Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Форматы для чтения
Чтобы оживить спрос на книжном рынке, ритейлеры создают разнообразные форматы магазинов. Они будут успешными, если научатся управлять ассортиментом книг и предлагать адекватный сервис
«Сегодня в России гораздо больше видов книжных магазинов, чем на Западе», — говорит Георгий Лямин, генеральный директор крупнейшей в России книготорговой компании «Топ-книга». По его словам, российский книжный рынок вступил в новую фазу развития: книжная розница за 2005 год приросла на 30—40%, ровно потому что стали развиваться современные форматы торговли. Новые магазины открыли в прошлом году все отечественные сетевые книготорговые компании: «Новый книжный» и «Буквоед» (принадлежат издательству «Эксмо»), «Буква» (принадлежит издательству АСТ), «Книгомир», «Литера», «Лас-Книгас», «Пиши-читай» (принадлежат оптовой компании «Топ-книга»), «Букбери» (принадлежит одноименной компании). Этот рост особенно ощутим, если вспомнить, что несколько лет назад розничная книготорговля в России почти никак не развивалась. Большинство новых розничных сетей принадлежит издательствам. Развивать свою собственную розницу они решили, чтобы быть ближе к конечному потребителю.
Сегодня отечественная книжная розница покрывает 70% существующего спроса на книги. По-прежнему в России масса городов и населенных пунктов, где нет книжных магазинов. Если сравнивать с западными странами, то наша страна безнадежно отстает от них. «В странах ЕС на один магазин приходится 10 тысяч жителей, в России — 50—60 тысяч», — говорит г-н Лямин. Так что книжным сетям в России есть куда развиваться.
Однако куда важнее физического увеличения книжной розницы качественное изменение за последние два года ее структуры. Если раньше книжные магазины в России отличались друг от друга только площадью, то сегодня они представлены самыми различными форматами — от дискаунтера до элитного книжного клуба с высоким уровнем сервиса. «Два-три года назад книготорговые компании стремились просто открывать новые магазины. Сегодня ситуация иная, — говорит Сергей Завидов, начальник отдела продаж компании „Эксмо«, — ритейлеры стараются прежде всего разнообразить свое предложение. Многие из них научились оценивать демографические, культурные и социальные особенности регионов, где работают, и создавать там новые, адекватные форматы книжной торговли». Рынок книжной торговли, и это уже совершенно очевидно, повторяет тот путь, что прошли другие виды розницы — продовольственная, парфюмерно-косметическая, сети электробытовых товаров. С той лишь разницей, что на тех рынках переход от безликих магазинов к разнообразным по ценовой и ассортиментной политике розничным форматам случился гораздо раньше — в конце 90-х годов.
Нерентабельная духовность
Отставание книготорговых сетей от других видов розницы не случайно. Это связано прежде всего с невысокой стоимостью книги в России — она дешевле, чем в европейских странах, в среднем в пять-семь раз. «Невысокая цена книги в России обусловлена исторически — с советских времен люди привыкли, что книги дешевы», — говорит г-н Лямин. Из-за этого книжные сети с трудом выходили на рентабельность, а значит, не имели возможности бурно развиваться.
В последние год-два цены на книги в России стали немного расти — примерно на 10—15% в год. Однако книжные ритейлеры говорят, что их бизнес по-прежнему мало привлекателен для инвесторов: чтобы в книжный бизнес начали вкладывать деньги, книги в России должны стоить, как минимум, в два-три раза дороже. Есть и другая причина отставания книжной розницы от других видов ритейла. «Книги — продукт, предназначенный для удовлетворения духовных потребностей человека, а значит, если вспомнить „пирамиду«Маслоу, потребность в них появляется только вслед за удовлетворением потребностей в материальных товарах — еде, одежде, обувь и так далее. Инвестиции в строительство книжного магазина возвращаются в два раза дольше, чем в магазины других потребительских товаров», — говорит Светлана Фриденберг, генеральный директор компании «Букбери».
