Федеральная антимонопольная служба завершила работу над вторым пакетом антимонопольных поправок в законодательство и направила законопроекты на согласования в ведомства (первый, вводящий в том числе оборотные штрафы, вступил в действие в мае 2007 года). Поправки в КоАП, в закон "О защите конкуренции" и другие законопроекты имеются в распоряжении
"Ъ". В сравнении с предыдущей редакцией документа (см. "Ъ" от 14 и от 20 августа) проект сохранил самые спорные нормы. Часть этих норм фигурировала в проекте
ФАС
закона о торговле, принятие которого заблокировано Минпромторгом, часть — абсолютные новшества, не использующиеся ни в одном антимонопольном кодексе мира и в теоретических работах.
Вместо запрета "злоупотребления влиянием", самой критикуемой нормы предыдущей версии документа, в законопроекте появилась норма о "злоупотреблении рыночной властью", которая понимается как "включение в договор условий, невыгодных для контрагента". Суть статьи осталась прежней — действия компании, даже не занимающей доминирующего положения на рынке, могут караться штрафом до 15% от оборота, если они "не отвечают принципу добропорядочности, разумности, справедливости", "препятствуют продвижению товара на рынок" или создают "дискриминационные условия" контрагенту. Нововведением проекта является госрегулирование доступа к объектам инфраструктуры за пределами госмонополии. Правительству предписано "устанавливать правила недискриминационного доступа" к любой инфраструктуре.
В профильных ведомствах вчера категорически отказались комментировать проект ФАС. "Есть принципиальные моменты, которые категорически неприемлемы",— заявил "Ъ" источник в одном из министерств.
В самой ФАС перспективы работы над документом оценивают оптимистично. "Мы понимаем, что норма о злоупотреблении рыночной властью несовершенна, но мы готовы доработать ее с учетом предложений ведомств",— заявил "Ъ" начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский. Он пояснил, что норма призвана исключить ситуацию, когда нехватка определенных ресурсов, например торговых или складских площадей, позволяет компании диктовать свои условия и взвинчивать цены. "Когда рынок сбалансирован, норма применяться не должна",— заявил он.
Методики оценки степени "выгодности" сделки, заявляют в ФАС, существуют и уже используются при оценке доминирующего положения в соответствии со статьей 10 закона "О защите конкуренции". Методика основана на оценке соотношения сделки со сделкой, совершенной в "стандартных" условиях. Господин Пузыревский признал, что для исключения коррупции в законе "должны стоять фильтры, которые бы не позволяли использовать эту норму избирательно",— их в ФАС и предполагают обсуждать с ведомствами. В ФАС также не видят никаких проблем с расширительным толкованием понятия "инфраструктуры" и введением госрегулирования доступа к ней. "Идеология в том, чтобы те объекты, которые сходны с инфраструктурой, например водопровод, попали под такое же регулирование. Норма в стадии обсуждения, если не придем к компромиссу, не исключено, что откажемся от нее",— говорит господин Пузыревский.
Пакет предложений ФАС предусматривает также возможность запрета на расширение бизнеса для крупных компаний. Например, если компания, торгующая продовольствием, владеет в пределах субъекта РФ или муниципального образования более 35% торговых или складских площадей, ей запрещается расширять бизнес. "Чтобы существовала конкуренция, необходимы несколько участников рынка. Разумеется, никто не будет отбирать площади, но если хозяйствующий субъект владеет более 35%, приобретать новые площади он не сможет",— поясняют в ФАС. Как "компенсацию" бизнесу ФАС предлагает ввести в законодательство институт дисквалификации чиновников, нарушивших антимонопольные нормы со своей стороны.
Ранее правительство поручило ФАС доработать проект к концу сентября. В ходе обсуждения предложений ФАС в правительстве 19 августа представители ведомств оценивали их крайне скептически, но в ФАС рассчитывают завершить согласования и внести проект в правительство до середины сентября. У одного из самых опасных для бизнеса законопроектов есть шансы попасть в Госдуму еще до конца 2008 года.