Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Факторинг в России: настоящее и будущее
В России факторинг появился и развивается с конца 1990-х годов. За эти годы услуга изменилась. Небольшие отделы банков, занимающиеся факторингом, выросли в крупные подразделения, также появились самостоятельные компании-факторы. В 2013 году рынок финансовых услуг России, как и прочие отрасли экономики, показывает признаки стагнации. Темпы прироста факторинга в этом году снизились, тем не менее, услуга продолжает развиваться достаточно активно, особенно в качественном направлении. Сегодня рынок факторинга можно назвать сегментированным. Одни игроки сконцентрировались на крупном бизнесе, другие – на малом и среднем. Факторы, работающие с крупным бизнесом, показывают более уверенный рост и объем. Развитие факторов, специализирующихся на МСБ, является не таким активным, однако число клиентов у таких факторов намного больше, что, в свою очередь заставляет их фильтровать и более серьезно отслеживать запросы.
Кроме явной сегментации, другой тенденцией рынка факторинга является рост конкуренции. Высококонкурентная среда держит ставки на факторинг, сопоставимые с кредитными продуктами, что приводит к оттоку клиентов из банковского сектора в факторинг. Это особенно заметно в компаниях-факторах, финансирующих поставки в крупные торговые сети. Михаил Трейвиш, президент Восточно-Европейской факторинговой ассоциации и председатель совета директоров международной факторинговой ассоциации International Factors Group, высказал мнение: «Высокая конкуренция положительно сказывается на отрасли факторинга – чем больше игроков, тем больше возможностей ее развития. Для участников же рынка конкуренция потенциально предполагает, сокращение маржи и, как следствие, понижение инвестиционной привлекательности».
Привлекательность факторинга для клиентов обеспечивает более оперативное реагирование факторов на запросы и возможность дозированного финансирования, необходимого в зависимости от объема сбыта. Сервисы и продукты факторинга, активно развивающиеся внутри сегмента, заинтересовывают все новых клиентов, которые чаще включают факторинг в инструменты управления финансовой эффективностью компаний. Одним из самых востребованных продуктов является факторинг с регрессом, его объем на общем рынке оставляет более 65%. Безрегресный факторинг, который в 2013 году вырос до 35%, достиг в этом смысле своего исторического максимума.
«Если сравнивать факторинг с другими сегментами финансового рынка, то он опережает все остальные, даже такой динамичный сегмент, как кредитование физических лиц, малого и среднего бизнеса и корпоративное кредитование (то есть, все кредитование в целом)», – отметил в своем докладе о состоянии рынка факторинга Павел Самиев, заместитель генерального директора, рейтинговое агентство .
Экономическая реальность заставляет факторов не только по-разному выстраивать отношения с поставщиками и покупателями, но и со страховыми компаниями. Даже те факторинговые компании, которых поддерживают материнские банки, стали чаще страховать кредитные риски. Светлана Краснова, директор московского офиса «ИГК страховой брокер», отметила, что российские факторинговые компании и страховщики стали находить больше точек соприкосновения. По словам Светланы, факторы сегодня страхуются единично, страхуют факторинговый портфель, как частями, так и полностью.
В 2013 году до 2% увеличилась доля международного факторинга. Это меньше чем в других странах. Например, средняя доля международного факторинга в Европе равняется 15 %, но для России этот показатель уже является позитивным фактом.
Перспективы рынка развития факторинга оцениваются как высокие по нескольким причинам. Во-первых, продолжается совершенствование налогового, валютного законодательства и Гражданского Кодекса РФ. Второе, что ускоряет рост данного финансового инструмента – постепенное использование факторинга в таком направлении деятельности как госзакупки. В – третьих, немаловажный, но скорее отсроченный рычаг развития факторинга – увеличение объемов международной торговли, вступление России в ВТО и функционирование единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана.
Ирина Баскакова, Retail.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.