Да и статистика на стороне оптимистов: по данным РАФ, из ста независимых стартапов в течение трех-пяти лет выживают лишь 10%, тогда как из сотни предприятий, открытых по франчайзингу, за тот же срок закрывается лишь 20%.
Камни на дне
Итак, все очень хорошо. Но почему тогда все… так плохо? Ведь и в количественном, и в качественном отношении российский рынок франчайзинга язык не поворачивается назвать «динамично растущим»! Он просто есть, но не более.
— Согласен, существуют факторы, сдерживающие развитие франчайзинга в России , — признает Валерий Перков (РАФ). — Прежде всего, это не сложившийся еще до конца в стране средний класс и отсутствие у многих россиян предпринимательской жилки, желания иметь собственное дело. О чем можно говорить, если во многих учебных заведениях даже экономического профиля уделяется минимум внимания франчайзингу как форме развития бизнеса! В итоге многие плохо представляют себе, что такое франчайзинг на самом деле. Были случаи, когда студентам предлагалось написать дипломную работу на тему «Применение франчайзинга для открытия филиала компании в другом городе». То есть — полная абракадабра! После такого начинаешь понимать, что даже на уровне преподавателей нет понимания сути франчайзинга.
Предложенный Перковым логический ряд легко продолжить. Но не трудно и поспорить с экспертом. Сложившийся средний класс — не столько основа, сколько следствие развития бизнеса, рынка и малого предпринимательства. Более того, толпы голодных и амбициозных граждан как раз и составляют социальную базу, на которой зиждется предпринимательство. Если бы россияне не стремились к созданию собственного бизнеса, все было бы логично. Однако же стремятся!
Ну, а образование… Так ведь с тем же успехом и просто «бизнесу» у нас учат плохо. В том числе преподаватели, самостоятельно не сделавшие в своей жизни ничего. Они не открывали фирмы, не стояли с ночи в очередях у налоговой, не бегали по знакомым и банкам в поисках денег, не разыскивали на просторах Родины потерянную фуру с товаром и не вели переговоров с милиционерами в первый день работы торговой точки! И все же малый бизнес как таковой — растет. А франчайзинг буксует.
— Практически все существующие в стране хорошие франчайзинговые системы быстро растут, — делает ударение на слове «хорошие» Валерий Митякин. — Вопрос только в том, что таких систем совсем немного. Если в США, как и в Китае, почти три тысячи франчайзеров, то в России их всего около трех сотен. Это мало, очень мало для нашей страны. Все больше людей в России хотят начать свое дело, чтобы быть независимыми, производить качественные товары и услуги и хорошо зарабатывать. Многие из них готовы вложить деньги в перспективный, интересный бизнес. На каждой ежегодной выставке «Купи Брэнд» вы увидите огромное количество людей, которые ищут новые возможности в бизнесе. Но многие уходят, так и не найдя то, что искали: «Увы, выбор невелик».
Любопытно : Валерий Перков говорит о вялом интересе со стороны потенциальных предпринимателей, тогда как Митякин — о скудном предложении на рынке франшиз. И похоже, что правы оба. Каждый по-своему.
Феликс Альберт обнаруживает прямую связь между развитием франчайзинга в России и успехом действующих франчайзинговых моделей . «Чем они будут успешнее, тем более информированным станет предпринимательское сообщество. А значит, тем лучше будет результат. Ведь франчайзинг — это обычный бизнес. Если это выгодное дело, многие в него включатся. Это рынок, который должен сам себя регулировать. И вмешательства государства здесь не требуется».
