Декоративное изображение
6 681

Поделиться

Федералы vs регионалы

МЫ УЖЕ НА ДНЕ?

Предсказать масштабы, сроки и подробности протекания кризиса не смогли даже самые маститые специалисты.

Как констатирует независимый консультант Максим Кваша, главный итог прошлого года — катастрофы не произошло и даже присутствуют признаки того, что мировая экономика постепенно выходит из рецессии. Тем не менее кризис продолжается, и есть веские опасения по поводу дальнейшего обострения.

В перспективе на 2011–2012 годы наиболее важными проблемами российской экономики будет неизбежное сокращение резервного фонда страны при одновременном росте обязательств по бюджетным расходам. Правительство вынуждено делать весьма трудный выбор: финансировать текущие социальные расходы за счет внешних заимствований либо повышать налоги и всевозможные поборы с населения, такие как плата за ЖКХ, транспортные и прочие услуги. По факту власти пытаются делать и то и другое, что создает потенциальную опасность «убить» возобновление роста потребления.

Что касается конкретно розничной торговли, то здесь, как отмечает Максим Кваша, положение относительно стабильное. После дна, которое было достигнуто ретейлом в конце лета 2009 года, возобновился рост продаж, причем речь идет именно о реальном увеличении оборота с поправкой на инфляцию. По предварительным данным, результаты крупных ретейлеров много лучше «средней температуры» по отрасли, налицо опережающий рост цивилизованных форматов. Не исключено, что увеличение социальных расходов со стороны властей также позволит рознице сохранять или наращивать свои обороты даже в условиях затянувшейся вялотекущей рецессии.

Справка «ТО»

Многие экономические эксперты и финансовые аналитики сходятся во мнении о том, что нынешний кризис был ожидаем и неминуем. Этот факт обусловили «перегрев» финансовых рынков, когда любой безработный негр в США мог взять ипотеку фактически под 0%; множество «мыльных пузырей» — финансовые и другие активы, которые не представляли собой ничего ценного, но котировались на биржах за миллиардные состояния; глобальные дисбалансы в мировой экономике (перечислять их можно очень долго) и, наконец, циклическая рецессия.

Во всем мире власти предпринимают такие формальные шаги по недопущению ухудшения ситуации, как увеличение бюджетных расходов, поддержка финансового сектора и крупных предприятий, увеличение социальных расходов в расчете на поддержание внутреннего спроса. Однако в нашей стране эти меры лишь смягчают влияние кризиса на российскую экономику и население, но не решают основных проблем: резкого снижения доходов государственных и частных предприятий вследствие падения цен на энергоносители, уменьшения платежеспособности населения, роста безработицы. Надо подчеркнуть, что помимо объективных причин здесь есть множество и таких факторов, которые могли бы быть устранены (по крайней мере, теоретически). Сюда прежде всего относят всеобъемлющую коррупцию и чрезмерное госрегулирование. Но представить себе Россию без взяточников вряд ли возможно.

ОКНО В БУДУЩЕЕ

Отечественная розница продолжает развиваться, но это развитие протекает очень неравномерно. В частности, по словам Михаила Бурмистрова, руководителя отдела аналитики исследовательского агентства InfoLine, общее количество гипермаркетов в России в 2009 году выросло всего на 39 против против 83 в 2008 году (сеть «Карусель» открыла 12 новых объектов, «Магнит» — 10, Auchan и «О`Кей» — по 5 и т. д.). В том же году были введены в строй 1136 дискаунтеров и магазинов у дома, причем 639 из них открыла сеть «Магнит», 191 — «Пятерочка», 56 — «Копейка», 55 — «Монетка», 42 — «Дикси». Количество супермаркетов в стране в 2009 году фактически не возросло.

