Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Плюсы и минусы франшизы для МСБ
Когда у собственника продуктового магазина возникает необходимость и желание развиваться, он в том числе начинает смотреть в сторону сетевых франшиз. Покупка франшизы предполагает ряд преимуществ, которые недоступны малому предпринимателю, особенно, открывающему магазин с нуля. Франчайзи получает известный бренд и лучшие цены, франчайзер помогает ему провести маркетинговые исследования перед открытием новой точки, чтобы понять, каким может быть покупательский трафик, разработать план запуска магазина. И, конечно, франчайзи пользуются преимуществом размера сети, получая выгоду при закупке товаров. Но есть и минусы, как в самой схеме, так и в условиях отношений франчайзера и франчайзи.
О плюсах своего предложения владельцы франшиз рассказывают подробно, поэтому предприниматель, покупая франшизу, представляет себе безоблачное будущее. А вот о минусах многие узнают только по факту работы, когда многостраничный договор начинает действовать. Через несколько месяцев оказывается, что сервис франчайзинга и операционные процессы оставляют желать лучшего, в прибыльности магазинов головной офис мало заинтересован, а затраты оказались больше, чем ожидалось.
Когда на практике выясняется, что решение не отвечает ожиданиям предпринимателя, ему зачастую не хватает экспертизы, чтобы разобраться, почему купленная модель оказалась «нелетающей конструкцией».
Рассмотрим по порядку ключевые критерии выбора и обозначим типичные ошибки, которые допускают владельцы магазинов при покупке франшизы, а также последствия и сопутствующие им издержки.
Инвестиции — основные и неожиданные
Согласно схеме франшизы, франчайзи — покупатель франшизы — платит первоначальный вступительный взнос и регулярные отчисления — роялти — франчайзеру, собственнику сети. Роялти составляет от 2 до 17% от оборота. За это франчайзи может использовать товарный знак, получать консалтинговую поддержку франчайзера и продавать его продукцию. Но есть и другие неизбежные расходы, связанные с франшизой. Директор Ассоциации магазинов розничной торговли (АМАРТ) Григорий Павлов перечислил основные из них, опираясь на данные, полученные от участников АМАРТ:
- Ремонтные работы для приведения помещения под требования и стандарты бренда. Это одна из самых существенных статей расхода. Составляет от 3 тыс. руб. за кв. м. В целом вместе с арендой затраты могут составить от 25 до 40% от общего объема инвестиций.
- Разработка дизайна и техническое оснащение. Как правило, компания-подрядчик выбирается из рекомендованного списка поставщиков. Затраты — от 10 до 20% от инвестиций.
- Внутренне и внешнее оформление. Пакет оформления, который франчайзи обязан приобрести. Опять же — у определенного поставщика. От 5 до 10% от инвестиций.
- Товарный запас. Как правило, состоит минимум из двухнедельного запаса. От 10 до 15% от инвестиций.
Общий объем разовых инвестиций может составить от 3 до 60 млн руб., в зависимости от площади объекта, необходимого оснащения и сети, у которой планируется покупка франшизы.
Чек-лист недостатков
Перечислим неявные на первый взгляд недостатки франчайзинга продуктового магазина и обозначим важные моменты, о которых стоит задуматься до покупки франшизы.
1. Высокие начальные инвестиции.
Высокий первоначальный взнос является одним из основных недостатков франчайзинга. «Убедитесь, что вы изучили все возможные затраты, знаете о сумме роялти и первоначальных инвестициях, которые потребуются для открытия магазина, — рекомендует Григорий Павлов. — Когда вам говорят, что на открытие магазина вам понадобится всего 2 млн руб., смело умножайте эту цифру на два, а иногда, уже в процессе работы станет очевиднее, — и на больше число».
2. Ограниченный круг действий.
Тому, кто хочет открывать новые магазины самостоятельно, франчайзинговая модель не подходит. Новая франшиза должна действовать в рамках указаний материнской компании без возможности каких-либо изменений. Какие продукты продавать, где их закупить, как работать с ассортиментом и как поддерживать систему учета — вся информация будет спущена сверху. Материнская компания четко разграничивает каждый аспект бизнеса. Франшизы должны учитывать все директивы без каких-либо «если» и «но». Как говорят некоторые члены ассоциации АМАРТ, «проблемы вашего франчайзера — это также и ваши проблемы».