Рост книжного ритейла сдерживало и падение интереса к чтению у россиян. За последние десять лет число регулярно читающих людей в нашей стране, по данным компании «Топ-книга», сократилось с 49 до 26%. Число же людей, которые вообще не читают книги, напротив, возросло с 23 до 34%. Маркетологи объясняют это тем, что в обществе начал происходить естественный процесс замещения книг интернетом, периодическими изданиями, CD и DVD-дисками. Не случайно книжный рынок в России в последние годы прирастал только за счет роста стоимости книги. Сегодня емкость российского книжного рынка оценивается в 1,9 млрд долларов. Чтобы активизировать интерес покупателя к книгам, издатели вынуждены постоянно увеличивать свою «книжную полку» — число наименований издаваемых книг. По количеству наименований издаваемых сегодня книг — около 100 тысяч наименований — Россия уже вышла на четвертое место в мире, уступая только традиционным лидерам книгоиздания — США, Китаю и Великобритании.
Книга-барабулька
Ритейлеры оживить спрос на вялом книжном рынке могли только одним способом — создать уникальное предложение. Около двух-трех лет назад это поняли самые продвинутые игроки книжного рынка — «Топ-книга», «Букбери», «Эксмо», АСТ, имеющие собственные розничные сети. Эти компании решили выбрать для развития конкретные рыночные ниши — ценовые (как «Топ-книга», которая стала продвигать эконом-форматы «Литера» и «Пиши-читай»), ассортиментные (как компания «Букбери» с одноименной сетью, которая сосредоточилась только на качественной, интеллектуальной литературе) и сервисные (как компания «Эксмо» с розничной сетью «Буквоед», в магазинах которой работают кафе, интернет и кинозал).
В результате на отечественном книжном рынке появилось несколько розничных форматов в разных ценовых сегментах. «Этим наша книжная розница резко отличается от иностранной, где, как правило, используются всего два формата. Первый — книжный супермаркет, предлагающий покупателям максимально широкий ассортимент и сервис. Такой формат характерен для столиц, крупных городов. Второй формат — это мини-маркет, с тематически суженым ассортиментом, без всякого сервиса, распространенный, например, в студенческих кампусах», — говорит г-н Лямин.
Если посмотреть на структуру российской книжной розницы, то оказывается, что лучше всего наши книжные ритейлеры освоили средний сегмент рынка. Здесь работают крупнейшие федеральные книжные сети: «Книгомир» из 275 магазинов, «Буква» из 134 магазинов, «Библиосфера» из 31 магазина (принадлежит издательству «Инфра М»). В этом же сегменте присутствуют и локальные книжные сети, например «Московский Дом книги на Новом Арбате» (принадлежит ГУП «Московский Дом книги») из 38 магазинов, а также «Снарк» (принадлежит питерскому издательству «Азбука») из 28 магазинов. Насыщен средний сегмент еще и потому, что в нем исторически сильны позиции одиночных книжных магазинов-брендов, таких как московские «Библиоглобус» и «Москва». Чаще всего книжные сети в среднем сегменте создавались на базе крупных советских магазинов, и сегодня они представляют собой наиболее привычный для потребителя формат с достаточно широким ассортиментом, умеренным сервисом, активным продвижением новинок и бестселлеров.
Поскольку магазины среднего формата ориентированы преимущественно на обывателя, он подразумевает очень четкую навигацию. «В расположении отделов должна быть логика: например, желательно, чтобы отдел „Экономика«следовал за отделом „Юриспруденция«, а не за отделом „Мастера любовного романа«», — говорит г-н Завидов. Посетитель таких магазинов обычно не очень сведущ в новинках литературы, а потому ему требуется подсказки. Для этого в книжных супермаркетах размещают отзывы известных людей о недавно вышедших книгах, а также приглашают их авторов для презентации.