Похоже, как раз перехода качества в количество (именно так, ведь успех действующих франшиз определяет отношение к франчайзингу в целом) сегодня и не хватает. А рынок (прежде всего розничный) и правда огромен, о чем говорит Валерий Покорняк: «Когда люди понимают, что со своими небольшими магазинчиками и отделами уже не могут выделиться на фоне однотипного предложения, они начинают переходить на качественно новую систему — франчайзинг. Но если не принимать во внимание стихийные рынки и убогие магазинчики, нам еще очень далеко до того уровня, которого розница достигла даже в Восточной Европе, не говоря уже о ведущих развитых странах. По статистике, в Чехии на 100 тысяч жителей приходится один гипермаркет. В Италии — один на 10 тысяч. Значит, в Москве должно быть около 120 гипермаркетов. А их у нас сегодня наберется чуть более десятка. Емкость рынка огромна, и есть куда двигаться. Просто нужно начать наконец-то работать».
Аморальный аспект
Еще одна причина вялого развития франчайзинга в России, на взгляд Валерия Митякина, — этика российского бизнеса: «Франчайзинг не терпит обмана. Он предполагает честность в отношениях между сторонами, прозрачность бизнеса, полное выполнение обязательств. Франчайзинг — это сотрудничество, а не конфликты и конкуренция ». Пока же франчайзерам очень непросто найти в полном смысле партнеров, от которых не нужно было бы ежеминутно ожидать обмана или воровства ноу-хау. «Если предприниматель уклоняется от уплаты налогов, то почему он не будет уклоняться от уплаты роялти? —– рассуждает Митякин. — Франчайзинг — это же, по сути, «софт», своего рода «программное обеспечение» для бизнеса, которое франчайзер передает в пользование франчайзи как свою интеллектуальную собственность. А многие ли у нас пользуются лицензионным программным обеспечением? Впрочем, в своем окружении я замечаю некоторые изменения. Становится модно вести полностью «белый» бизнес, пользоваться лицензионными программами… Уважение к интеллектуальной собственности растет. А значит, и у франчайзинга, который является синонимом честного и прозрачного бизнеса, в нашей стране есть будущее».
И все же пока это скорее приятные исключения. «Франчайзи могут брать на реализацию не только товар франчайзера, но еще и товары других поставщиков. С той же легкостью они могут не выполнять предложенную технологию продаж, — говорит Валерий Покорняк. — Расстояния в нашей стране огромные, а значит, отследить выполнение единых стандартов практически невозможно. А ведь франчайзинг, особенно в первое время после запуска нового партнерского бизнеса, предполагает жесткое выполнение единых стандартов и требований. У нас же предприниматели часто пытаются «совершенствовать» инструкции и, как следствие, терпят фиаско».
И деньги до кучи
Тормозит российский франчайзинг и финансовый климат в стране . Валерий Покорняк знает, что для франчайзинга «длинные деньги» — критический фактор. Однако какой же российский банк возьмется выдавать долгосрочные, да еще и льготные кредитные линии начинающим предпринимателям? «Такие предложения начали появляться на рынке совсем недавно, — продолжает Покорняк. — Процесс идет очень медленно, и до сих пор многие банки вкладывают деньги скорее в недвижимость, которая постоянно растет в цене. Благодаря этому банкиры получают выгоду куда большую, чем в случае кредитования малого и среднего бизнеса».
Директор по маркетингу Русь-банка Дмитрий Юрцвайг согласен: для начала должна измениться вся банковская система . «В США банковский сектор куда более открыт для заемщиков, в том числе благодаря свободной конкуренции, — говорит он. — Наш же банковский рынок сегодня слишком зарегулирован. В итоге весь рынок психологически не очень готов к классической модели франчайзинга».
Другая особенность российской банковской системы, по мнению Юрцвайга, — отсутствие сильных банковских брэндов с развитой розничной сетью, способных работать с малым и средним бизнесом. «Для того чтобы франшиза работала, предпринимателю нужно предоставлять в первую очередь финансовые гарантии. Деньги, на которые можно развиваться. Тем временем партнеров с деньгами франчайзерам найти очень непросто, а банки не готовы к участию. В таких проектах не отлажены ни организационная часть, ни логистика. Думаю, в этом смысле весьма полезной могла бы оказаться государственная поддержка тех банков, которые занимаются кредитованием малого и среднего бизнеса. Но пока такая поддержка по большей части декларируется и не реализуется на практике.
