Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Франчайзинг — насколько он выгоден для вашей сети?
Retail.ru
Любая компания с достаточно известным брендом, созревшая для франчайзинга, открывает это направление для достижения одной из двух целей — либо расширения компании при помощи франчайзинга, либо для продажи франшизы как цели и основного источника дохода франчайзера.
Как и многие другие способы ведения бизнеса, франчайзинг имеет свои преимущества и недостатки. Успешные предприниматели и руководители понимают преимущества франчайзинга и, принимая решения о целесообразности использования его в своих компаниях, сравнивают их с недостатками.
Для того чтобы франчайзинг был выгодным, необходимо соблюдать два условия. Во-первых, сеть франшизных торговых точек должна превосходить по своим характеристикам независимые предприятия, работающие в той же сфере (возможно, в силу того, что стандартизированные процедуры и бренд системы обеспечивают преимущество). Во-вторых, сеть должна быть лучше организована, поскольку управление осуществляется независимыми операторами, а не наемными менеджерами.
Преимущества франчайзинга можно свести к следующему списку:
- производитель не несет крупных расходов
- производитель сразу же получает товар за деньги
- отсутствие значительных операционных затрат у производителя
- производитель прилагает незначительные усилия для продвижения
- увеличение стоимости компании на рынке
- быстрое развитие торговой сети
- у франчайзи есть возможность своевременно отслеживать особенности местных рынков (изменение политической, экономической ситуации, местный менталитет)
- более эффективные стимулы для увеличения продаж и прибыли франчайзи, в сравнение с вертикальной интеграцией.
Описанные выше преимущества франчайзинга имеют свою цену. Сравнив все плюсы и минусы франчайзинга, вам будет проще определить, насколько целесообразно его применение в вашем бизнесе.
Минусы франчайзинга:
- схема работает только для известных производителей
- риски, связанные с нарушением положений договора франшизы (конфликт целей между франчайзерами и франчайзи)
- меньшая рентабельность (более низкий уровень чистой прибыли), в сравнение с вертикальной интеграцией
- недостаточная возможность по контролю
- при резком росте спроса на ТМ — наибольшая выгода у франчайзи
- риск потери доли рынка и присутствия в регионе в случае переориентации франчайзи (продажи сети)
- франчайзинг — не лучший вариант устройства организации, если вы хотите иметь гибкую организованную структуру для того, чтобы регулярно ее изменять (при франчайзинге со всеми торговыми точками следует обращаться одинаково).
Для франчайзинга характерен конфликт целей франчайзера и франчайзи. Поскольку франчайзеры получают прибыль в виде роялти с валовой выручки от продаж всей системы, а франчайзи получает прибыль (доход за вычетом роялти и расходов) от отдельной торговой точки. Франчайзер , в отличие от франчайзи, заинтересован в более низких ценах и более высоких объемах продаж, а также в более высокой плотности размещения торговых точек в определенных географических районах. Франчайзи зачастую не заинтересованы в коллективных действиях, поскольку выигрывают только в том случае, если подобные действия идут на благо именно их торговой точки. И наконец, ценность участия во франшизной системе снижается для франчайзи по мере того, как они становятся все более опытными, что приводит к возникновению конфликта с франчайзерами по причине сохранения роялти на постоянном уровне.
Франчайзи также склонны нарушать условия соглашения с целью снижения уровня затрат на поддержание бренда системы за счет других франчайзи.
Наконец, франчайзинг связан для франчайзи с определенными расходами. Прежде всего — это высокая первоначальная стоимость организации франшизной сети. Применение франчайзинга представляется целесообразным только в тех случаях, если сеть является достаточно крупной. Во-вторых, уровень доходности франшизных предприятий ниже уровня доходности торговых точек, управляемых компанией, и в некоторых случаях компании могут заработать больше, управляя собственными точками самостоятельно.
Теперь, когда вы имеете полное представление о недостатках франчайзинга, имеет смысл ознакомиться с тем, что необходимо для построения франчайзинговой сети и ее контроля.
Компоненты, необходимые для построения франчайзинговой сети:
-
Маркетинговый аудит региона
-
Предоставление оптимальной модели бизнеса франчайзи:
-
выбор местоположения фирменного предприятия
-
определение оптимального по рентабельности формата магазина
-
- Предоставление франчайзингового пакета:
- Клиентская политика
- Стандарты фирменной торговли
- Merchandising-book (принципы развески и выкладки товара в торговом зале)
- Стандарты управления фирменным розничным предприятием
- Единая маркетинговая и рекламная политика
Контроль франчайзи:
- Аудит фирменной сети:
- плановый
- стихийный
- Сертификация фирменного Предприятия
- Предоставление Партнерами установленных форм отчетности:
- отчет по реализации товара
- фотоотчет по оформлению торгового Предприятия
- фотоотчет для отдела мерчендайзинга
- отчет по дисконтным картам
- Проведение акции «Тайный покупатель»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?