Декоративное изображение
673

Поделиться

Франшиза под микроскопом: ответы на вопросы от представителей бизнеса

Модель бизнеса по франшизе остается одной из самых популярных на российском рынке. По данным Forbes, темпы роста франчайзингового бизнеса сейчас составляют от 18 до 25% от года к году. При этом в стране ежегодно появляется порядка 450 новых франшиз. Как выбрать среди множества вариантов действительно качественное предложение, нужно ли франчайзи иметь опыт предпринимательства и какой уровень поддержки должны оказывать держатели качественной франшизы? Опытом поделились эксперты компаний-франчайзеров: Metro, Simple, «Орматек», Fix Price, «Пив&Ко» и «Pro.Хинкали».

Фото: Metro

Почему выбирают бизнес по франшизе?

Факторов риска в современной экономике весьма много. Использование готовой бизнес-модели, доступ к консолидированной закупке ассортимента, маркетинговая поддержка от уже работающего на рынке бизнеса, которая сокращает рекламные расходы, – все это избавляет от необходимости «набивать шишки», которыми неизбежно изобилует путь предпринимателя при запуске собственного стартапа. Эти и другие преимущества однозначно говорят в пользу франшизы.

«Основным плюсом, помимо готовых решений, брендбука и прочего, является опыт головной компании, который нарабатывался годами и позволяет обойти множество подводных камней, – говорит Антон Агеев, руководитель по развитию партнерских проектов by Simple. – Надо понимать, что франшиза – это не панацея, но она позволяет значительно облегчить старт, получить узнаваемый на рынке бренд и заручиться поддержкой опытного партнера».

«На российском мебельном рынке сегодня представлено несколько десятков франшиз, но в стадии поступательного роста и экспансивного развития находятся от силы десять проектов, – считает Игорь Подстольный, директор по развитию франчайзинга ГК «Орматек». – Основной плюс развития бизнеса по франшизе – если это, конечно, настоящая франшиза – возможность работать с сильным брендом».

Также стоит учитывать, что в последние годы возможностей вложиться в бизнес за рубежом стало существенно меньше. Поэтому теперь те, у кого есть желание развивать собственное дело, ищут варианты в России. И здесь репутация компаний, которые уже демонстрируют успехи на рынке, тоже играет в пользу покупки франшизы.

Нужно ли франчайзи быть профессионалом?

Как показывает практика, держателями франшизы сейчас становятся как уже действующие предприниматели, так и новички в сфере ритейла и общепита. Так, в компании Simple считают, что франчайзи нужно учитывать два основных фактора: быть финансово готовым с учетом этапа разгона бизнеса и вовлеченным во все операционные процессы. Остальные коллеги по рынку это подтверждают.

«Франчайзи необязательно быть экспертом в сфере ритейла, так как компания предоставляет всестороннюю поддержку и обучение, – рассказывает Екатерина Гончарова, директор по коммуникациям Fix Price. – Главное – следовать рекомендациям и стандартам франчайзера. Однако опыт в управлении бизнесом будет плюсом».

«У нас нет конкретного шаблона, который мы предлагаем всем, – говорит Ольга Паршина, операционный директор Metro. – Франчайзинговая программа «Фасоль» от Metro ориентирована на гибкость: мы адаптируем бизнес согласно тенденциям розничного рынка. Сейчас партнерам доступны два формата сотрудничества. Первый – изменение работы уже действующего магазина. Второй – открытие нового магазина с нуля. В обоих случаях мы гарантируем комплексную поддержку.

«Среди наших партнеров есть как действующие предприниматели, так и люди из найма, – рассказывает Константин Рябенко, руководитель отдела продаж сети «Пив&Ко». – Также очень часто среди наших франчайзи встречаются военные пенсионеры. Они уходят на пенсию в 45 лет. У таких людей, как правило, нет вообще никакого опыта в ритейле. Однако у них получается построить успешный бизнес».

Фото: «Пив&Ко»

Быстрый запуск бизнеса

Запуск бизнеса по франшизе существенно экономит один из самых ценных ресурсов современного предпринимателя – время. У качественного держателя франшизы, как правило, есть четкий план действий.

«Одним из преимуществ сотрудничества с нами является скорость, – говорит Ольга Паршина (Metro). – Мы готовы к оперативному запуску: пройти путь от поданной заявки до открытия магазина возможно за восемь недель. Например, ориентировочный период разработки бизнес-плана с расчетом эффективности у нас составляет пять рабочих дней».

«Управляющая компания включена в работу на всех этапах запуска, – подтверждает Алена Минина, операционный директор управляющей компании сети ресторанов «Pro.Хинкали». – План-график ввода в эксплуатацию нового объекта в нашей франчайзинговой модели сейчас составляет 90 дней. Есть и рекорд – ресторан в Сочи мы запустили за 55 дней».