Говоря о ближайшем будущем российского ретейла, можно делать разные прогнозы. Не лишено логики предположение о том, что региональная розница будет развиваться по петербургскому сценарию. Ведь общепризнано, что Северная столица в этом плане опережает не только удаленные регионы страны, но и Москву. Михаил Бурмистров прямо называет Санкт-Петербург «окном в будущее розничной торговли России». Каково же оно? Уже по итогам 2008 года доля сетей FMCG на рынке розничной торговли продовольственными товарами в Северной столице превышала 81% (лидировали X5 Retail Group — почти 25%, «О`Кей» — около 15% и «Лента» — около 12%). Магазинов у дома насчитывалось более 670, супермаркетов — более 80, гипермаркетов — 54. Средняя выручка с 1 кв. м составляла порядка 11 тыс. долл. В 2008 году выручка сети «Пятерочка» в Петербурге составила 1,713 млрд долл., «О`Кей» — 1,57 млрд долл., «Карусель» — 0,75 млрд долл., «Дикси» — 0,327 млрд долл., «Ашан Россия» — 0,312 млрд долл. Эти цифры свидетельствуют о том, что петербургский рынок ретейла развивается по смешанному пути, в котором смикшированы французская модель с большой долей гипермаркетов («О`Кей», «Карусель», «Ашан Россия») и немецкая модель, в которой доминируют дискаунтеры («Пятерочка», «Дикси» и др.). Причина популярности этих форматов очевидна: общая характеристика гипермаркетов и дискаунтеров — низкие цены.

В то же время нельзя сказать, что супермаркетам и прочим современным розничным форматам в этой системе нет места. Данный факт хорошо демонстрирует своим примером петербургская сеть универсамов «Полушка», насчитывавшая по состоянию на 1 октября 2009 года 78 магазинов. За девять месяцев того же года сеть открыла 25 новых объектов, прирост площадей составил 36%. Секреты успеха «Полушки» довольно просты: круглосуточный режим работы, ассортимент из более чем 6000 позиций, торговая площадь от 150 до 700 кв. м, выручка с 1 кв. м — более 14 тыс. долл., собственный РЦ площадью 3000 кв. м, минимальная долговая нагрузка. Но есть и риски: некоторые магазины убыточны, высоки затраты на аренду площадей, низка рентабельность сети. В то же время, по мнению ряда экспертов отрасли, именно эта модель в будущем позволит выживать сетям мини- и супермаркетов, универсамов и прочих некрупных магазинов самообслуживания в условиях постоянно усиливающейся конкуренции.

Анти-бизнес-кейс

Андрей Калмыков, управляющий компанией Trade Help

Консультируя большое количество торговых сетей Украины, России, Казахстана и Белоруссии, я подметил одну замечательную вещь: не перевелись еще Остапы Бендеры на земле русской. Нередко розничные компании развиваются по принципу «вложим в Нью-Васюки по полной». Сценарий такой:

«Ну, мы купили в Петропавловске участок под крупный формат в 2008 году. Недорого. Ничего, что в Петропавловске, согласно официальной статистике, средняя заработная плата в 2,4 раза ниже, чем в Алма-Ате. Ничего, что потребление продуктов не растет, зато выпуск водки вырос за один год на 28%. Ничего, что участок — как треугольник с острым углом. Не переживай, что канализация за полтора километра и тепло все‑таки обещают провести! Зато дешево! За 400 тыс. денег взяли 1,2 га по 3333 за сотку! Нам надо 2,2 га минимум, но 1,2 за эти деньги — дешево же!

Люди! Никому участок в Петропавловске не нужен в 2010 году? Так дешево же! Для чего? Как для чего? Для бизнеса! Ну конечно, суперский! А какой у тебя бизнес? Торговля? Под торговлю подойдет, конечно! У меня, к примеру, есть! За 600 тыс. денег отдам! Что тут думать — брать надо!

— Жители Нью-Васюков! Все 12 тыс. жителей! Мы построим в вашем, как это сказать, городе новый ТРК на 50 тыс. кв. м, как это сказать, с мультиплексом, и катком, и бассейном! И будем возить вас в него на «поршах»! Поэтому смета на строительство большая! «Порши» нужны уже сегодня — Маша, выписывай счет!

Сынок! Да нам бы магазин‑то простой, чтобы крыша не текла, чтоб — канализация весной не кипела!

— Да подожди ты, мать! Планов громадье — вон Петька уже в Кукуево семь раз базу перемерял! А мы отстаем».

Увы, в этой истории многие инвесторы могут узнать самих себя.

Предлагаю перечень законов о развитии бизнеса. Первый закон: учредитель, не жалей денег на маркетинговое исследование региона! Твои четыре ужина стоят дороже! Второй закон: каждый владелец шинного завода мечтает заманить якорного ретейлера к себе в цеха! Учредитель, помни: Советский Союз планировал заводы и фабрики, чтобы люди в них трудились, а не торговали. Третий закон: формула неуспеха «куплю дешево — вложу немного — получу много» в 90% случаев обозначает «куплю дешево — недовложу — продам дешевле, чем купил». Учредитель, не верь себе любимому — верь числам, исследованиям, статистике! Четвертый закон: 10 тыс. долл. на бизнес-план — это не траты, это вложения! Учредитель, прогнозируй! Прогнозируя не спеши!