Однако сегодня средний сегмент становится менее интересным для книжных ритейлеров — он уже близок к насыщению. Российские книжные ритейлеры хорошо научились управлять форматом «средних» магазинов, например оперативно внедрять в ассортимент новинки. «Как только выходит новинка, тот же очередной роман Робски, супермаркеты тут же выкладывают его, как какую-нибудь свежую барабульку, на видное место», — поделилась своими впечатлениями одна из постоянных посетительниц сети «Книгомир». Освоили ритейлеры и некоторые бонусные схемы. Так, во многих книжных супермаркетах покупателю «Гарри Поттера» в подарок предлагают книгу в жанре фэнтези для подростков.
Книги — в село
Гораздо больше перспектив у российских книжных сетей в нижнем и дорогом сегментах, где конкуренция не настолько сильна. Именно в этих сегментах появились в последнее время новые для российского рынка форматы книжных магазинов — дискаунтеры и интеллектуальные магазины-клубы.
Наибольший рост продаж сегодня демонстрируют книжные магазины-дискаунтеры — 80—100%. Правда, этот формат представлен на рынке еще слабо. Прежде всего потому, что до недавнего времени никто из игроков не мог позволить себе играть с ценами при изначально столь низкой для развития бизнеса стоимости книги — рентабельность в производстве и в продвижении книг на рынке не превышает 5—7%.
Создавать дешевое розничное предложение под силу было только «Топ-книге», потому что она контролирует до 80% российской оптовой книготорговли. «Мы вышли на создание магазинов-дискаунтеров случайно, — говорит г-н Лямин, — большую часть наших клиентов составляли мелкие оптовые компании, лоточники. Мы подумали: почему бы нам не сделать для них тележки? Пусть идут по складу и выбирают продукцию сами, как в каком-нибудь Metro. И решили к тому же разнообразить ассортимент канцелярией. Так получился формат cash & carry, который мы стали развивать под брендом „Литера«». Ключевым требованием к этому формату оказалось наличие больших площадей (свыше 2 тыс. кв. м), чтобы вместить ассортимент, который удовлетворял бы и мелких оптовиков, и обычных покупателей. Как правило, ассортимент в таких магазинах более размытый, в нем много прикладной литературы, а также канцелярских товаров и периодики, занимающих не менее трети всего ассортимента.
Изначально «Топ-книга» начала развивать этот формат в регионах, где нет возможности получать книги напрямую от издательств. «Спрос на cash & carry в регионах оказался просто фантастический», — говорит г-н Лямин. Однако этот формат пошел и в столице: например, в «спальных» районах Москвы оказалось предостаточно людей, желающих сэкономить на покупке книг. К тому же с приходом транснационального оператора cash & carry Metro у москвичей сложилась традиция посещать такие магазины.
А вот свой второй формат магазинов-дискаунтеров — «Пиши-читай» — «Топ-книга» вывела, ориентируясь уже только на регионы. По словам г-на Лямина, в России масса небольших городов, поселков, где вообще нет книжных магазинов. Книги там если и продаются, то вперемешку с обувью, моющими средствами и проч. «Магазины в таких точках очень перспективны. Трудно представить, чтобы их житель, подобно европейцу, сел в выходные в машину и поехал за сто километров в ближайший книжный магазин — у него и машины-то нет, — говорит Георгий Лямин. — Для таких поселков мы разработали формат магазинов площадью менее 50 квадратных метров». Ассортимент таких магазинов должен быть строго просчитан: это только дешевые книги в мягкой обложке, зачастую на газетной бумаге. Тематическая подборка обязательно должна включать в себя прикладную литературу (например, книги по свиноводству), немного литературы по оздоровлению, эзотерике, а также книги, написанные по сценариям телесериалов. До половины ассортимента сети «Пиши-читай» составляет канцелярия, которая быстрее приносит доход, чем книги.
Комфорт располагает к чтению
Хороший рост продаж сегодня и у книжных магазинов в дорогом сегменте — 20—30%. Как правило, это гипермаркеты или супермаркеты с чрезвычайно широким ассортиментом и повышенным уровнем сервиса. Они ориентированы прежде всего на жителей больших городов. Среди них — интеллектуалы, библиофилы и те, для кого книжный шопинг — просто приятное времяпрепровождение. Сегодня магазины с такой концепцией развивают сети «Буквоед», Лас-Книгас», «Букбери».