Подбор локации и ассортимента

Важно не просто запустить бизнес, а запустить его в правильном месте. У держателей качественной франшизы должен быть доступ к современным инструментам для оценки качества локации, которые позволяют учесть все аспекты – от проходимости места до выгодного соседства с комплементарными заведениями или магазинами. Кроме того, франчайзи должны получать помощь по настройке верного ассортимента.

«Для партнеров у нас предусмотрены специальные предложения на ассортимент торговых центров и закупку у поставщиков, – рассказывает Ольга Паршина (Metro). – Это помогает отстраиваться от конкурентов и сразу оптимизировать затраты и прибыль. Мы всегда начинаем с экономического анализа, проводим геоаналитическое исследование локации, изучаем конкурентов, оценку суммы инвестиций. В случае с адаптацией уже работающего магазина также анализируем текущие показатели. Далее следует объемная проектная деятельность, где для каждого инвестора составляется подробный план работ, и далее уже идет реализация проекта «под ключ».

«Перед тем как продать франшизу, мы всегда смотрим помещение, где будет располагаться ресторан, – говорит Алена Минина («Pro.Хинкали»). – У нас есть четкие требования к площади, потому что во всех наших ресторанах – производство полного цикла. У нас нет централизованной кухни, мы не делаем никаких заготовок. Честно скажу, что бывали случаи, когда нас не устраивало предложение. Например, однажды нам не понравилась конфигурация помещения, и мы отказали в покупке франшизы».

«До 2017 или 2018 года мы просто давали партнеру список рекомендаций по открытию магазина, и партнер самостоятельно заключал договор аренды, – подтверждает Константин Рябенко («Пив&Ко»). – И случалось, что точка закрывалась, потому что франчайзи выбирал неправильное место для открытия. Поэтому теперь у нас есть отдел аренды, который отвечает за то, чтобы не дать партнеру открыться там, где не надо. И наши партнеры получают доступ к консолидированным закупкам. Не нужно работать с множеством поставщиков, созваниваться, получать товар. Все эти процессы происходят централизованно».

Интерьер ресторана «Pro.Хинкали». Источник: Novikov Group

Обучение сотрудников и поддержка бизнеса

Еще один важный момент – помощь в раскрутке нового заведения или торговой точки. Поначалу многим кажется, что если имя держателя франшизы уже на слуху, то завоевать лояльность аудитории будет просто. Однако франчайзи нужно быть готовым к обучению по стандартам компании – это касается как рядовых сотрудников, так и самого владельца бизнеса. Кроме того, ответственный держатель франшизы постоянно находится в контакте с ее покупателем.

«Мы ставим поддержку предпринимателей в приоритет, – говорит Ольга Паршина (Metro). – На протяжении всего времени сотрудничества большая команда, состоящая из персонального менеджера, маркетологов, мерчандайзеров, аналитиков, категорийных менеджеров и других специалистов, оказывает полное сопровождение франчайзи. Наши партнеры могут рассчитывать на консультацию по любому вопросу. Мы гордимся нашим большим опытом в ритейле и делимся им, в том числе готовыми IT-решениями – от кафе-модуля до программы лояльности. Кроме того, для наших партнеров действуют уникальные предложения на эквайринг и закупку оборудования».

«Наша управляющая компания берет на себя развитие бренда, маркетинг, консалтинг и обучение франчайзи, – говорит Алена Минина («Pro.Хинкали»). – Мы забираем сотрудников на обучение минимум на месяц. Даже будущий управляющий заведением должен пройти весь путь – от мойки до работы с печью. И только потом, когда он будет понимать все тонкости бизнеса, он может выходить в зал и общаться с гостями».

«У нас принято, чтобы партнер минимум два дня стажировался в магазине, – говорит Константин Рябенко («Пив&Ко»). – Мы проводим бесплатные онлайн-марафоны, за участие в которых награждаем партнеров ценными призами. Кроме того, у каждого франчайзи есть личный менеджер по сопровождению».

«У наших франчайзи есть доступ к сервисному порталу комплексной торговой системы, где они принимают заказы и могут общаться со всеми службами компании в режиме 24/7, – делится Игорь Подстольный («Орматек»). – Также для сотрудников франчайзи разработана комплексная система онлайн-обучения. На обучающем портале доступны курсы и тесты по продуктам, техникам продаж, акциям и стандартам обслуживания клиентов. Кроме того, в каждом крупном регионе присутствия бренда есть свой отдел франчайзинга, менеджеры которого закреплены за региональными партнерами и салонами. Они ежемесячно посещают точки, проводят там офлайн-обучение и могут принимать решения по бизнесу, основываясь на знании как специфики региона в целом, так и каждого конкретного салона».