По словам одного московского предпринимателя, не пожелавшего называть свое имя в прессе, франшиза — это потеря самостоятельности, головной офис в рамках контракта все время диктует, что делать, что закупать и по какой цене продавать, и многие решения не являются оптимальными.
3. Меньше прибыли.
Когда владелец развивает собственный магазин, вся его прибыль остается ему. Во франчайзинге ситуация иная: приходится заблаговременно оплачивать соответствующие сборы и роялти.
4. Меньше собственного контроля и возможности влиять на ситуацию.
Как только предприниматель говорит «да» открытию франшизы, он делегирует свою ответственность и теряет контроль над бизнесом. Во многих франшизах собственник становится практически просто директором магазина.
Предприниматель перестает управлять своими рисками, от него уже не зависят широта ассортимента и свежесть товара, дополнительный сервис, он вынужден брать то, что дают.
Ирина (франшиза Spar, участник АМАРТ): «Магазин не окупился, по факту, работала не на себя, а на «чужого дядю», при этом со стороны франчайзера были многочисленные проверки, плюс менеджер из центрального офиса мне попался, как потом выяснилось, нерадивый».
5. Привязка к поставщикам.
Каждый предприниматель хочет иметь дело с поставщиками товаров и услуг, соответствующими интересам его бизнеса, но в модели франчайзинга магазин должен иметь дело с теми, у кого есть контракт с материнской компанией. Даже если речь идет о невыгодности условий того или иного контрагента. Создается нерыночная ситуация, которая отбивает всю мотивацию для решения проблем и роста бизнеса.
6. Наличие штрафов. Следует обращать особое внимание на пункты договоров, в которых указаны штрафы. Если таких пунктов много, и сумма или процент являются существенными, то это важный повод задуматься о партнерстве с сетью. Возможно, штрафы являются одним из главных источников заработка франчайзера.
7. Никаких гарантий успешности.
Нет никакой гарантии, что приобретаемая франшиза будет на 100% успешной. Успех зависит от многих факторов, таких как местоположение магазина, покупательские привычки, и только практическая работа в конкретном месте позволит точно понять, сможет ли точка выйти на запланированные показатели.
9. Трудность выхода из бизнеса.
Неопределенность в установлении условий партнерства является ограничивающим фактором и затрудняет владельцу франшизы продажу магазина. Новый покупатель будет связан ранее согласованными обязательствами, поскольку первоначальное соглашение остается в силе.
Размывание бренда
Вывеска сильного бренда — один из главных аргументов в пользу франшизы. Но бренд и процессы делают люди, несущие ценности сети. По сути, зонтик бренда предполагает солидарную ответственность всех участников за стоимость, создаваемую брендом. Получается, что под одной франшизой могут работать как успешные, так и слабые предприниматели, но из-за работающих плохо у покупателей складывается негативное впечатление обо всех магазинах этого бренда. То есть, одни работают на создание дополнительной стоимости бренда, а другие разрушают этот бренд. Некоторые предприниматели не хотят объединяться с теми сетями, в состав которых входят разные по эффективности магазины, потому что не имеют возможности изменять ситуацию в лучшую сторону.
Виктор (франшиза «Фасоль», участник АМАРТ): «По условиям франшизы закупаться надо на 400 тысяч рублей в месяц минимум, плюс НДС . При этом возникают постоянные проблемы — то нет товара в наличии, то выставляют цены на уровне продажных. Поддержки практически нет, сама вывеска вообще ничего не стоит — люди зачастую не знают этого бренда. Повелся на псевдоотзывы на сайтах по франшизе, и теперь сам не рад».
«Итак, если вы планируете купить франшизу, не позволяйте слепым ожиданиям влиять на ваше решение, — резюмирует Григорий Павлов. — Обдумайте каждый этап вашего вступления и оцените всестороннее выгоды франчайзинга. Возможно, действительно выгоднее развиваться самостоятельно и устанавливать взаимовыгодные партнерские отношения с коллегами по рынку».
Самостоятельные предприниматели, пытающиеся сделать что-то интересное, создать уникальное привлекательное предложение, развивают собственную торговую марку и ценность. На рынке остаются локальные сети и магазины, которые спокойно себя чувствуют даже на фоне федеральных сетей, потому что их предпочитают местные покупатели.
Виктория Максимова, Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?