Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Факторинг в России: оптимизма мало
Еще в 2014 году игроки рынка ожидали замедления на рынке факторинга. Ужесточение некоторыми факторами методик по управлению рисками и ощутимое снижение потребительского спроса в отдельных сегментах торговли в начале прошлого года повлияли на замедление развития факторинговых услуг. Вторая середина года оказала еще более серьезное влияние, и уже по итогам третьего квартала совокупный оборот факторинга сократился по сравнению со вторым кварталом на 12%, до 472 млрд рублей и впервые за долгие годы продемонстрировал отрицательную динамику. По данным Ассоциации факторинговых компаний, совокупный оборот российских факторинговых компаний за год составил в 2014 году 2,02 трлн руб., увеличившись с начала года всего на 9,6%. Это плачевные цифры по сравнению предыдущими годами: в 2013 году рынок показывал рост в 32%, в 2012 году – 63%. При этом по-прежнему самым востребованным является регрессный факторинг – 65% от объема фактически уступленных денежных требований.
Самым проблемным сегментом стал международный факторинг, показавший за 9 месяцев прошлого года рост 1, 6%, по сравнению с тем же периодом 2013 года – 2,1%. Перспектива развития данного сегмента находится под пристальным вниманием государства. Комитет Госдумы по финансовому рынку одобрил поправки к закону «О валютном регулировании и валютном контроле», а также к ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях, что упрощает условия ведения международного факторинга в России, в том числе за счет возможности финансировать клиентов-резидентов в иностранной валюте, и рекомендовал принять законопроект в первом чтении. При этом законодатели предложили рассмотреть возможность разделения ответственности за возврат (репатриацию) выручки в Россию в рамках факторинговых сделок. На сегодняшний день законопроект предусматривает такую ответственность только для экспортеров-резидентов. По мнению участников рынка, если ответственность за возврат средств даже частично будет переложена на факторов, многие предпочтут отказаться от операций по международному факторингу во избежание рисков.
Тем не менее структура клиентов и характер факторинговых запросов за несколько лет не изменилась. «44% дебиторов составляют сети и розничные магазины, 54% клиентов, никогда не работавших с факторингом, стремятся восполнить недостаток оборотных средств и ликвидировать кассовые разрывы, из тех, кто пользовался факторингом, 36 % хотят увеличить лимиты финансирования по действующим дебиторам, а 40 % ищут факторинг на дебиторов, за которых не смог поручиться текущий фактор», – рассказал в своем анализе потребностей клиента факторинга Вадим Суворов, управляющий директор компании Absolution.
Из-за введения санкций предприятия, работающие с импортом, периориентировались на внутренний рынок, последующее снижение покупательского спроса приведет к снижению товарного оборота у основных потребителей факторинговых услуг – торговых сетей. Хотя сегодня под угрозой находятся все клиенты факторинга. Серьезный и неожиданный удар по отрасли нанесло повышение ставок рефинансирования ЦБ РФ. В экономике сформировался и сохраняется дефицит ликвидности в банковском секторе, банки сдерживают кредитную активность, возрастают проблемы с реструктуризацией и возвратом кредитов. В результате некоторые клиенты отказываются от операций по факторингу, а часть из-за затрудненного доступа к ликвидности и роста ставок испытывает проблемы с платежеспособностью.
По мнению Владимира Тетерина, ведущего эксперта Рейтингового Агентства «Эксперт РА» (RAEX) в 2015 году основными трендами рынка факторинга в России будет: рост проблемной задолженности, переход ряда клиентов на работу по предоплате, увеличение стоимости привлеченных средств; а из позитивных тенденций: сохранение потребности в доходном размещении «короткой» ликвидности, распространение электронного факторинга и потенциальный выход на рынок новых игроков.
Аналитики и игроки рынка считают, что в 2015 году в драйвером роста факторинговых услуг может стать развитие факторинга в регионах и проникновение факторинга в сегмент госзаказа и госуслуг. Сами факторы нацелены на совершенствование управления и объединение усилий по продвижению услуг факторинга.
С использованием материалов VII Международной конференции «Факторинг и управление дебиторской задолженностью: российские реалии и мировой опыт».
Ирина Баскакова, специально для Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?