Наиболее характерный пример — книжная сеть «Букбери». Как рассказывают ее менеджеры, несколько лет назад один из ее будущих акционеров решил создать сеть книжных магазинов, не похожую на другие. Будучи заядлым книжником, он хотел собрать в нем только уникальные издания. Эта идея оказалась созвучна Тиму Уотерстоуну — легендарной фигуре в мировом книжном бизнесе, основателю и владельцу европейской дорогой книжной сети Waterstone. Г-н Уотерстоун стал одним из акционеров российской сети «Букбери». Эти магазины строились по тем же принципам, что и сеть Waterstone: ассортимент, способный удовлетворить самого взыскательного читателя, и максимальный комфорт. Чтобы выполнить первое, ритейлерам необходима более тщательная, чем обычно, работа с издательствами. «Посетитель не найдет в наших магазинах низкопробной литературы — ни в буквальном, ни в фигуральном смыслах: мы, например, не работаем с книгами на плохой бумаге, в мягких обложках. Очень внимательно относимся к качеству литературы, даже если это массовый жанр, как, например, детектив, — говорит г-жа Фриденберг. — Для этого помимо крупных издательств мы работаем с небольшими креативными компаниями — например, с издательством „Иностранка«».
Сервис — другая важная часть этой розничной концепции. «В таких магазинах должно быть все, чтобы посетитель чувствовал себя комфортно: диванчики, кафе, где за чашкой капуччино он может полистать понравившуюся ему книгу, — говорит Денис Котов, генеральный директор сети „Буквоед«. — Чем дольше посетитель задержится в книжном магазине, тем больше шансов, что он сделает покупку». Важно не оттолкнуть читателя назойливым сервисом: например, комментарии известных людей по поводу новинок могут показаться посетителям, искушенным в литературе, едва ли не оскорблением. Особое внимание отводится атмосфере магазина. «Мы изначально предполагали, что „Букбери«не столько магазин, сколько клуб, — говорит г-жа Фриденберг, — для этого мы каждую неделю устраиваем тематические вечера — например, вечер современной русской поэмы».
Как видим, российская книжная розница активно расширяется, заполняя новые географические и тематические ниши. Это значит, что система сбыта книг в России, распавшаяся в 90-е годы, восстанавливается. До насыщения книжной рознице еще далеко: она по-прежнему обеспечивает только две трети российского книжного рынка, по-прежнему остро чувствуется ее недостаток. Не секрет, что на рынке также растет и количество провалившихся розничных проектов: обанкротилась сеть «Читай-город», закрылся большой книжный магазин на Тверском бульваре. Каждый месяц в России становятся банкротами десятки книжных магазинов. Очевидно, что торговать книгами в условиях снижающегося интереса к чтению непросто. Для этого нужно научиться точно просчитывать ассортимент, освоить технологии продаж, как это научились делать продовольственные розничные сети. «Наши книжные ритейлеры только сейчас начинают понимать, что рядом с подарочными изданиями неплохо бы разместить упаковку к ним, а с блокнотами — набор ручек, — говорит г-жа Фриденберг. — Мерчендайзинг, технологии продаж книг в России только-только начинают развиваться».
Россия | Испания | Италия | Польша | США | Франция | Мировой рынок | |
Число наименований (тыс.) | 87 | 309 | 54 | * | 195 | 65 | * |
Общий тираж (млн экз.) | 760 | * | 251 | * | 1700 | 512 | * |
Торговый оборот книжной отрасли | 1,8 млрд долл. | 2,9 млрд евро | * | 0,5 млрд евро | 23,72 млрд долл. | 2,95 млрд евро | 70 млрд долл. |
Рост оборота по сравнению с 2003 годом (%) | 6 | 3,2 | * | 11 | 1,3 | * | * |
Средняя цена одной книги (евро) | 3 | 12 | * | 11 | * | *ИнтервьюИгорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями» Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации? |