СЪЕДЯТ ТОЛЬКО СЛАБЫХ — НЕ БУДЬТЕ ТАКИМИ

Специалисты InfoLine прогнозируют дальнейший рост присутствия федеральных и международных ретейлеров на фоне сокращения доли, занимаемой региональными сетями. За счет проведения сделок по слияниям и поглощениям ускорится консолидация рынка. Правда, произойдут определенные трансформации в схеме внедрения «крупняка» в регионы. Если раньше стратегия экспансии федеральных сетей заключалась в выборе региона с наиболее быстро растущими продажами, то теперь перед большими сетями стоит задача поиска сотрудников, имеющих опыт работы в регионах с падающим спросом, и передачи их опыта прочим менеджерам и в другие регионы. Вследствие сокращения планов развития, замораживания строительства новых объектов и закрытия убыточных магазинов темпы количественного прироста организованной розницы заметно снизятся (что уже происходит).

Для всех участников рынка одним из ключевых вопросов остается повышение эффективности существующих магазинов (исчисляемой по выручке с 1 кв. м и в расчете на одного сотрудника). В качестве хрестоматийного примера малоэффективной сети FMCG (читай — примера того, как не надо работать) многие называют сеть универсамов «Патэрсон», которую приобрела группа X5. Сеть, существующая с 1997 года, имеет довольно высокую долговую нагрузку (около 3,5 млрд руб.), неконкурентоспособные цены, высокие издержки на логистику, низкую эффективность менеджмента и низкие показатели по выручке (около 8,5 тыс. долл. с 1 кв. м).

Что делать, чтобы не пополнить ряды ретейлеров, которые будут вынуждены объявить о своем дефолте или которых поглотят более крупные конкуренты? Прежде чем пытаться оптимизировать работу сети, Михаил Бурмистров (компания InfoLine) советует собственникам бизнеса вначале измерить его эффективность. Для адекватной оценки желательно сравнить себя с конкурентами по называвшимся параметрам (выручка с 1 кв. м в год и на одного сотрудника в год), определить валовую прибыль и рентабельность, а также посчитать издержки на аренду или приобретение торговых помещений, логистику и пр. Такая оценка позволит сразу выявить наиболее сильные и слабые стороны компании и целенаправленно заняться процессом оптимизации бизнеса.

С вопросом эффективности розничных форматов в частности и бизнеса в целом тесно связана и такая интрига: кто победит в конкурентной борьбе — федеральные или региональные сети? Ответ на этот вопрос далеко не однозначен (например, считающаяся ныне федеральной сеть «Магнит» выросла из регионов). Конечно, в арсенале у федералов есть очень грозное оружие — опыт работы не только в одном регионе, технологии «продавливания» поставщиков и доступ к серьезным финансовым ресурсам, а значит, они могут запросто обеспечить более низкие цены, нежели у локальных игроков. Лояльность региональных потребителей местным ретейлерам высока далеко не везде, и они вполне способны плавно перетечь в магазины крупных сетевиков.

С другой стороны, у большинства локальных сетей налажена очень тесная связь с потребителями, обычно в активе региональных ретейлеров есть неплохой административный ресурс, а также связи с местными поставщиками. Кроме того, как отмечают некоторые специалисты от розницы, так называемый эффект «Уол-Марта» (смерть локальных игроков в результате прихода в регион крупного сетевика) не всегда является гарантией гибели для небольших ретейлеров. Если сеть располагает правильно выстроенной логистической цепочкой, ассортиментом, отличным от того, что предлагает «крупняк», и оперативно реагирует на изменения потребительских предпочтений, она имеет все шансы выжить в конкурентной борьбе.

Как стать Давидом, которому не страшен Голиаф

В Бугульме, небольшом городе в Татарстане (его население составляет 90 тыс. человек), работает местная сеть «Медуница». Она насчитывает десять супермаркетов, располагает собственным распределительным центром, иначе говоря, централизованной системой поставок, а также фабрикой-кухней, которая выпускает продукцию под собственными брендами (салаты, полуфабрикаты, выпечка). Такому ретейлеру не страшен приход на местный рынок ни «Магнита», ни «Пятерочки» с их низкими ценами, но откровенно плохими торговыми залами и минимальным ассортиментом.

Торговое оборудование

Глеб Корнев

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами