Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Fashion ищет новые пути
Как изменились пути поставок в сегменте Fashion, что происходит с ценами и какие стратегии и ниши сейчас наиболее выгодны, – Retail.ru спросил у нескольких логистических компаний.
Ситуация с логистикой на fashion -рынке: новые маршруты и новые цены
Наталья Жукова, руководитель клиентского отдела BMJ-logistics
Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок Россия и страны СНГ Noytech Supply Chain Solutions
Александр Видинеев, заместитель генерального директора по ключевым клиентам Stalogistic
Основной поток fashion-товаров идет из КНР, Индии, Бангладеш, Турции (путем параллельного импорта), Вьетнама, Пакистана, Узбекистана.
В связи с существенными ограничениями морских перевозок на прибалтийские порты наращиваются объемы поставок через традиционные маршруты из Индии, Пакистана, Бангладеш через Новороссийск и Владивосток. Помимо этого, разрабатываются новые для отрасли каналы доставок через Турцию + Азербайджан, через Иран + Азербайджан, а также Афганистан + Узбекистан + Казахстан.
Многие компании обратили внимание на страны Средней Азии: Казахстан (предлагающий параллельный импорт), Киргизию, Таджикистан. Активно ведутся переговоры, размещаются пробные партии и осуществляются первые доставки из новых регионов.
Мария Мартынова, заместитель исполнительного директора «Курьер Сервис Экспресс»
Сейчас новые варианты доставки апробированы и работают, но логистика стала дороже, а сроки выросли. Основной поток товаров сегмента fashion поступает на российский рынок из Азии, поскольку преимущественно там расположены производства известных иностранных брендов. Это как раз оказалось выгодно тем торговым маркам, которые не ушли из России и продолжают продавать свои коллекции. Все произошедшие для них изменения свелись к повышению стоимости перевозки в контейнерах, а также незначительным корректировкам маршрутов.
Наблюдается существенный рост цен. Если в марте-апреле он был вызван курсовой нестабильностью, то впоследствии подкрепился увеличением расходов на логистику.
Премиальные бренды выросли в цене более чем на 40%, массовый сегмент – в среднем на 30%.
Тренды: стоковые коллекции, дискаунтеризация, переориентация потребителя
Наталья Жукова, BMJ-logistics
Начиная с конца февраля более 95 зарубежных ритейлеров прекратили свою деятельность на территории России, 47% из них относятся к сегменту fashion. С одной стороны, это открывает возможности для развития отечественных компаний, но среди них не так много массовых брендов. Именно работа с товарами невысокой ценовой категории сегодня наиболее перспективна. В кризис люди начинают экономить. Это не означает полный отказ от покупки той или иной продукции, а в первую очередь уход в более низкий ценовой сегмент. По данным NielsenIQ, 66% потребителей снижает расходы на покупку новой одежды, 68% на развлечения вне дома, 62% на питание вне дома. Мы получаем все большее количество запросов на доставку стоковых товаров, коллекций прошлых годов, которые реализуются поставщиками по низким ценам. В текущей ситуации видим, что тренд на импорт этих товаров будет сохраняться.
Иван Головко, Noytech Supply Chain Solutions
Сейчас на рынке идет активная трансформация: крупные поставщики уходят и появляется большое количество мелких дистрибьюторов. Но об опустении рынка в связи с уходом иностранных брендов говорить не приходится.
Александр Видинеев, Stalogistic
За последние два года рынок постепенно наполнился новыми отечественными ритейлерами. Пока это no-name бренды. Есть столкновение с неожиданно устойчивым потребительским поведением. Мы видим определенный дискомфорт покупателя, которому кажется, что без западного бренда, к которому он всегда приходил, не думая, дальше жить невозможно. Однако повторное изучение доступного ассортимента стабилизирует его. Критической пустоты на рынке нет, предложений достаточно.
Если говорить о ценах конечной продукции для покупателей сейчас, то по отношению к ценам 2021-го – середины 2022 года они не должны расти. Предпринимаемые импортерами меры направлены на снижение себестоимости в части закупки и транспортировки продукции. Рост цен – следствие понесенных fashion-импортерами убытков в прошлых периодах, в том числе в 2020–2021 годах, и локальной спекуляции на рынке.
Мария Мартынова, «Курьер Сервис Экспресс»
Не все ритейлеры смогли реализовать традиционные смены коллекций к новым сезонам, многие бренды продают остатки. Есть компании, которые в целом изменили подход к частоте обновления своих коллекций в сторону их сокращения, применяя этот метод в качестве оптимизации, урезая таким образом лишние косты и обеспечивая за счет более редкой смены ассортимента гарантированные сроки поставки новой продукции.
Пока торговые центры выглядят пустовато. И это демонстрация того, что ниша в стране освоена не до конца. В то же время меняется покупательская активность, идет трансформация потребительского спроса. Поэтому емкость рынка пока не определена.
Российские бренды продолжают появляться. Но аналоги ушедших с рынка гигантов можно пересчитать по пальцам, к тому же они есть не во всех сегментах. Скажем, кто сможет заменить Adidas, Nike, Puma?
Ближайшие перспективы
Наталья Жукова, BMJ-logistics
Удорожание производства, логистики, рост курса валют в феврале и марте приводили к росту цен на отдельные категории товаров до 50%. Сейчас на фоне снижения курса валют сохраняется рост цен на логистику и сырье для производства продукции категории fashion. По нашим оценкам, в среднем цены на товары сезона осень/зима выросли на 13%.
Иван Головко, Noytech Supply Chain Solutions
По мере улучшения пропускной способности на юге страны и на границе с Китаем поставки грузов по этим направлениям возрастут и товары станут дешевле. Со временем ритейл перестроится на доставку из дружественных стран. Мы не ожидаем никаких потрясений в области импорта – худшее, в принципе, уже позади.
Александр Видинеев, Stalogistic
Если же говорить о будущем импортозамещения, то тут все не так просто. Учитывая все текущие обстоятельства в РФ и постепенное снижение цен на международную транспортировку, а также производство в Средней Азии, пока выгоднее по-прежнему импортировать продукцию из-за границы или разрабатывать толлинговые схемы, арендовать или приобретать свои производства на территории стран Средней Азии.
Любые изменения в международной обстановке могут спровоцировать изменения в логистике. Многое будет зависеть от отношений России с основными странами – производителями и поставщиками продукции, со странами-транзитерами, а также от санкционного давления на владельцев транспортных средств в международном сообщении. Не стоит исключать ничего, стоит разрабатывать в том числе и наиболее негативные сценарии.
Retail.ru
Читайте также:
Иван Тихов, «Додо Пицца»: «Мы оказались бенефициарами кризиса 2022 года»
Что стимулирует беднеющего клиента покупать?
Индивидуальные постаматы: зачем и кому они нужны?
Дискаунтеры Сибири: как они устроены и чем отличаются друг от друга
«Добрянка»: как зарабатывать на полузабытых рецептах русской кухни
Организация дистанционной торговли и поддержка в «1С»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.