— Сегодня малым предприятиям очень нелегко даже получить компенсации из межгосударственных фондов, — признает Дмитрий Юрцвайг. — Нужна система , которая обеспечила бы начинающим предпринимателям доступ к деньгам — к долгосрочным кредитам. Но это должны быть четко выстроенная схема и довольно простая процедура. Тогда можно внедрять поддержку на уровне государства.
Согласен с таким подходом и Валерий Покорняк. На его взгляд, ЦБ РФ мог бы ввести ряд льгот для банков, активно работающих как раз с малым бизнесом.
Законное дело
Главным правовым документом, регулирующим процесс франчайзинга, является глава 54-ю Гражданского кодекса РФ о коммерческой концессии. Да, термин «франчайзинг» употребляется в стране давно, однако никакого юридического смысла не имеет.
— Активное использование термина «франчайзинг» в нашей стране обусловлено особенностями заключения договоров коммерческой концессии с иностранными компаниями, имеющими известный товарный знак и стремящимися выстроить работу на новом рынке по апробированным технологиям, — говорит Валерий Перков. — Как следствие, возникло несоответствие между международной и российской терминологией в сфере франчайзинга. Кроме того, в российском законодательстве не определены многие смежные понятия, связанные с франчайзингом, а действующая глава 54-я ГК содержит ряд запретительных дефиниций, тормозящих развитие франчайзинга в России и не характерных для международной практики заключения подобных договоров.
Не более гуманны и многие обязательные процедуры. В частности — непременная, но длительная процедура регистрации в Роспатенте , буквально связывающая франчайзера и франчайзи в самом начале сотрудничества. Порой на это уходит от нескольких месяцев до года. И пока договор в Роспатенте не зарегистрирован, юридически он является ничтожным.
— Государство не только не помогает франчайзингу, но чуть ли не вредит ему, создав невыносимые законодательные условия для этой формы предпринимательства, — возмущается Валерий Митякин. — Абсурдность 54-й главы ГК РФ давно очевидна для всех. Возможно, это самый одиозный и глупый закон, который существует сегодня в нашей законодательной системе. Почему законодатели игнорируют очевидные интересы малого бизнеса? Для меня это остается загадкой…
Впрочем, Митякин не только критикует несовершенство законодательства, но и предлагает действовать: «Что мы можем сделать? Прежде всего, потребовать от Думы изменить или отменить эту статью Кодекса. А для этого нужно оказывать давление на законодателей через СМИ. А возможно, бизнесменам стоит подумать о проведении демонстрации у входа в Думу с плакатами «Долой 54-ю главу ГК РФ…»
Впрочем, пока сторонники франчайзинга идут по самому мягкому пути. Так, при РАФ была сформирована рабочая группа из юристов и франчайзеров, разработавших на основе анализа мнений участников рынка проект поправок в законодательство. После обсуждения проект будет передан в Госдуму для внесения изменений в злосчастную 54-ю главу.
При этом Валерий Покорняк не видит смысла в чрезмерной регламентации франчайзинга: «Больших законов для франчайзинга принимать и не нужно. Необходима деловая этика, а она складывается не за один день».
Справедливости ради заметим: далеко не все участники франчайзингового сообщества считают, что рынку нужны кардинальные изменения. Так, владелец нескольких франчайзинговых магазинов «Терволина» Андрей Стрельников уверен, что для развития франчайзинга уже сформированы вполне комфортные условия, так что пора готовиться к бурному росту. «Все зависит только от нас, предпринимателей, — говорит Стрельников. — От нашей самостоятельности, решимости делать бизнес. Не нужно ничего бояться. На самом деле для франчайзи достаточно правильного выбора брэнда или сильной комбинации торговых марок. В предпринимательском сообществе пора заканчивать с инфантильностью и стремлением переложить ответственность за свои неудачи на франчайзеров. Как и любой другой бизнес, франчайзинг требует ответственности и самостоятельности в принятии решений. И никаких законодательных мер для этого принимать не нужно».
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?