Наталья Яценко, редактор отдела «Компании» «Эксперт Юг»
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Фиаско в шаговой доступности
Неожиданный покупатель
Зачем «Концерну “Покровскому”», более известному в Ростове-на-Дону как строительная компания, специализирующаяся на строительстве жилья класса «премиум», понадобился столь проблемный актив и что он собирается с ним делать, Андрей Коровайко объяснил логично. Он напомнил, что концерн владеет агрохолдингом «Каневской», который включает в себя 6 сельхозпредприятий, элеватор, консервный завод, тепличные комплексы, Каневской и Павловский мясокомбинаты. По совокупным объёмам производства молока, говорит Коровайко, агрохолдинг занимает второе место в России и при этом имеет розничную торговую сеть с более чем 100 магазинами по Краснодарскому краю и Ростовской области. Сеть магазинов в малом формате развивается под брендом «Станица», в формате мини-маркета — под брендом «Покровский». Выручка «Каневского» за 2009 год превысила 5 млрд рублей, чистая прибыль — 700 млн рублей. С помощью розничной сети агрохолдинг реализует примерно треть производимой продукции и планирует увеличить этот объём вдвое — по этой причине «В 2 шагах» представляет для агрохолдинга стратегический интерес.
В настоящее время агрохолдинг «Каневской» взял на себя оперативное управление хозяйственной деятельностью сети. С целью восстановления платёжеспособности сети «В 2 шагах» из средств агрохолдинга «Каневской» было произведено погашение задолженности по арендной плате арендуемых магазинов, частично погашена текущая задолженность по кредитам, коммунальным платежам и заработной плате сотрудникам. Торговой сети «В 2 шагах» был предоставлен товарный кредит на сумму около 50 млн рублей.
«Дальнейшая судьба сети во многом зависит от результатов переговоров со Сбербанком по реструктуризации кредита, — говорит Андрей Коровайко. — Концерн “Покровский” проводит работу по сверке существующей задолженности и установлению её точного объёма. Ситуация осложняется тем, что группа компаний “Алекс-Ростов” (владелец торговой сети “В 2 шагах”. — “Эксперт ЮГ”) имеет сложную систему корпоративного управления и включает в себя десятки компаний розничной и оптовой торговли. Первоочередная задача — восстановить в течение марта 2010 года нормальную работу оставшихся магазинов, в противном случае все предпринимаемые усилия по спасению торговой сети будут напрасны — и в этом мы рассчитываем на понимание со стороны кредиторов».
Сообщить сумму и условия сделки по приобретению сети г-н Коровайко отказался. По инсайдерской информации, г-н Холопов уже получил в счёт сделки 200 млн рублей. По оценкам специалистов ИА INFOLine, стоимость сделки, скорее всего, не превысила 10 млн долларов. Это без учёта недвижимости, суммарная торговая площадь которой составляет около 22 тысяч кв. м, приблизительно 30% из которых — в собственности сети.
Для сравнения, в конце 2007 года бывший владелец сети Андрей Холопов оценивал в 20–25 млн долларов четверть своего бизнеса: он тогда искал покупателя на блокирующий пакет акций (25% + 1 акция) и даже вёл переговоры с неким инвестфондом, назвать который отказывался. Сеть тогда была существенно менее выгодным активом: 50 универсамов давали по итогам 2006 года выручку в 1,1 млрд рублей — в 2008 году она составила около 2,3 млрд рублей, а в 2009 году увеличилась до 3,5 млрд рублей. Впрочем, от привлечения инвестиций путём продажи части бизнеса компания отказалась, по словам г-на Холопова, потому, что «с сетью начал сотрудничать Сбербанк, предоставляя достаточное количество средств на финансирование текущей деятельности и развитие».
Что заставило продать свой бизнес в феврале этого года столь скоропалительно и дёшево, спросить у самого владельца и президента ЗАО «В двух шагах» не удалось. Г-н Холопов в течение последних полутора недель оставался недосягаем ни по одному из имеющихся в распоряжении редакции контактов и не ответил ни на один запрос.
Продешевить или обанкротиться
Михаил Бурмистров, генеральный директор «INFOLine-Аналитика», уверен, что в последний год деятельности руководство сети совершило столько ошибок, что уже к февралю 2010 года стало ясно: если компании не удастся привлечь инвестора, то может быть закрыта большая часть магазинов и сеть окажется близка к банкротству. «Долгое время в связи с бурным ростом ряд российских ритейлеров демонстрировал низкую эффективность с точки зрения использования заёмных ресурсов, быстрого роста, регионального развития, ассортиментной матрицы и прочее, — говорит г-н Бурмистров. — Когда рынок рос, эти факторы нивелировались. Сейчас этот период кончился. И как только изменилась ситуация, многие сети оказались на грани банкротства. Причина — невнимание к ключевому фактору: не важно, сколько у вас магазинов, важно, сколько из них приносят деньги».
Первые тревожные сигналы о состоянии дел в сети «В 2 шагах» начали приходить из Саратова, куда в начале 2009 года ростовский ритейлер вошёл с большой помпой, купив оборудование и перезаключив договоры аренды на 34 из 52 помещений, ранее занимаемых обанкротившимися продуктовыми сетями «В яблочко» и Smartkauff (УК «Лиа Лев»). К апрелю «В 2 шагах» открыла 34 магазина в Саратове под собственным брендом. Но не прошло и года, как ростовский ритейлер повторил по сути судьбу того, кого купил.
Сделка по покупке саратовских активов не была простой. По словам г-на Холопова, они обошлись в 20 млн рублей. Однако эксперт саратовской общественно-политической газеты «Наша версия» Наталия Гливенко, проводившая собственное расследование деятельности «В 2 шагах» в Саратове, предоставила в распоряжение редакции «Эксперт ЮГ» материалы, согласно которым сумма сделки в реальности существенно больше. В частности, 20 млн рублей было потрачено только на приобретение у владельца «ЛИА-Лев» Льва Съёмщикова торгового оборудования, а по условиям, выдвинутым Съёмщиковым, ростовчане должны были заплатить долги «ЛИА-Лев» за аренду торговых площадей и за коммунальные услуги, которые составляли около трети общих долгов сети, исчисляемых суммой в 150 млн рублей. История с покупкой оборудования, поясняет Гливенко, якобы имела неприятное продолжение: так как «ЛИА-Лев», будучи банкротом, не имел права его продавать, а имущество торгового дома было заложено кредитным организациям, причём не один раз, то вполне закономерно, что банки, пожелавшие получить с должника залог и обнаружившие, что оборудование исчезло, обратились в прокуратуру. В конце 2009 года в «ЛИА-Лев» за разъяснениями ходили судебные приставы Фрунзенского районного отдела судебных приставов и оперуполномоченный ОБЭП КМ УВД по Кировскому району Саратова. Однако им не удалось пока добиться адекватного ответа. Тем не менее, изъятие оборудования из собственности «В 2 шагах» — угроза отнюдь не виртуальная.
Параллельно развивалась ещё более неприятная ситуация с поставщиками Саратовской области сети «В 2 шагах». Начиная с мая, от них посыпались иски в арбитражный суд сначала Саратовской области, потом — Ростовской с претензиями за неоплаченный поставленный товар, и их становилось всё больше от месяца к месяцу — от двух-трёх в мае-июне до двадцати одного в феврале уже этого года. К 1 марта 2010 года, согласно официальным данным сайтов арбитражных судов, в Саратовской области предъявлено 36 исков к ЗАО «В двух шагах», в Ростовской области — 82 иска. Примечательно, что в 2008 году на ЗАО «В двух шагах» было подано всего два иска, а в 2007 году их не было вовсе. Общая сумма исков, по самым приблизительным подсчётам, приближается к 200 млн рублей.
Похоже, форсированное развитие сети осуществлялось за счёт денег из оборота — в ущерб оплатам собственным поставщикам. Причём планы г-на Холопова скромностью не отличались и он открыто заявлял, что продолжит скупку банкротящихся сетей — в частности, планировал экспансию в Воронежскую область, собирался направить более 500 млн рублей на открытие торговых точек в сельских районах, примыкающих к трассе «Москва — Ростов». Из всех планов ему удалось осуществить лишь один: в мае 2009 года он приобрёл сеть «Быть Добру» в Каменске-Шахтинском по схеме, аналогичной саратовской.
Михаил Бурмистров уверен, что рост задолженности перед поставщиками и ухудшение финансового положения сети стало не единственной причиной закрытия магазинов. «Эта причина лишь формальна, — говорит г-н Бурмистров. — Фактически компании просто не хватило финансовых и кадровых ресурсов: после агрессивного выхода в Саратовскую область компания не смогла обеспечить синергию территориально распределённых активов ни с точки зрения логистики, ни с точки зрения закупок. При этом компания характеризовалась невысокой эффективностью операционной деятельности ещё при работе только в Ростовской области: например, сети принадлежало 5 складов, хотя гораздо более эффективно было бы использование одного распределительного центра. При этом у компании практически отсутствовал опыт тиражирования бизнеса, что в сочетании с отсутствием квалифицированных управленческих кадров привело к ухудшению операционных показателей и нехватке оборотного капитала».
Реакция поставщиков не замедлила сказаться: старые перестали поставлять товар и начали разрывать договоры, сеть «В 2 шагах» попала в чёрные списки должников многочисленных порталов российских производителей, а новые стали избегать сотрудничества с компанией с подмоченной репутацией. Пустые полки и бедный ассортимент отвратили от сети покупателей, продажи стали стремительно падать. Все эти проблемы нарастали как снежный ком и в итоге привели к закрытию магазинов. C осени 2009 года в Саратовской области к середине февраля количество магазинов сократилось с 34 до 6. В течение ближайших двух месяцев могут быть закрыты и они. В начале февраля, комментируя ситуацию в Саратове, Андрей Холопов заявлял, что сворачивание сети — результат оптимизации бизнеса, и все свои усилия ритейлер намерен сосредоточить на сохранении магазинов в Ростове и отрицал возможность продажи сети.
Сегодня очевидно, что задачи у сети будут уже несколько иного порядка. Задача номер один — договориться с главными кредиторами. Следующая — поддержать жизнедеятельность работающих магазинов. Далее уже целый ряд вопросов: есть ли перспективы у самого бренда, который получил значительный репутационный ущерб? Хватит ли у агрохолдинга «Каневского» финансовых, кадровых и т. п. ресурсов, чтобы максимально эффективно использовать полученные активы и вывести своё розничное направление на принципиально иной уровень развития? Неясность по этим первоочередным вопросам снимает на ближайшую перспективу вопрос о появлении на юге России ещё одного ритейлера федерального уровня.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?