«За каждым франчайзи закрепляется менеджер по развитию, и он ведет проект в течение всего времени работы, начиная с согласования и рекомендаций по дизайн-проекту и заканчивая регулярными бизнес-сессиями и подбором индивидуальных маркетинговых инструментов для продвижения, – рассказывает Антон Агеев (Simple). – Для формирования трафика наши партнеры подключаются к интернет-витрине, что позволяет упростить этап разгона и повысить узнаваемость точки без дополнительных вложений. Также мы уделяем большое внимание экспертизе персонала и подключаем винотеку к обучающей платформе, позволяющей даже неопытному сотруднику плавно пройти процесс адаптации и далее «наслаивать» знания в рамках тренингов по продукту и ключевым навыкам продаж с нашими экспертами».

Винотека Wine&Whiskey by Simple. Фото: Simple 

Идем в регионы

В последние годы круг интересов развития франчайзингового бизнеса не ограничивается только столицей и крупными городами. Все больше предпринимателей готовы развиваться в небольших городах, и держатели франшиз идут им навстречу. И тем, кто желает начать бизнес, раздумывать уже некогда: удачных локаций на рынке остается все меньше, а уровень конкуренции продолжает расти.

«Первый магазин мы открыли в 2009 году, и к 2013-му обкатали модель и запустили франшизу, – делится Константин Рябенко («Пив&Ко»). – На сегодня мы присутствуем в 219 городах – от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Наш бизнес насчитывает 275 магазинов, и абсолютно все они сейчас работают по франшизе».

«Группе компаний Simple в этом году исполняется 30 лет. На данный момент у компании более 100 собственных винотек SimpleWine, а также 53 партнерских проекта Wine&Whiskey by Simple, – говорит Антон Агеев (Simple). – География партнерских проектов активно расширяется, и на сегодня винотеки by Simple расположены от Сочи до Южно-Сахалинска. И у нас уже есть список интересных для нас регионов, где мы будем развиваться в ближайшие три года. Эта часть рынка для нас наиболее перспективна».

«Франчайзинговая программа в нашей сети стартовала более десяти лет назад, и на сегодня порядка 11% магазинов Fix Price работают по франшизе, – говорит Екатерина Гончарова (Fix Price). – Основные регионы присутствия франчайзинговых точек включают Иркутскую область, ХМАО, Архангельскую и Мурманскую области. Также по франшизе работают магазины в Дагестане, Калининградской области, Бурятии, ЯНАО, НАО, Амурской области, Якутии, Сахалинской и Магаданской областях, Камчатском крае».

«На данный момент у «Райтона» (один из двух франчайзинговых проектов ГК «Орматек» – прим. ред.) есть 15 салонов собственной розницы, большая часть которых находится в Москве. Там мы отрабатываем новые торговые стандарты и тестируем новые коллекции и маркетинговые кампании, – говорит Игорь Подстольный («Орматек»). – Это позволяет передавать во франчайзинг уже успешные проекты, как и должно быть в настоящей франшизе. Всего во франчайзинговой сети сейчас 170 салонов, расположенных от Калининграда до Владивостока и Камчатки, а также в странах СНГ».

«Порог входа в наш бизнес сейчас порядка 100–120 миллионов рублей. У нас построены и работают уже 12 ресторанов, – говорит Алена Минина («Pro.Хинкали»). – Шесть из них расположены в Москве. Также есть заведения в Сочи, Краснодаре и Ташкенте. Готовятся к открытию – в Санкт-Петербурге, Перми, Воронеже, Челябинске и Екатеринбурге. А вообще в планах на ближайшие годы открыть 45 ресторанов – столько франшиз на данный момент продано. И сейчас мы также смотрим в сторону разработки модели ресторанов меньшего формата, которые могут использоваться в том числе в небольших городах».

««Фасоль» насчитывает около 1500 магазинов от Калининграда до Иркутска, и на сегодняшний день это самые разные форматы, от маленьких киосков и магазинов на колесах до полноценных супермаркетов, – отмечает Ольга Паршина (Metro). – Нам важно развиваться в регионах, и мы нацелены на увеличение доли присутствия в них. Для Metro развитие франшизы – это прежде всего возможность поддержки малого и среднего бизнеса, создание условий для устойчивого роста, благодаря консалтингу, обучению, специальному ассортименту и ценовому предложению».

Людмила Клыженко, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Александр Шикинов, Mango Office: «80% соискателей готовы отказаться от предложения, если рекрутер долго отвечает на обращение»

Кризис найма и нехватка кадров. Как речевая аналитика и HR-роботы помогают компаниям на рынке труда?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами